Просмотр содержимого документа
«Создание творческой среды на уроках английского языка»
Создание творческой среды на уроках английского языка
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Василий Александрович Сухомлинский
Содержание образования в школе подчиняется главной цели – развитию индивидуальных творческих способностей учащегося, формированию основ научных знаний, адаптации и жизни в современных условиях. Школа призвана способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, физическому развитию личности ученика, развивая её творческие возможности.
Иностранный язык, являясь одним из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций.
Проблеме развития творческих способностей учащихся посвящено много исследований, проведенных как отечественными, так и зарубежными лингвистами, психологами и методистами. Ведь целью педагогического коллектива является создание условий для раскрытия и развития творческих способностей учащихся в максимально благоприятных условиях учебно-воспитательного процесса. Философские проблемы творчества раскрыты в трудах Г. С. Батищева, Н. А. Бердяева, В. С. Соловьёва и других ученых. Исследованиями творчества как психологического процесса, а также изучением психологических аспектов развития творческой личности и формирования занимались В. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Р. М. Грановская, В. Н. Дружинин, Б. И. Коротяеев, А. Н. Леонтьев. Классификации способностей и определение места творческих способностей в общей системе, а также разнообразные аспекты изучения структуры творческих способностей, разработки критериев и показателей их сформированности исследовались такими учеными как В. И. Андреевым, Я. А. Пономаревым, С. Л. Рубинштейном и некоторыми другими. О. А. Косинова, М. Н. Скаткин обратили внимание на разработку путей и способов формирования творческих способностей школьников в процессе обучения.
В настоящее время становится необходимым и важным осуществление на практике личностного подхода, который поддерживает методы воспитания, гуманизирующие личность, подчеркивающие её индивидуальные свойства, ставящие ученика в позицию субъекта развития своей творческой индивидуальности, обучающие диалогичному общению, развивающие эмоциональную сферу и т. д. [см. Даринская, 2007].
Проблема развития творческих способностей школьников в процессе обучения сложна и многогранна. Одной из особенностей развития творческих способностей является то, что они, как и любые другие способности развиваются в деятельности. Следовательно, главная задача учителя при решении этой проблемы – поиск путей и средств, а также форм организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения [см. Даринская, 2007].
Содержание образования в школе подчиняется главной цели – развитию индивидуальных творческих способностей учащегося, формированию основ научных знаний, адаптации и жизни в современных условиях. Школа призвана способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, физическому развитию личности ученика, развивая её творческие возможности.
Далее в исследовании мы будем придерживаться понятия современной методики “креативное письмо”. Под ним подразумеваются упражнения продуктивного характера разной степени сложности, отличные по форме и содержанию. Отличительными чертами этих упражнений является то, что они всегда выполняются в письменной форме и носят увлекательный творческий характер [см. Ветюгова, 2005].
Обучение креативному письму может происходить только в особой атмосфере творческой свободы, когда в отсутствии страха ученики экспериментируют с языковыми формами, открывают для себя что-то новое, наслаждаются красотой звучания языка [см. Ветюгова, 2005].
Более того, являясь средством выражения мыслей и чувств говорящего, развивая критическое мышление, фантазию и воображение, творческое или “креативное” письмо способствует развитию всех видов речевой деятельности [см. Ветюгова, 2005].
Для эффективного развития творческих способностей имеют большое влияние педагогические условия. Под данным термином мы будем понимать совокупность необходимых внешних требований и внутренних психологических установок, удовлетворение которых обеспечит достижение желаемого результата, который определяется как эффективная организация процесса творческой деятельности старшеклассников, обеспечивающая достижение старшеклассниками творческого уровня деятельности и на его основе развитие их творческих способностей [см. Хапаев, 2007].
Педагогическими условиями развития творческих способностей старшеклассников можно назвать следующие: включение старшеклассников и педагогов в совместную творческую деятельность, педагогическое управление процессом развития творческих способностей старшеклассников и разработка критериев оценки уровня развития творческих способностей старшеклассников [см. Хапаев, 2007].
Процесс развития творческих способностей старшеклассников есть взаимодействие двух подсистем: учителя и ученика, выступающих в качестве субъектов этого процесса. Степень, полнота их погружения в творческую деятельность определяет характер результатов деятельности, возможность их качественной и количественной оценки [см. Хапаев, 2007].
Когда самостоятельная деятельность учащихся достигнет такого уровня, что можно говорить об идентичности схемы творческой деятельности старшеклассников и педагогов, тогда становится возможным констатировать достижение главной педагогической цели. Педагогическая цель будет достигнута, если творческие способности будет развиты в такой степени, что школьники смогут осуществлять творческую деятельность самостоятельно [см. Хапаев, 2007].
Эффективность процесса развития творческих способностей старшеклассников в немалой степени зависит от качества педагогического управления. Успешность педагогического управления процессом развития творческих способностей старшеклассников в условиях дополнительного образования обеспечивается: во-первых, организационно-педагогическими мерами активизации деятельности учащихся, способствующей переходу от управления к самоуправлению; во-вторых, системой рефлексивно-креативного управления [Хапаев, 2007].
В педагогике и психологии до настоящего времени не выработан единый подход к оценке творческих способностей. Поскольку процесс развития творческих способностей старшеклассников в ходе творческой деятельности является сложным, комплексным, то невозможно найти показатель, который интегральным образом позволял бы измерить данный феномен. Следовательно, нужен комплекс критериев, которые включают
психологические, педагогические и социальные показатели. В качестве фиксируемых показателей следует принять уровни развитости творческих способностей учащихся, разработанные в соответствии со структурной моделью творческих способностей личности В.И. Андреева [см. Андреев, 1988].
Исследовав материалы разнообразных УМК, а также других источников, я бы выделила следующие формы работы над развитием творческих способностей учащихся:
практические занятия,
использование песен и стихотворений;
творческие домашние задания;
ведение языковых портфолио;
применение компьютерных программ;
защита рефератов и проектов;
деловые игры, конференции;
работа с текстом, диалогом или монологом, построенная необычным способом.
Поэзия и песня могут быть использованы как образец современной аутентичной разговорно-литературной речи для достижения ведущих целей обучения и для развития одаренности.
Метод обучения – более сильное средство, чем содержание обучения. Спросите выпускников школы о том, что им запомнилось больше: чему их обучали или как это происходило? Именно методы творческой деятельности имеют более универсальный общечеловеческий характер, поскольку их можно переносить в различные сферы образования. Такие методы обучения называются эвристическими. (Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва). Свое название они получили потому, что результатом их применения всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, закономерность, эксперимент, знаковое или текстовое произведение, перевод стихотворений, песен, составленная схема, правило и, конечно, праздник.
Культура праздника на уроках английского языка слагается из культуры слова, культуры движения, культуры музыкального звука, культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала, словом, из совокупности разных культур.
Давно известно: ребенок познает мир, играя. Игра как обязательный компонент праздника побуждает детей к творчеству «взаправду». Особенно актуально это для младшего школьного возраста, где игровая деятельность занимает важное место в познании окружающего мира.
Ребенок везде должен быть самим собой. И на празднике тоже. Потому сочинять и проводить праздники надо по правилам детской игры. А еще праздники любят необычность личного самовыражения, установку на творчество, образность, обрядность, карнавальность, сказочность, костюмированность, сюрпризность, импровизацию, народный колорит, эмоциональность. А главное, за возможность «себя показать и других посмотреть».
Праздник - настоящий, традиционный или новационный - явление деятельное. Значимость праздников, особенно детских, невозможно переоценить. Во-первых, это часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества - обрядов, ритуалов, традиций. Во-вторых, праздники - сфера разностороннего творческого сотрудничества детей между собой и детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника. В-третьих, праздничные дни - ярчайшие события жизни, некие социальные рубежи, вехи, перспективы, на которые ориентируются, которые ждут. Проведение праздников при изучении английского языка способствует формированию коммуникативных умений и знакомству с важнейшими элементами культурных традиций англоязычных стран.
В нашей школе такими праздниками завершается неделя иностранного языка. На школьной сцене можно увидеть постановки небольших пьес, инсценировки сказок, исполнение песен и стихотворений на английском языке. В начальной школе практикуются «Праздник прощания с английским алфавитом», «Пером водим – переводим», «The Best from the Best», «Времена года» и другие.
Таким образом, урочная и внеурочная, внеклассная деятельность целиком направлена на развитие целеустремленности, настойчивости, привитие детям чувства прекрасного и развитие их творческих и индивидуальных способностей. Проведение уроков и внеклассных мероприятий в оригинальной, нетрадиционной форме направлено не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьников. Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе различных конкурсов, игр и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывает широкие возможности для индивидуальной работы школьников.
Использование такой коллективной формы работы, как обучение в сотрудничестве, способствует реализации воспитательных целей обучения: школьники становятся субъектами общения, учатся воспринимать, осмысливать и оценивать позицию другого человека, регулировать свое поведение согласно условиям общения. В данном виде деятельности формируется человек культуры — творческая личность.
Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода; игра порождает радость, свободу, покой в себе и около себя, мир с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее»,— отмечал немецкий педагог Ф. Фребель. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития», — писал В.А.Сухомлинский. А вот мнение автора экспериментальной методической системы, учителя-практика современной школы В.Ф.Шаталова: «В играх и в труде, в задорных выдумках и в безудержном веселье во всем многообразии проявляются характеры и способности детей. Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок».
Нередко наш педагогический интерес к играм, которые верой и правдой служили и призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех без исключения этапах их возрастного развития, рано угасает. Это ведь не секрет, что те молчуны, из которых на уроке слово не вытянешь, в играх, случается, становятся такими активными, какими мы их в классно-урочных буднях и представить себе не в состоянии. Игра уже одним только своим содержанием переносит ребят в новое измерение, в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия, раскрепощенные и уверенные, они начинают выказывать и глубину мышления. Мышления часто смелого, масштабного, нестандартного.
Заключение
Таким образом, следует всеми доступными средствами создавать игровые ситуации на уроках и, не превращая всего многосложного дела воспитания и обучения в одну только игру, использовать непринужденную обстановку многокрасочных, звонких, брызжущих энергией и смехом игровых элементов.
Я хочу пробудить у моих учеников любовь к знаниям, преклонение перед творчеством и неистовое желание творить самим, веселое и радостное ощущение жизни, готовность и желание помочь себе и другим. Я не хочу подменять их трудные решения своими, пусть они идут по дороге испытаний и получают истинное удовольствие от маленьких своих побед.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
(Н. Заболоцкий).
Каждый учитель стремится сделать свои уроки творческими и занимательными, чтобы желание и интерес школьников, которые только приступили к занятиям иностранным языком, не угасли в последующие годы. Задача учителя - добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. А там, где есть интерес, там и успех.
Библиографический список:
1) Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. / В.И. Андреев – Казань: Изд-во КГУ, 1988. – 238 с.
2) Даринская, Л. А. Педагогика творческого развития личности. / Л.А. Даринская. - С-Пб, 2007. - 293 с.
3) Винокурова, Н. К. Развиваем способности детей. / Н. К. Винокурова. - М.: Росмэн-Пресс, 2004. - 79 с.
4) Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие. / Д. Б. Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 320 с.
5) Ветюгова, Л. А. Креативное письмо в процессе обучения иностранному языку в вузе / Л.А. Ветюгова // М., 2005.С. 35-43.
6) Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения,1981 г.
7) Хапаев, М.Х. Вестник Ставропольского Государственного университета 48/2007. Педагогические науки. Развитие творческих способностей старшеклассников в условиях дополнительного образования. // М. Х. Хапаев. – 2007. – С. 169-173.
8) Хуторской А.В. 55 методов творческого обучения: Методическое пособие. — М.
9) Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.
10) Spotlight 11. Афанасьева О.В., Дули Дж., Михеева И.В. Интернет