Создание инновационной образовательной среды на уроках в начальной школе
Создание инновационной образовательной среды на уроках в начальной школе
Данный проект может быть реализован на разных возрастных ступенях начальной школы.
Цели: познакомить обучающихся с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности;вовлечь каждого в активный творческий процесс; учить представлять свой труд в виде презентации; воспитывать интерес к художественной литературе.
Задачи проекта:развитие творчества, способностей к изобретательству, эстетического вкуса обучающихся; формирование умений взаимодействия и взаимопомощи в группе.
Просмотр содержимого документа
«Создание инновационной образовательной среды на уроках в начальной школе»
Разработка и внедрение творческого проекта по внеклассному чтению во 2 классе « Моя любимая книга Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:
Подготовительный этап включал разработку творческого комплексного проекта, знакомство учащихся и родителей с проектной технологией;
Основной этап предусматривал реализацию проекта с учащимися начальных классов и выявление уровня сформированности творческих способностей;
Контрольный этап предполагал определение динамики продвижения учащихся, анализ результатов работы.
Данная работа проводилась во 2а класса МОУ «Лицей физики, матаматики,информатики №40» при УлГУ города Ульяновска. Но проект может быть реализован на разных возрастных ступенях начальной школы.
Паспорт проекта.
Тема: «Моя любимая книга Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
Цели:
познакомить обучающихся с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности;
вовлечь каждого обучающегося в активный творческий процесс;
учить представлять свой труд в виде презентации;
воспитывать интерес к художественной литературе.
Задачи проекта:
развитие творчества, способностей к изобретательству, эстетического вкуса обучающихся;
формирование умений взаимодействия и взаимопомощи в группе;
разработка и изготовление предполагаемого продукта проекта.
Этап 1. Предпроектная подготовка (работа над темой)
С 11.01 по 21.03 2009г. в лицее проводился Читательский марафон. Задолго до этого (в декабре 2008г.) в классе началась предпроектная подготовка:
знакомство с творчеством Н.Носова;
чтение книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»;
викторина «Коротышки из Цветочного города»;
кроссворды о Незнайке и его друзьях;
разучивание песни «Гимн Незнайки и его друзей»;
конкурс рисунков.
Материалы, найденные дома, в библиотеке, даже в Интернете ребята несли в школу и мы детально прорабатывали всё найденное по теме.
В это же время с учащимися была проведена беседа «Я выполняю проект», в ходе которой шло обсуждение вопросов: что такое проект и как он выполняется, этапы проекта и его возможные продукты, что значит презентация проекта и его самоанализ. Поскольку учащиеся небольшой опыт в проектной деятельности, я сама предложила им уже разработанную структуру проекта. В основном все ребята заинтересовались данной деятельностью, но были и такие, кто насторожился. А второй продукт проекта (создание диафильма) предложили уже ребята в процессе работы.
На одном из собраний родители были ознакомлены с методикой организации проектной деятельности детей и мы совместными усилиями определили оптимальные формы их возможного участия: помощь советом, творческими идеями, информацией, проявление заинтересованности. Родители получили соответствующие памятки.
Этап 2. Планирование (выбор проектов).
из рисунков ребят оформить выставку;
для работы по созданию игры было решено:
- составить правила игры;
- выполнить эскиз игрового поля;
- подобрать и изготовить иллюстративный материал;
- оформить игру;
- апробировать игру.
Этап 3. Практическая реализация проекта.
Оформление выставки рисунков;
Создание настольной игры. Апробация игры.
Этап 4. Презентация.
Презентация нашего проекта проходила на «Неделе кафедры начального обучения»,которая бала посвящена теме «Формирование коммуникативной компетентности младшего школьника на уроке и во внеклассной деятельности».На открытом уроке дети работали по группам: пересказывали и инсценировали полюбившиеся главы книги, подбирали рифмы, отгадывали героев с необычными именами, выполняли тестовые задания. Анализируя прочитанные отрывки, обсуждали поведение и поступки героев, отвечали на вопросы: чтобы вы сделали по-другому; чей поступок и почему может быть примером?
Этап 5. Самооценка результатов и собственной деятельности.
Итоговым моментом в работе над данным проектом явилась письменная самооценка участниками проекта процесса и результата собственной деятельности, которая осуществлялась с помощью листов самооценивания. (Приложение)
Динамика продвижения учащихся.
По моим наблюдениям, откликам детей и родителей проект нашёл эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически-развивающих задач.
Во время работы над проектом 2 раза проводилось анкетирование.
В первой части проекта учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Нравится ли тебе участвовать в реализации проекта?» Были предложены варианты ответа на него: «занимаюсь с удовольствием», «нравится», «не очень нравится», «мне всё равно», - из которых ученик должен был выбрать только один. Отрицательных ответов не последовало, но три ученика выбрали ответ «мне всё равно».
Также учащиеся оценили своё отношение к творческому проекту. Ответы были следующие:
«проект интересный» - 44%;
«нужный» - 26%;
«непонятный» - 19%;
«трудный» - 11%.
Результаты исследования показали, что не все участники поняли суть и методику выполнения проекта, поэтому у некоторых проектная деятельность вызывала беспокойство.
Также на данном этапе работы по результатам педагогического наблюдения определялся уровень сформированности у младших школьников ключевых компетентностей. К таковым относятся: решение проблемы (постановка проблемы, целеполагание, планирование и оценка результатов), информационная (поиск и обработка информации) и коммуникативная (письменная коммуникация, устная презентация, работа в группе). На данном этапе у учащихся были частично сформированы ключевые компетенции. Преобладал низкий уровень решения проблемы и работы с информацией, частично средний уровень коммуникации.
После завершения работы над проектом уровень компетентностей учащихся немного повысился. Наметилась тенденция роста уровня компетенции решения проблем и работы с информацией, однако критерии коммуникации остались без изменения. На мой взгляд, для повышения уровня коммуникативной компетентности необходимо многократное участие детей в проектной деятельности.
Индекс удовлетворённости учащихся проектной деятельностью повысился, так как всем без исключения нравилось участвовать в проекте.
Учащиеся повторно оценили своё отношение к проекту. По сравнению с предыдущими ответами динамика положительного отношения к данному виду работ налицо:
«проект интересный» - 73%;
«нужный» - 90%;
«понятный» - 80%;
«полезный» - 64%;
Было определено, какой этап работы над проектом ученикам понравился больше всего. 48% участников проекта на первое место поставили презентацию, поиск информации – 36%; реализацию проекта - 11%, а 5% участникам «понравилось всё».
В своих отзывах о проделанной работе ученики отметили не только своё эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали её содержательный анализ, отметив, чему она их научила какие были трудности и достижения.
Таким образом, анализ полученных результатов после проведения контрольного этапа эксперимента, показал, что уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности.
Предъявление опыта деятельности
Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов лицея в марте 2008г. «Метод проектов. Специфика его применения в начальной школе»;
Выступление на районном семинаре классных руководителей в августе 2009г. «Коллективная проектно-творческая деятельность в начальных классах»;
Публикация «Резервы учебных и внеучебных занятий в начальной школе по формированию коммуникативной компетенции школьников» (Обеспечение компетентностных результатов начального образования в условиях внедрения стандартах второго поколения: методическое пообие.-Ульяновск: УИПКПРО,2010)
Участие учащихся 2А класса в городском конкурсе «Творчество, развитие,успех» в декабре 2008 г.;
Участие учащихся 3А класса в лицейском конкурсе «Мой проект» февраль 2010 г.
Участие учащихся 4А класса в «Неделе добрых, мудрых мыслей» и за создание творческого проекта «Книга - мой друг», 2010г.