kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание специальных условий для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все обучающиеся с ЗПР испытывают те или иные трудности в усвоении учебных программ, обусловленными недостаточными познавательными способностями, специфическими особенностямипсихологического развития.Коррекционно-развивающая работа направлена на преодоление этих недостатков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Создание специальных условий для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ.»

Безлепкина Елена Юрьевна

педагог-психолог

МБОУ «СОШ № 5» г. Братск


Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативного поведения обучающихся с РАС в общеобразовательном учреждении


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, образование детей с ОВЗ, в том числе детей с расстройствами аутистического спектра, осуществляется с учетом и в соответствии с их особыми образовательными потребностями. [1]

Основными направлениями в специальной психолого-педагогической поддержке являются:


  • удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра;

  • коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;

  • эмоционально-личностное развитие, развитие коммуникативной сферы, зрительного и слухового восприятия, речи;

  • развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.

Наиболее перспективной формой школьного обучения ребёнка с РАС является постепенная, индивидуально дозированная и специально поддержанная интеграция в класс при условии меньшей выраженности проблем коммуникации.

Дифференцированного подхода требуют закономерности протекания психических процессов, характерную для детей с аутизмом, а именно:

- гиперселективность восприятия, т.е. снижение порога дискомфорта, непереносимость раздражителей, интенсивность которых приемлема для нормально развивающихся детей;

- избирательность в развитии памяти, отмечается доминирование механической памяти, недостатки логической;

- нарушение речи, что отражает основную специфику аутизма, а именно несформированность коммуникативного поведения (мутизм, эхолалии, большое количество слов-штампов, отсутствие обращения в речи, неправильное употребление местоимений, недоразвитие коммуникативной функции речи; При всей разнице проявления речевых нарушений у детей с разными вариантами синдрома отмечается недостаточность понимания, недостаточность осмысления речи, связанная с нарушениями коммуникации;

- в развитии мышления выявляется конкретное «регистрирующее» мышление, что связано с трудностями активной переработки информации, фрагментарностью восприятия картины мира, в мышлении визуальное преобладает над словесно-логическим.

Среди поведенческих проблем аутичных детей – активный негативизм в форме отказа ребёнка делать что-либо со взрослым, уход от ситуации обучения, произвольной организации.

О. С. Никольская отмечает, что нельзя бороться отдельно со страхами и тревогой, запрещать ребёнку раскачиваться или трясти руками, объяснять ему, что он ведёт себя недопустимо – всё это маркеры общего состояния ребёнка, так он справляется с ситуацией. Важно в самом начале определить допустимые нагрузки и оценить адекватность требований к ребёнку, обеспеченность его стереотипом школьной жизни [2].

На первый план выходят особые образовательные потребности ребёнка с РАС:

- обучение невозможно без установления эмоционального контакта педагогов с ребёнком;

- в индивидуальной подготовке к обучению и индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в класс;

- в специальной помощи в осмыслении привычного порядка жизни в школе и дома;

- углубление образования в область развития жизненной компетенции ребёнка и «академический» компонент должен дополняться в соответствии с избирательными способностями ребёнка;

- пошаговое формирование жизненных компетенций, т.е. сначала выделяются основные области навыков, а потом в каждой из областей отдельные группы навыков [4].

Решением школьного ПМПк выстраивается «индивидуальная образовательная траектория» в рамках психолого-педагогического сопровождения аутичного ребёнка, состоящая из следующих этапов:

Подготовительные мероприятия по «включению» ребенка с РАС в образовательный процесс:

  • Знакомство и установление контакта между учителем, специалистами психолого-педагогического сопровождения и ребенком.

  • «Знакомство» ребенка с РАС со школой, классом, в котором он будет учиться, выбор рабочего места.

  • Выявление специфических особенностей (учебное поведение, взаимодействие с учителем, начальные учебные навыки).

Поскольку диагностическими критериями РАС выступают качественные нарушения в социальном взаимодействии, коммуникации и поведении, коррекционная работа направлена на:

  • помощь в адаптации к условиям обучения в школе;

  • коррекция дезадаптивного поведения;

  • формирование навыков социального взаимодействия;

  • формирование коммуникативных навыков;

  • формирование представлений о себе и своем социальном окружении.

И. И. Мамайчук рекомендует использовать элементы психогимнастики, арттерапии с целью снятия напряжения и выражения эмоций [3]. Составлена рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Формирование коммуникативного поведения» на основе программы О. Н. Никольской.

Для коррекции дезадаптивного поведения при расстройствах аутистического спектра применяю технологию прикладного поведенческого анализа - ABA, игровую технологию, элементы арт-терапии, песочной терапии, устранение или уменьшение дезадаптивного поведения ребенка путем:

1) Изменения социального окружения: уменьшение числа детей в классе, изменение поведения учителя, включение в групповые занятия сверстников, к которым ребенок с РАС испытывает интерес, и т.д.

2) Изменения физического окружения: структурирование окружающего пространства, зонирование класса.

Что касается помощи педагога, то она определяется как «действия, направляющие ребёнка к желаемой реакции». Виды помощи:

- физическая, вербальная, непрямая вербальная, жестовая и средовые подсказки.

Комплексная скоординированная работа всех специалистов школы как деятельность сопровождения помогает выстроить образовательный маршрут аутичного ребёнка, оказать ему реальную помощь в адаптации в общество.

Список литературы


      1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 года). – Новосибирск: Норматика, 2013.-128с. - (Кодексы. Законы. Нормы).

      2. Никольская О.С. Аутичный ребёнок. Пути помощи/ О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Люблинг.-Изд.7-е. – М.: Теревинф.-2012.-288с.

      3. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом / И.И.Мамайчук. – СПБ.:Речь, 2007.- 288с.

      4. Нафтульева Ю.М. Поведенческая программа инклюзии как способ помощи особому ребёнку/ Ю.М.Нафтульева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012.- №5.-С.- 33-39.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Безлепкина Елена Юрьевна

Дата: 11.10.2024

Номер свидетельства: 657501

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Организация игрового пространства для детей с ОВЗ."
    ["seo_title"] => string(52) "organizatsiia_igrovogo_prostranstva_dlia_detei_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "536375"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579420128"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "«Организация игрового пространства детей с ОВЗ»"
    ["seo_title"] => string(47) "organizatsiia_igrovogo_prostranstva_detei_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "563337"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1605355011"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Доклад на РМО "Использование инновационных технологий  в воспитательном процессе при работе   с детьми с ОВЗ" "
    ["seo_title"] => string(116) "doklad-na-rmo-ispol-zovaniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-v-vospitatiel-nom-protsiessie-pri-rabotie-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "107225"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403186886"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. "
    ["seo_title"] => string(87) "inkliuzivnyi-podkhod-k-obrazovaniiu-dietiei-s-osobymi-obrazovatiel-nymi-potriebnostiami"
    ["file_id"] => string(6) "174658"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424165689"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Практико-ориентированные проекты для детей с ОВЗ. "
    ["seo_title"] => string(54) "praktiko-oriientirovannyie-proiekty-dlia-dietiei-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "228261"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441201117"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства