Просмотр содержимого документа
«Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие обучения младших школьников»
Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие обучения младших школьников
Одним из условий обучения младших школьников является создание ситуации успеха ученика на уроке. Благодаря успеху ребёнок испытывает уверенность в себе и внутренне удовлетворение. Создавая ситуацию успеха, мы даем возможность ученику пережить состояние радости, осознать свои способности, поверить в себя. Ситуация успеха сохраняет и психическое здоровье ребёнка. Что не мала важно для процесса обучения.
В своей педагогической деятельности я руководствуюсь алгоритмом создания ситуации успеха:
Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе.
Второе условие – снятие страха.
Третье условие – высокая мотивация: для чего? Зачем? Ради чего?
Реальная помощь в продвижении к успеху.
Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы.
Создавать ситуацию успеха на уроке мне помогают следующие приёмы:
«Даю шанс» При выполнении самостоятельной работы, каждый ребёнок может использовать «свой шанс». Может обратиться один раз за помощью к однокласснику, учителю и при этом отметка за работу снижаться не будет.
«Умышленная ошибка». Это приём широко используется учителями. Этот приём стимулирует весь класс к работе.
«Авансирование». Можно авансировать успешный результат. «У вас обязательно получиться».
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
Избежать поражения ребёнку помогает приём
5. «Скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности» Достигается путём намека или пожелания:
«Возможно, лучше всего начать с…..». «Выполняя работу, не забудьте о…..».
6«Высокая оценка детали». Если результат работы невысок, то высокая оценка части работы помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. Для этого я подчеркиваю индивидуальные успехи ребенка:
«Тебе особенно удалось это объяснение».
«Больше всего мне в твоей работе понравилось…».
7. «Оценка в кредит» Важно дать понять ребёнку, что в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше. Необходимо вместе искать причины неудач, например, невнимательно прочитал задание, не обратил внимание на что-то, применил не то правило и т.д.
8. «Коллективная похвала» – учащиеся хлопают ученику, который дал правильный ответ на трудный вопрос, или получил хорошую отметку. Ребята радуются и малейшим достижениям своих одноклассников. Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.
Эти приёмы подкрепляют уверенность ребёнка в своих силах и помогают достичь более высоких результатов.
Создание ситуации успеха - это деятельность учителя, которая строится на основе технологии обучения. В своей работе, создавая ситуацию успеха на каждом этапе урока, использую следующие технологии:
Технология здоровье сбережения. Создание ситуации успеха сохраняет психическое здоровье не только ребёнка, но и учителя.
Игровые технологии. Игра мотивирует деятельность, способствует созданию ситуации успеха.
Технология уровневой дифференциации. Обучающиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, творчество. Избавиться от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в приемлемом для него темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
Проблемно - поисковые технологии. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. При работе над проектами учитываются возрастные особенности школьников.
Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке состоит в следующем. Развивается активная позиция ученика в учебной деятельности, его самостоятельность, инициативность.
Совершенствуется умение работать в коллективе, проявляются коммуникативные способности. Вследствие этого, повышается уверенность обучающихся в себе, формируется мотивация деятельности, а это даёт возможность учителю построить учебный процесс с опорой на интересы детей.
Для создания ситуации успеха опираюсь на правила.
Не наказывать отрицательной отметкой, не высказывать грубой критики в адрес ученика.
Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.
Своевременно отмечать успехи и достижения учеников во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.
Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика.
В заключении хочется отметить - ситуация успеха - это длительный и кропотливый процесс. Но это самое эффективное условие формирования положительного отношения к учению. Главный смысл деятельности учителя.
Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.