«Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста.»
А. Энштейн
Сегодня в значительной степени возросла ответственность каждого человека за свою судьбу в её социальном, профессиональном и личностном значении. Личность, способная преодолеть возникающие трудности, и таким образом, с одной стороны, найти своё социальное и профессиональное место, а в случае необходимости, с другой стороны, создать его, проявляя свою волю и активность, становится объектом изучения философов, социологов, психологов и педагогов.
Источником развития личности выступает заинтересованность детей в познании самих себя. Педагог выступает как деловой партнер, помогающий ребенку выработать навыки самоорганизации и самоуправления. При этом педагог не навязывает детям технологию развития, а помогает выбрать каждому индивидуальные формы.
«Учи ребенка в соответствии с его наклонностями»
Тора
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождении в мировое образовательное пространство. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей.
Свою работу над темой «Развитие личности» я начала с 1993 года. На каждом этапе продвигалась все дальше и дальше. За это время в моей практике были классы с высоким уровнем развития, а так же с низким и среднем уровнем.
Именно разноуровневые классы помогали мне сравнивать, находить общее, искать что-то новое, экспериментировать.
Однажды утром учительница сказала:
«Сегодня мы будем рисовать».
Мальчик любил рисовать.
Он умел делать различные рисунки:
Львов и тигров, кур и коров.
И он взял карандаши и начал рисовать.
Но учительница сказала:
«Подожди еще не время начинать»
И она ждала, пока все не приготовились.
«Теперь, - сказала учительница, - мы будем рисовать цветы»
«Здорово!» - воскликнул маленький мальчик.
И он начал рисовать великолепные цветы
Розовым, оранжевым и синими карандашами.
Но учительница сказала:
«Подождите, я вам покажу, как нужно делать!»
И она нарисовала красный цветок с зеленым стебельком.
Маленький мальчик посмотрел на свои цветы.
Ему больше нравились его цветы, но он этого не сказал.
Он просто перевернул листок и нарисовал цветок, как у учительнице.
Родители мальчика переехали, и ему пришлось поменять школу.
В первый день учительница сказала:
«Сегодня мы будем рисовать».
«Ура!» - подумал маленький мальчик
И начал ждать, когда учительница скажет, как делать.
«Ты не хочешь рисовать?» - сказала учительница.
«Хочу, - ответил мальчик – а что нужно рисовать».
«Я не знаю, пока ты этого не нарисуешь» - сказала учительница.
«А как я буду рисовать?» - спросил мальчик.
«Как хочешь» - сказала учительница.
«И не важно, каким цветом?» - спросил мальчик.
«Не важно, каким цветом» - сказала учительница.
«Я не знаю» - сказал мальчик и начал рисовать красный цветок на зеленом стебле.
Ребенок – центральная фигура в процессе обучения, он солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс. Его силы должны быть выявлены, интересы удовлетворенны, способности развиты. Нельзя делать за ребенка то, что он может сделать сам, думать за него, когда он сам может додуматься.
Свои способности ученик развивает сам, и главным «инструментом» в этом является именно познавательная деятельность. А дело педагога помочь и создать для этого все необходимые условия.
Вот уже многие годы я работаю над развитием личности и моя работа строится по направлениям :
1.Школа для всех.
2.Школа для каждого.
3. Комфорт и атмосфера.
4.Образ мира ребёнка.
Это не знания для меня : это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь.
5.Учить творчеству.
Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире, который способен сделать самостоятельный выбор, применять самостоятельное решение.
Направления – «Я путешественник» , «Я открыватель», «Я творец», технологические карты , ТРИЗ , духовное воспитание.
Направления - игра , социум , проблемная ситуация ,комфорт , уровень и особенности индивидуума .
Итог- участие в городском конкурсе « Конспекты коррекционных занятий »(3 место) ,участие в городском семинаре , участие в городском фестивале «Крошка».
Развитие – это процесс физического и психического индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Рассмотрим закономерности развития:
Имманентность (заложено природой)
Биогенность (механизм наследственности)
Социогенность (социальная среда)
Психогенность (саморегуляция и самоуправление)
Индивидуальность (личность)
Стадийность (развитие личности в своем темпе)
Таким образом, необходимо учитывать и использовать закономерности развития, приспосабливаться к уровню и особенностям индивидуума.
Современные образовательные технологии
Духовное воспитание
Личностные качества
Игра и театр.
Источником бодрящей веселой эмоции является доступные ребенку занятия, которые в состоянии его заинтересовать, в особенности это забавы и игры.
В.М.Бехтерев
Наряду с учебной деятельностью существенное место в жизни младших школьников продолжает занимать игровая деятельность. Игры становятся развивающими. Игровая деятельность способствует формированию и развитию личности.
Использование игровых форм в учебном процессе позволяет наблюдать, формировать и корректировать процесс развития .
Игра должна соответствовать следующим критериям.
1.Иметь ясные цели и разнообразные реальные пути их
достижения.
2.Не ограничивать, а поощрять рост участников, их удачные
действия.
3.Давать возможность:
а) блеснуть перед товарищами;
б) совершать необычные действия;
4.Иметь четкие, понятные всем правила, которые никто не может изменить и которым все участники обязаны подчиниться.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Театр – всегда игра, сказка, чудо …
Это возможность не только увидеть героя, но и самому стать им. Из робкого мальчика превратится в озорного Буратино, а из капризной девочки в добрую и чуткую Белоснежку. Для ребенка необходимо хотя бы не надолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Детские фантазии не остаются в области мечтаний. Свою выдумку ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Он играет роль паровоза, стучит, свистит, стараясь подражать тому, что он видел. Театральная постановка дает повод для самых разнообразных видов творчества. Дети сочиняют, изготавливают декорации, костюмы, рисуют, шьют.
Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображения.
В играх – уроках большее внимание уделяют проблемной ситуации, которую дети способны решить совместно и решение должно стать самостоятельным открытием детей. Не учить, а помогать учиться . Ребенок на уроке усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешного обучения являются:
- проблематизация учебного материала
- активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом)
- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом .
Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту. Создание проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.