kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание здоровьесберегающей среды на уроках в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа – это не только образовательное учреждение, это особый мир детства, в котором ребенок проводит значительную часть своей жизни. Не секрет, что число практически здоровых детей невелико. Только каждый десятый первоклассник может считаться здоровым.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Создание здоровьесберегающей среды на уроках в начальной школе.»


Создание здоровьесберегающей среды на уроках в начальной школе.

Школа – это не только образовательное учреждение, это особый мир детства, в котором ребенок проводит значительную часть своей жизни. Не секрет, что число практически здоровых детей невелико. Только каждый десятый первоклассник может считаться здоровым.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

- в физическом плане - здоровье позволяет справляться с учебной нагрузкой,

- в социальном - ребёнок общителен, коммуникабелен,

- в интеллектуальном – самообучаем, наблюдателен, обладает развитым воображением,

- в эмоциональном – уравновешен, способен удивляться,

- в нравственном – признаёт основные общечеловеческие ценности.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образование может помочь преодолеть противоречие, заключающееся в несоответствии организационно-педагогических условий возрастным, психофизиологическим особенностям учащихся и состоянию их здоровья.

Составляющих здоровьесберегающей среды на уроке много, это:

  • методы и приёмы работы,

  • игры,

  • смена видов деятельности,

  • оформление кабинета,

  • физкультминутки,

  • психологический климат,

  • эмоциональная разрядка,

  • мотивация,

  • уровневые задания и др.

Подробнее я хотела бы остановиться на физкультминутках.

Существуют разные виды физкультминуток:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления,

  • упражнения для кистей рук,

  • гимнастика для глаз,

  • гимнастика для слуха,

  • упражнения, корректирующие осанку,

  • дыхательная гимнастика.

Выбор вида физкультминутки зависит от преобладающей деятельности учащихся на уроке: письмо, чтение, слушание и говорение.

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения.

Поэтому использую:

1) Упражнения для снятия общего или локального утомления

Провожу физкультминутки, в состав которых включаю упражнения по формированию осанки, на отдых позвоночника, упражнения для ног, потягивания.

Например, во время данной физкультминутки:

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

Ну, а мы идём, идём

И к себе приходим в дом.

мы поднимаем руки над головой, делаем хватательные движения, словно ловим снежинки, высоко поднимаем колени, прыгаем на месте.

2) Упражнения для кистей рук

Огромную пользу приносит пальчиковая гимнастика. На пальцах и ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно воздействует на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Нужно добиваться, чтобы все упражнения ребенок выполнял легко, чтобы занятия приносили ему радость.

Несомненные плюсы пальчиковой гимнастики в том, что она не только улучшает грамотность детей, но и стимулирует развитие речи, т.к. все упражнения делаются под стихи, что активизирует центр речи.

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширить зрительно-пространственную активность в режиме урока.

Использую гимнастику для глаз.

Один из способов – проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров и траекторий, по которым дети «бегают» глазами (Выполнение упражнения «Буратино» или «Рисование носом»).

В последние годы,  в связи с внедрением ИКТ, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз или, как их ещё называют, офтальмотренажёры.

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока использую:

- гимнастику для слуха,

Например, игру «Испорченный телефон» или массаж ушка (пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили. Выгибание ушек вперёд, а затем в обратную сторону).

- дыхательные упражнения, которые помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке.

Например, упражнение «Шарик» (Дети представляют, что они воздушные шарики. На счёт: один, два, три, четыре, - делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают). А ещё такие упражнения, как «Пульвелизатор», «Мотоцикл», «Поймай комара», чтение стихов разной громкости.

Отдельно хочу отметить тематические физкультминутки, которые можно использовать на уроках с любым преобладающим видом деятельности.

Например, на уроке русского языка по теме «Мягкий разделительный знак» провожу игру: Если есть в слове мягкий разделительный знак, дети приседают, если его нет – прыгают.

На уроке по теме «Род имен существительных», если существительные мужского рода - хлопают, если женского - прыгаем, если среднего – разводят руки в стороны.

На уроке математики при изучении темы «Геометрический фигуры» можно применить тематическую гимнастику для глаз. Дети, сидя за партами, рисуют глазами различные геометрические фигуры:

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз. И вновь глазами

Ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Вдоль по линиям води.

А в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза откроем наконец.

Зарядка окончилась. Ты – молодец!

На уроке окружающего мира провожу игру «Деревья, кустарники, травы» для закрепления знаний о классификации жизненных форм растений и физкультминутки, например:

Руки подняли и покачали –

это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

Так же на любом уроке можно использоватьмузыкальные физкультминутки. Они снимают усталость, повышение работоспособности, настроения.

Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеют подвижные игры, проводимые на воздухе.

Игры – хороший отдых между уроками, они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

В своей педагогической деятельности я использую такие игры, как «У медведя во бору», «Третий лишний», «Воробьи, вороны», «Карлики, великаны» и др.

Подвижные игры в младших классах необходимо использовать для формирования основных физических качеств, для профилактики простудных заболеваний, закаливающих мероприятий.

Подвижные игры с малой и средней двигательной активностью можно использовать на уроках для снятия статичного напряжения и повышения общего тонуса организма.

Пример одной из игр:

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся

И кивнем затем по кругу.

Все проблемы победили,

Вверх взметнулись наши руки.

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим грызть гранит науки!

Закончить хочу словами В.А. Сухомлинского: «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Создание здоровьесберегающей среды на уроках в начальной школе.

Автор: Наталья Викторовна Шмойлова

Дата: 13.02.2024

Номер свидетельства: 645551

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(65) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie-2"
    ["file_id"] => string(6) "152766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420901914"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Организация здоровьесберегающей среды с учетом индивидуально - возрастных особенностей воспитанников дополнительного образования"
    ["seo_title"] => string(147) "orghanizatsiia-zdorov-iesbierieghaiushchiei-sriedy-s-uchietom-individual-no-vozrastnykh-osobiennostiei-vospitannikov-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "259595"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448798146"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Концепция построения модели учебно-воспитательного процесса  в младшем школьном возрасте.«Начальная школа – системное звено самоопределения личности». "
    ["seo_title"] => string(172) "kontsieptsiia-postroieniia-modieli-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-v-mladshiem-shkol-nom-vozrastie-nachal-naia-shkola-sistiemnoie-zvieno-samoopriedielieniia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "162478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422361206"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Статья  "Современные здоровьесберегающие технологии в образовании" "
    ["seo_title"] => string(79) "stat-ia-sovriemiennyie-zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "169449"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423409486"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Доклад на тему "Возможности урока музыки как средство реализации здоровьесберегающих технологий". "
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-na-tiemu-vozmozhnosti-uroka-muzyki-kak-sriedstvo-riealizatsii-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "118085"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413034088"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства