kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Создание условий для выявления и развития индивидуальных особенностей одарённых детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема соответствует современным тенденциям развития образования. Президентом РФ утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где система выявления  и поддержки талантливых детей провозглашена приоритетной  государственной задачей, т.к. от этого зависит будущее страны, её престиж на мировой арене.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Создание условий для выявления и развития индивидуальных особенностей одарённых детей»»

«Создание условий для выявления и развития индивидуальных особенностей одарённых детей»


Фролкина Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 36


Данная тема соответствует современным тенденциям развития образования. Президентом РФ утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где система выявления и поддержки талантливых детей провозглашена приоритетной государственной задачей, т.к. от этого зависит будущее страны, её престиж на мировой арене.

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

На мой взгляд, для успешного развития способностей одарённых детей обязательным условием является подготовка педагогических кадров. Учитель должен быть непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности, владеть современными педагогическими технологиями. Кроме того педагог должен:

  • уметь распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности,

  • уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностики,

  • уметь координировать свои действия с действиями родителей,

  • уметь консультировать родителей и учащихся,

  • обладать профессиональной зрелостью, эмоциональной стабильностью, способностью к самоанализу, чуткостью, доброжелательностью, наличием чувства юмора.

Поэтому сама постоянно занимаюсь самообразованием:

  • повышаю профессиональное мастерство,

  • посещаю занятия других педагогов,

  • участвую в педагогических чтениях, педсоветах, заседаниях МО педагогов дополнительного образования,

  • для работы с одарёнными детьми составляю план работы на год.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;

  • развитие творческих способностей на уроках;

  • развитие способностей во внеклассной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

С первого класса я начала работу по выявлению одаренных детей. Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Любая форма отбора детей на основе показателей тестов интеллекта оказывается несостоятельной с научной точки зрения. Поэтому при выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход- это тесты (культурно свободный тест Кеттелла (версия С) и одна из версий теста Равена), опросники, анкеты. При этом я использую разнообразные методы:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми (в школе, во внешкольной деятельности и т.п.);

  • специальные психодиагностические тренинги;

  • оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;

  • проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;

Проводила мероприятия с родителями, направленные на выявление одаренных детей. Вела просветительскую работу среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Например, провожу родительское собрание на тему «Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы», лекция «Развитие интеллектуальных способностей ребенка». Привлекала родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.

В конце первого класса образовались группы одаренных детей по направлениям: интеллектуальное направление (7 человек), спортивное направление (10 человек), творческое направление (15 человек).

С первого класса начинаем создавать Портфолио.

Дальнейшая работа заключалась в создании условий для развития одаренности учащихся, при этом не забывала, что развитие интеллектуальных способностей является для школьников главным.

Работы детей выставляются на конкурсы. Провожу интегрированные уроки по труду и изобразительному искусству, по труду и музыке, которые помогают учащимся видеть музыку в живописи, творчески подходить к поделкам, которые создаются на уроках труда.

О результатах проведенной работы свидетельствуют данные. Участвуем в городском литературном конкурсе «Золотые крылышки» (1-2 призовые места в номинации «Поэзия», «Сказка фантастика», «Моя семья»), Литературный гранд им. В.А.Ростова завода «Стройтехника».

1-3 места в городской краеведческой викторине им. Н.А. Косикова «Наследие Златоуста»

Участие в городском конкурсе творческих работ «Поздравь с 23 февраля и 8 марта», в детском творческом конкурсе «Колесо чудес», в Международном творческом марафоне «Спасибо за мирное небо», в конкурсе чтецов «Мой Златоуст»

Дети со спортивными способностями, как правило, занимаются в секциях, выбор секций тоже для родителей является часто проблемой, так как не всегда легко определить, что же ребенку будет интересно, что подходит именно ему и где, может быть, он достигнет результата. Поэтому моя задача помочь родителям, к этому привлекаю и учителя физкультуры, и школьного врача, и школьного психолога. А чтобы у учащихся появился стимул в достижении спортивных результатов, создала в классе «Олимп успеха», где наглядно представлены все спортивные успехи учащихся. Конечно, эти дети принимают участие в школьных и городских спортивных мероприятиях, защищая честь школы и класса.

Важным считаю развитие интеллектуальных способностей, для этого провожу занимательно-познавательные занятия, даю творческие задания, задания для расширения кругозора, логические задания, развиваю исследовательскую деятельность ребенка, поддерживаю активность учащихся. На уроках я использую нестандартные задания, задачи в стихах, ребусы, головоломки, кроссворды, создавала проблемные ситуации, даю задания дня. Многие учащиеся выступают в роли ассистента учителя, готовят дополнительный материал, выполняют проверки самостоятельных и домашних работ. Реализую в практике обучения известные технологии:

  • Проблемное обучение (А.М. Матюшкин).

  • Использование опорных схем, сигналов (В.Ф. Шаталов).

  • Личностно-ориентированное обучение (И.А. Якиманская).

О результатах проведенной работы свидетельствуют данные.

Ежегодно принимаем участие в Международных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «Зимние интеллектуальные игры», «Компьютеры и технологии». Принимаем участие в школьных и городских олимпиадах по предметам. Участвовали в первом этапе XVII Международной Олимпиаде по основам наук для начальных классов, в турнире им. М.В Ломоносова, победитель в олимпиаде «От Звездочек к звездам». Имеем призовые места не только в городе, но и в регионе и в стране

Много лет работаю по программе «краеведение». Являюсь членом рабочей группы по созданию курса «Я-Златоустовец». Через экскурсии и походы, дополнительный материал изучаем родной край. Поэтому учила работать учащихся над проектами по краеведческим темам.

Все вместе работали над проектом «Видовой состав зимующих птиц Златоуста». Учащиеся делали кормушки, кормили птиц, проводили наблюдения за птицами в зимний период, фотографировали их, писали сообщения, выступали с этими сообщениями в классе.

Большая работа велась над долгосрочным экологическим проектом «Планета заболела». Каждый ученик принял участие. Готовили выступления, плакаты, рисунки правил поведения в природе и охране окружающей среды, предлагали пути решения разных экологических ситуаций.

О результатах проведенной работы свидетельствуют данные. Грамоты и дипломы во Всероссийской Олимпиаде «Эколята - младшие защитники природы», сертификаты за участие в онлайн-викторине «Победный географический диктант-2021»,призер в экологическом музыкальном фестивале «Веселая горка», участвовали в научно-экологической викторине «Инновации XXI века»

Работа в этом направлении требует постоянного стимулирования детей, формирования у них понимания значимости учебных и творческих достижений, их общественного признания.

В конце учебного года подводятся итоги достижений учащихся, учитываются не только успехи в учебной деятельности, но и во всех соревнованиях и конкурсах, включая эстетические, художественные, спортивные, личностные. На последнем родительском собрании отмечаются успехи и достижения учащихся, презентуются лучшие Портфолио, вручаются грамоты и дипломы, проходит отчетный концерт.

Наиболее важным результатом работы, проводимой с одаренными и способными детьми, считаю, высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствований умений, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что работа с одаренными и способными детьми в начальной школе - важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Поэтому я уже работаю с учителями среднего звена. Посещение уроков и дальнейшая внеклассная работа позволит продолжить работу с одаренными детьми, а также буду отслеживать их успехи в дальнейшем.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фролкина Татьяна Ивановна

Дата: 09.11.2021

Номер свидетельства: 590895

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Портфолио ученика начальной школы как результат итоговой оценки в образовательной системе согласно программе ФГОС  НОО. "
    ["seo_title"] => string(131) "portfolio-uchienika-nachal-noi-shkoly-kak-riezul-tat-itoghovoi-otsienki-v-obrazovatiel-noi-sistiemie-soghlasno-proghrammie-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "195287"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427890758"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Разработка статьи по теме: «Профессиональное мастерство учителя, его индивидуально-творческие поиски, находки, достижения, результаты»."
    ["seo_title"] => string(145) "razrabotka-stat-i-po-tiemie-profiessional-noie-mastierstvo-uchitielia-iegho-individual-no-tvorchieskiie-poiski-nakhodki-dostizhieniia-riezul-taty"
    ["file_id"] => string(6) "253607"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447611602"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Сказкотерапия как метод развития одарённости дошкольников на занятиях по развитию речи "
    ["seo_title"] => string(98) "skazkotierapiia-kak-mietod-razvitiia-odarionnosti-doshkol-nikov-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "116324"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412419285"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Актуальные проблемы учителя математики при работе с одарёнными детьми (обобщение педагогического опыта)"
    ["seo_title"] => string(80) "aktualnye_problemy_uchitelia_matematiki_pri_rabote_s_odarionnymi_detmi_obobshche"
    ["file_id"] => string(6) "626016"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1676742522"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "«РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»"
    ["seo_title"] => string(46) "rabota-s-odarionnymi-diet-mi-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "277979"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453027613"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства