Создание проблемы и её решение на уроках математики в первом классе
Создание проблемы и её решение на уроках математики в первом классе
Учебная проблема – творческая задача, которая уже решена учёными, но является новой для учащихся. Направлена на выработку исследовательских умений учащихся. Постановка учебной проблемы начинается с проблемной ситуации. По мнению польского учёного В. Оконя, «сущность процесса учения путём решения проблем сводится в каждом случае к созданию такой ситуации, которая вынуждает учащегося самостоятельно искать решение». Именно проблемная ситуация на уроке является начальным моментом мышления, т. к. вызывает познавательную потребность ученика и создаёт внутренние условия для активного усвоения новых знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание проблемы и её решение на уроках математики в первом классе »
Статья
Тема «Создание проблемы и её решение на уроках математики в первом классе»
Авторы: Денисова О.В, Кокунова И.А. учителя начальных классов МОУ «Заозерская СОШ №10» Прионежского района, Республики Карелия.
Как урок нам начинать,
Чтоб проблему в нём создать?
Детей чтоб погрузить в урок,
Чтоб знанием овладеть бы каждый смог.
- О чём стандарты говорят?
- Уметь учиться должен каждый из ребят!
При подготовке урока изучения нового материала по новой технологической карте вызывает затруднение организация этапа постановки учебной проблемы и пути её решения. Постановка учебной проблемы требует от учителя чёткой и последовательной деятельности, чтобы сразу заинтересовать и активизировать познавательную деятельность школь- ников.
Что же такое проблема?
Проблема – в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств, для достижения некоторой цели.
Проведя опрос в классах и, выслушав мнения детей, что такое учебная проблема и интересен ли урок открытия новых знаний самими учащимися, мы получили следующие ответы: «Учебная проблема – это когда трудно» , «…когда чего-то не знаю», «… сталкиваемся с незнакомым для нас материалом.»; «открывать знания интереснее самим», «думаешь, думаешь и доходишь до цели….., ведь сложное - всегда интересно».
Учебная проблема – творческая задача, которая уже решена учёными, но является новой для учащихся. Направлена на выработку исследовательских умений учащихся. Постановка учебной проблемы начинается с проблемной ситуации. По мнению польского учёного В. Оконя, «сущность процесса учения путём решения проблем сводится в каждом случае к созданию такой ситуации, которая вынуждает учащегося самостоятельно искать решение». Именно проблемная ситуация на уроке является начальным моментом мышления, т. к. вызывает познавательную потребность ученика и создаёт внутренние условия для активного усвоения новых знаний.
Примеры приёмов создания проблемных ситуаций на уроках приведены у Е.Л.Мельниковой «Проблемный урок или Как открывать детям новые знания».
На уроках математики в первом классе мы можем использовать следующие типы проблемных ситуаций (удивление, затруднение):
Предъявить противоречивые факты или точки зрения.
Сталкивание разных мнений учеников вопросом или определённым заданием.
Использование практических заданий, не сходных с предыдущим.
Предложить задание, не выполнимое вообще.
Использовать приём «яркого пятна».
Ключевыми темами в первом классе являются темы «Состав чисел в пределах 10 и 20». Вот некоторые приёмы постановки проблемных ситуаций и пути их решения.
Тема: Состав числа 5.
Проблемная ситуация на данном уроке: детям предлагается задание «Засели жильцов в дом» (по составу чисел 2,3,4,5). Когда дети доходят до распределения жильцов в дом №5, они встречаются с трудностью, т.к. состав числа 5 им не знаком. Учитель интересуется у детей: «Какую учебную проблему мы поставим на уроке?» Сформулировав учебную проблему, учащиеся с учителем переходят к следующему исследовательскому приёму. Детям предлагаются коробочки, разделённые на 2 части с пятью горошинами и таблица, куда будут заноситься полученные данные во время исследования. Путём встряхивания коробочка, дети получают разные варианты распределения горошин в частях коробка и заносят данные в таблицу. Таким образом, после последующего закрепления ученики могут заселить дом 5, решив учебную проблему.
Тема: Таблица сложения в пределах 20.
Детям предлагается таблица
I
II
III
IV
1
2
4
8
3
3
5
9
5
6
6
10
7
7
7
11
9
10
12
12
11
11
13
13
13
14
14
14
15
15
15
15
Учитель заинтересовывает таблицей, по которой может отгадать любое задуманное детьми число. Для этого надо ученикам сказать, в каких столбцах оно есть. Учитель спрашивает: «А догадались ли вы, как я угадываю задуманные вами числа?» Учащиеся сами или при помощи учителя догадываются, чтобы угадать число, нужно сложить первые числа этих столбцов. Затем учитель предлагает детям угадать число, задуманное им. Ученики с удовольствием отгадывают, но, когда доходит до загаданного числа 12, говорят, что они не могут к 4+8, т. к. не знают как складывать подобные числа.
«Какую учебную проблему поставим на уроке?» - спрашивает учитель. Дети отвечают: «Как выполнять сложение таких чисел».
Далее, путём практической работы идёт усвоение материала сложение чисел с переходом через десяток.
При изучении этой темы можно создать проблемную ситуацию, используя интерактивную игру «Баскетбол»
В процессе игры ученик должен забить мяч с ответом данного выражения. Дети легко справляются с заданиями, пока не доходят до выражения 8+4. Постановка и разрешение проблемы происходит аналогично.
Также лотерея «Спринт» может быть использована для создания проблемной ситуации. Во время математического диктанта дети заносят только ответы на полоску бумаги, расположенную в вертикальном положении. После записи ответа ученики загибают часть листа, закрывая ответ, записывают новый ответ, закрывают и т. д. Детям предлагается записать ответы на следующие выражения: 5+3, 6+3, 8+2, 2+7, 8+6. При организации проверки ученикам предлагается развернуть полоску и слушать выигрышные номера, которые называет учитель, обводя правильные ответы в круг. Услышав ответ на последнее выражение, у многих детей будут ошибки или вообще нет ответа. Отсюда следует постановка проблемы.
Иногда для создания проблемной ситуации используем приём «яркого пятна». Это может быть стихотворение, сказочная ситуация, сценка, викторина, картина, видеофрагмент и прочее, что послужит мотивацией для постановки проблемы.
Тема: «Дециметр»
Включаем видеоролик с вопросом дошкольника, обращённого к детям. Этот вопрос озадачивает учеников, и сразу встаёт перед ними проблема узнать самим, что же такое дециметр.
Учащимся выдаются различные мерки (зелёная - 1см, синяя - 20см, красная -10 см). Предлагается взять самую маленькую мерку. Учитель ведёт с детьми диалог.
-Чему она равна?
-Один сантиметр.
- Возьмите полоску синего цвета (20 см).
- Сколько маленьких мерок будет в этой полоске?
- Много.
-Теперь берём красную мерку. Сколько таких мерок содержится в синей полоске?
- Две
-Почему у нас так получилось?
- Потому что разные мерки.
- Какой меркой вам было удобнее производить измерение?
- Красной меркой
- А давайте посмотрим, сколько мерок по 1см содержится в красной полоске?
- Всего 10 (10см)
Делается вывод, что 10см - это 1 дециметр.
Тема: Переместительное свойство сложения.
Ситуация в стихах заставляет ребят задуматься.
«Однажды Миша Иванов решал задачу про слонов.
Слонов больших всего 4, а маленьких всего лишь 2.
А сколько вместе их друзья?
Тут Миша к четырём прибавил два,
Потом подумал и решил:
- А если к двум четыре прибавлять, ответ другой мы будем получать?»
Предложив данную ситуацию, мы получаем разные мнения детей. Ставим учебную проблему и с помощью практической работы её разрешаем.
Новые стандарты одной из главных задач ставят «научить ребёнка учиться». А постановка учебной проблемы, ситуации, поиска решения создаёт благоприятную атмосферу на уроке, где ученик находится в состоянии открытия, поиска, увлечён своей деятельностью, умеет ставить перед собой цель и активно её решать. Хотелось бы, чтобы слова Э.Н.Успенского стали для нас реальностью: «Может быть, и наступит такое время, когда в школу станет ходить интереснее, чем прогуливать. На уроках будет веселее, чем в кино, а математику дети будут любить больше, чем мороженое».
Использованная литература и ресурсы Интернет:
1.Генштейн Л.Э., Мадышева Е.Л. Арифметические игры для детей 6 -7 лет.Серия «Энциклопедия развивающих игр»/- «Илекса» Москва-Харьков, 1998- 143 стр.
2. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании - М.:НОУ Центр «Педагогический поиск». Научно-практический журнал для администрации школ. Управление современной школой. Завуч. 2008, №1.- 144с.
3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., Педагогика, 1972
4. М.И. Махмутов. Организация проблемного обучения в школе. М., Просвещение, 1977
5. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002. – 168с.