Создание специальных условий для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ.
Создание специальных условий для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают те или иные трудности в усвоении учебных программ, обусловленными недостаточными познавательными способностями, специфическими особенностямипсихологического развития.Коррекционно-развивающая работа направлена на преодоление этих недостатков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание специальных условий для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ.»
Безлепкина Елена Юрьевна
педагог-психолог
МБОУ «СОШ № 5» г. Братск
Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативного поведения обучающихся с РАС в общеобразовательном учреждении
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, образование детей с ОВЗ, в том числе детей с расстройствами аутистического спектра, осуществляется с учетом и в соответствии с их особыми образовательными потребностями. [1]
Основными направлениями в специальной психолого-педагогической поддержке являются:
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
эмоционально-личностное развитие, развитие коммуникативной сферы, зрительного и слухового восприятия, речи;
развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.
Наиболее перспективной формой школьного обучения ребёнка с РАС является постепенная, индивидуально дозированная и специально поддержанная интеграция в класс при условии меньшей выраженности проблем коммуникации.
Дифференцированного подхода требуют закономерности протекания психических процессов, характерную для детей с аутизмом, а именно:
- гиперселективность восприятия, т.е. снижение порога дискомфорта, непереносимость раздражителей, интенсивность которых приемлема для нормально развивающихся детей;
- избирательность в развитии памяти, отмечается доминирование механической памяти, недостатки логической;
- нарушение речи, что отражает основную специфику аутизма, а именно несформированность коммуникативного поведения (мутизм, эхолалии, большое количество слов-штампов, отсутствие обращения в речи, неправильное употребление местоимений, недоразвитие коммуникативной функции речи; При всей разнице проявления речевых нарушений у детей с разными вариантами синдрома отмечается недостаточность понимания, недостаточность осмысления речи, связанная с нарушениями коммуникации;
- в развитии мышления выявляется конкретное «регистрирующее» мышление, что связано с трудностями активной переработки информации, фрагментарностью восприятия картины мира, в мышлении визуальное преобладает над словесно-логическим.
Среди поведенческих проблем аутичных детей – активный негативизм в форме отказа ребёнка делать что-либо со взрослым, уход от ситуации обучения, произвольной организации.
О. С. Никольская отмечает, что нельзя бороться отдельно со страхами и тревогой, запрещать ребёнку раскачиваться или трясти руками, объяснять ему, что он ведёт себя недопустимо – всё это маркеры общего состояния ребёнка, так он справляется с ситуацией. Важно в самом начале определить допустимые нагрузки и оценить адекватность требований к ребёнку, обеспеченность его стереотипом школьной жизни [2].
На первый план выходят особые образовательные потребности ребёнка с РАС:
- обучение невозможно без установления эмоционального контакта педагогов с ребёнком;
- в индивидуальной подготовке к обучению и индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в класс;
- в специальной помощи в осмыслении привычного порядка жизни в школе и дома;
- углубление образования в область развития жизненной компетенции ребёнка и «академический» компонент должен дополняться в соответствии с избирательными способностями ребёнка;
- пошаговое формирование жизненных компетенций, т.е. сначала выделяются основные области навыков, а потом в каждой из областей отдельные группы навыков [4].
Решением школьного ПМПк выстраивается «индивидуальная образовательная траектория» в рамках психолого-педагогического сопровождения аутичного ребёнка, состоящая из следующих этапов:
Подготовительные мероприятия по «включению» ребенка с РАС в образовательный процесс:
Знакомство и установление контакта между учителем, специалистами психолого-педагогического сопровождения и ребенком.
«Знакомство» ребенка с РАС со школой, классом, в котором он будет учиться, выбор рабочего места.
Выявление специфических особенностей (учебное поведение, взаимодействие с учителем, начальные учебные навыки).
Поскольку диагностическими критериями РАС выступают качественные нарушения в социальном взаимодействии, коммуникации и поведении, коррекционная работа направлена на:
помощь в адаптации к условиям обучения в школе;
коррекция дезадаптивного поведения;
формирование навыков социального взаимодействия;
формирование коммуникативных навыков;
формирование представлений о себе и своем социальном окружении.
И. И. Мамайчук рекомендует использовать элементы психогимнастики, арттерапии с целью снятия напряжения и выражения эмоций [3]. Составлена рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Формирование коммуникативного поведения» на основе программы О. Н. Никольской.
Для коррекции дезадаптивного поведения при расстройствах аутистического спектра применяю технологию прикладного поведенческого анализа - ABA, игровую технологию, элементы арт-терапии, песочной терапии, устранение или уменьшение дезадаптивного поведения ребенка путем:
1) Изменения социального окружения: уменьшение числа детей в классе, изменение поведения учителя, включение в групповые занятия сверстников, к которым ребенок с РАС испытывает интерес, и т.д.
2) Изменения физического окружения: структурирование окружающего пространства, зонирование класса.
Что касается помощи педагога, то она определяется как «действия, направляющие ребёнка к желаемой реакции». Виды помощи:
- физическая, вербальная, непрямая вербальная, жестовая и средовые подсказки.
Комплексная скоординированная работа всех специалистов школы как деятельность сопровождения помогает выстроить образовательный маршрут аутичного ребёнка, оказать ему реальную помощь в адаптации в общество.
Список литературы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 года). – Новосибирск: Норматика, 2013.-128с. - (Кодексы. Законы. Нормы).
Никольская О.С. Аутичный ребёнок. Пути помощи/ О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Люблинг.-Изд.7-е. – М.: Теревинф.-2012.-288с.
Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом / И.И.Мамайчук. – СПБ.:Речь, 2007.- 288с.
Нафтульева Ю.М. Поведенческая программа инклюзии как способ помощи особому ребёнку/ Ю.М.Нафтульева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012.- №5.-С.- 33-39.