Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 г. Георгиевска
Современные средства оценивания результатов освоения ООП НОО
Учитель начальных классов,
Сардарян К.Р.
2015г
Мой педагогические принцип:
«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо учить учиться всю жизнь!»
1. Планируемые результаты освоения ООП НОО
В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:
• предметные результаты (ЗУН);
• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
• личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).
Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов. В педагогических измерениях принято различать три уровня результатов образования. Первый уровень – планируемый, тот, который заложен в государственных образовательных стандартах и реализован в учебниках и методических пособиях. Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится конкретный учитель. В процессе измерений появляется третий уровень – достигнутый, уровень реальных достижений учащихся.
Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.
2. Диагностика результатов освоения ООП НОО.
Диагностика включает:
1. Контроль.
2. Проверку.
3. Оценивание.
4. Прогнозирование.
5. Выявление динамики
Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося.
Портфолио- коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В состав портфолио включены не только результаты в ходе учебной деятельности, но и в творческой, физкультурно-оздоровительной...
В портфолио включены следующие материалы:
1. Выборки детских работ - творческие выполненные не только по изученным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности.
2. Оценочные листы;
3. Листы наблюдений;
4. Стартовая диагностика ,промежуточные и итоговые стандартизированные работы по отдельным предметам;
5. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной и досуговой деятельности.
Ежегодно в начале учебного года мною создаётся сводная таблица комплексного подхода к оценке результатов обучающихся в классах в рамках внедрения ФГОС НОО. Совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы для фиксации результатов обследования.
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки как предметных умений, так и процесса универсальных учебных действий является мониторинг. Для проведения данных диагностических работ мною проводятся задание "Рукавички", методика "Узор под диктовку", "Лесенка"...
С целью фиксации результатов оценки я и мои коллеги, учителя начальных классов, эффективно используют индивидуальный лист оценки учащегося, который включает в свою структуру компоненты:
-планируемые результаты;
- виды деятельности.
Результаты диагностики фиксируются знаками
"0" - не сформировано;
"+" - сформировано нормально ( зачёт);
"!" -сформировано отлично.
Наблюдение - метод сбора первичной информации путём регистрации учителем наличия выделенных им показателей всего класса или одного ученика.
К концу каждой четверти ( или в начале следующей) я предлагаю детям заполнить "Лист учебных достижений". Эта карта предметных и общеучебных умений. В 1-2 классе сначала я читаю ученикам умения и предлагаю подумать – согласны ли они или нет. Если ученик согласен, он ставит напротив знак «+», если не согласен – не ставит ничего. Я, как учитель, потом на основании своих наблюдений за учеником могу выразить свое мнение –как ученик проявляет данное умение, или нет: обвести знак «+» в кружок или не обводить.
Естественно, в основу контрольно-оценочной деятельности преподавателя входит умение устанавливать контакт с учеником, учитывая его психологические особенности, уровень развития, мотивы обучения и т.д.; использовать в общении оптимальные педагогические средства; строить педагогический процесс от личности обучающегося.
С внедрением ФГОС в начальных классах стали проводиться комплексные письменные работы. Данные работы позволяют выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребёнка в решении разнообразных проблем. Комплексные работы строятся на основе текста, к которому даются ряд заданий по русскому языку и математике, чтению, окружающему миру. Комплексные работы состоят из 2-х частей - основной и дополнительной. Задания основной части обязательно для всех учащихся. Задания дополнительной части имеют более высокую сложность и их выполнение необязательно, выполняются на добровольной основе. Выполнение учащимся работы в целом оценивается суммарным баллом, полученным учащимся за выполнение всех заданий. Отличительной особенностью итоговых работ в рамках стандартов второго поколения является их ориентация не на оценку овладения предметными знаниями и умениями и способности воспроизводить их в учебных ситуациях, а на оценку способности применять полученные знания и умения в различных ситуациях, включая и приближенные к реальным жизненным.
Таким образом, школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение, должна позволять:
- осуществлять информативную и регулируемую обратную связь;
- использовать эту связь как поощрение, но не наказание;
- отмечать с её помощью даже незначительные успехи;
-отражать достижения всех детей, а не только достижения ограниченной группы учеников.
Накопленный опыт и высокий уровень педагогического мастерства учителей среднего звена позволит создать в нашей школе все условия для реализации Основной образовательной программы ОУ, которые в свою очередь выведут на качественно новый результат образования.