kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные подходы к моделированию образовательного процесса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В философии личность рассматривалась не как объект, а как субъект, активное начало деятельности. Но в конкретных социологических и психологических исследованиях эта установка долгое время оставалась декларативной. Сегодня же картина резко изменилась. Социологи и психологи повторяют вслед за философами тезис о “деятельностной сущности”. Не остались в стороне и педагоги. В учебных учреждениях заговорили о деятельностном подходе в обучении. Как же организовать такое обучение в современной школе, училище, колледже, вузе? Можно, конечно, применить уже апробированные технологии обучения, частные методики. Но все это требует моральных и материальных затрат, не приносит удовлетворения и комфорта в работе. Нельзя ли приучить себя к моделированию учебного процесса в реальных условиях? Оскар Уайльд утверждал, что душа человека непознаваема: “Ты сам — последняя из всех тайн”. Перед учителем стоит проблема — приоткрыть эту тайну или хотя бы создать условия для ее раскрытия в процессе обучения. Традиционное обучение не всегда себя оправдывает. Во все времена человек разумный, познающий отражал в своем мышлении объекты реальности в виде идеальных, мысленных моделей и действовал, исходя из ожидаемого поведения их прототипов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к моделированию образовательного процесса. »

Моделирование учебного процесса в современной школе .

Развитие креативности мышления и формирование приемов эвристической деятельности младших школьников



В философии личность рассматривалась не как объект, а как субъект, активное начало деятельности. Но в конкретных социологических и психологических исследованиях эта установка долгое время оставалась декларативной. Сегодня же картина резко изменилась. Социологи и психологи повторяют вслед за философами тезис о “деятельностной сущности”. Не остались в стороне и педагоги. В учебных учреждениях заговорили о деятельностном подходе в обучении. Как же организовать такое обучение в современной школе, училище, колледже, вузе? Можно, конечно, применить уже апробированные технологии обучения, частные методики. Но все это требует моральных и материальных затрат, не приносит удовлетворения и комфорта в работе. Нельзя ли приучить себя к моделированию учебного процесса в реальных условиях? Оскар Уайльд утверждал, что душа человека непознаваема: “Ты сам — последняя из всех тайн”. Перед учителем стоит проблема — приоткрыть эту тайну или хотя бы создать условия для ее раскрытия в процессе обучения. Традиционное обучение не всегда себя оправдывает.

Во все времена человек разумный, познающий отражал в своем мышлении объекты реальности в виде идеальных, мысленных моделей и действовал, исходя из ожидаемого поведения их прототипов.

Моделирование — метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте — модели, которая является аналогом фрагмента действительности. В наше время моделирование стало важной формой познания мира. Все новые научные теории основываются на моделях. Вновь созданные теории позволяют строить все новые и новые модели, двигая науку вперед. В процессе обучения учащихся нашло место математическое и компьютерное моделирование. Обучая моделированию, учитель может построить свою модель обучения тому или иному предмету, дисциплине, курсу. Среди учителей можно порой услышать, что это не ново, что кое-что “мы уже делаем”. В чем преимущества нового подхода к обучению?

Под моделью понимают систему, неотличимую от моделируемого объекта в отношении некоторых существенных свойств и отличимую по всем остальным свойствам, которые полагаются несущественными, хотя это также не менее важно. Исходный объект изучения и его модель понимаются как система. Чтобы построить модель, нужно изучить моделируемый объект, то есть учебный процесс. Основной путь изучения основан на системном подходе.

Прежде всего, нужно определить элементы, из которых состоит объект, и выяснить, как они связаны друг с другом. Конкретная модель может обладать несколькими признаками. Каждый признак дает определенные знания о свойствах модели и моделируемой реальности, поможет определить качество модели и средства для моделирования.

Модель учебного процесса должна иметь следующие отличительные признаки: непрерывность, случайность, динамичность, быть достаточно информационной.

Можно ли описать учебный процесс аналитически, формулами и уравнениями?

До настоящего времени в литературе такого опыта нет.



Модель учебного процесса — это образно-знаковая модель. Это модель в уме человека: образная, если есть в модели графические образы, и знаковая, если больше слов и чисел. Некоторые свойства, отношения могут иметь характер математической модели, описаны алгоритмами. Преимущество такого подхода к учебному процессу в том, что он позволяет реализовать межпредметные связи, обогатить предмет новым содержанием. У учащихся растет мотивация, интерес к предмету, в итоге повышается эффективность обучения.

Учебный процесс делитсяна две составляющие — это чему учить и как учить? Можно ли сразу создать модель учебного процесса или нужна какая-то подготовительная работа исследования? Это учет субъективного опыта учителя и теоретических знаний по предмету, ведь чтобы построить модель, надо учить моделирующий объект. Основной метод в этой работе — поисково-исследовательский. С другой стороны, учитель должен четко определить, зачем это делать, владеть предмониторинговыми исследованиями, обладать гибкостью мышления и умело выбирать адекватные средства моделирования.

В моделировании применяются два способа построения моделей: дедуктивный и индуктивный.

В дедуктивном моделировании строится модель на основе некоторой общей модели, на базе фундаментальных научных фактов, исследований. За счет привлечения специфической информации, путем уточнения При индуктивном методе модель строится на основе гипотез, не имеющих достаточного научного обоснования. В ходе экспериментальной работы эти гипотезы опровергаются, заменяются новыми, проходит уточнение значений параметров, алгоритмов параметров строится конкретная модель

Зачастую используют дедуктивный и индуктивный способы одновременно.

Наиболее простой путь моделирования учебного процесса — использование открытой модели. Основные качества такой модели — открытость постановки задачи, поведения, структуры связей между элементами, понятность алгоритмических предписаний. Знакомство с этой моделью — это первый шаг моделирования. Далее идет исследование этой модели при изменении входных данных, обдумывание результатов (как положительных, так и отрицательных), выдвижение новых гипотез. Затем учитель продумывает все ситуативные состояния, может изменить постановку задачи, которую ставил в начале моделирования, абстрагируя и проверяя свои предпосылки на данной модели. Постепенно обобщая все этапы таких исследований, учитель приступает к разработке собственной модели. Цель и успех будут достигнуты тогда, когда вся исследовательская работа будет начинаться не с алгоритмических предписаний, а с четкой постановки задачи! При этом важно знать, что модель должна быть правильной, то есть точно и полно отражать реальный учебный процесс. Желательно, чтобы она была красивой и удобной для использования. Моделирование — это размышление, поэтому оно может проходить как индивидуально, так и в группах учителей, заинтересованных этой проблемой, на семинарских занятиях в учебных заведениях.

Развитие креативности мышления и формирование приемов эвристической деятельности младших школьников

Известно, что в настоящее время обществу требуются не просто исполнители, но творческие работающие люди, способные к самостоятельному добыванию знаний, вооруженные рациональными методическими познаниями. Становление такой личности - это результат комплексных воздействий, начиная с раннего возраста. Одним из главных направлений в решении этой задачи является формирование эвристической деятельности учащихся.

Под эвристической деятельностью понимают психический процесс, в ходе которого решается проблема, вырабатывается новая стратегия, обнаруживается нечто новое. Синонимами к понятию «эвристическая деятельность» употребляют термины: творческое мышление, продуктивное мышление. Таким образом, эвристическая деятельность - это разновидность человеческого мышления, в результате которой создаётся новая система действий или открываются неизвестные ранее закономерности окружающих человека объектов.

Проблема формирования эвристической деятельности сложна и многогранна, так как эвристическая деятельность взаимосвязана со многими сторонами учебного процесса. Она выступает одновременно как цель в плане формирования личности как результат, обусловленный определённым способом организации учебной деятельности учащихся, и как средство повышения эффективности процесса обучения. Психолого-педагогические аспекты формирования творческого мышления школьников освещены в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Я. А. Пономарёва и других.

В качестве средств, способствующих формированию творческого мышления, выделяются следующие: самостоятельная работа, повышение познавательного интереса школьников к обучению и формирование положительной мотивации обучения, использование активных методов обучения, развитие способностей. В период развития ребенка от младшего до среднего школьного возраста (с 6-7 до 12-13 лет), по мнению А.М. Матюшкина, усиливается взаимовлияние внимания и интеллекта. В этот период особенно важно стимулировать развитие креативного, нешаблонного мышления. Отмечено, что творческие способности или креативность заложены в каждом ребенке.

Креативность представляет собой восприятие, ответ, действие или общение личности, непринуждаемой другими и в естественной обстановке. Торренс в своих работах определил креативность у младших школьников через характеристики процесса в ходе которого ребенок становится восприимчивым к проблемам, пробелам в знаниях, к смешению разноплановых информации, распознает эти проблемы, ищет их решение. Торренс выделил пять принципов, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять творческое мышление:

внимательное отношение к необычным вопросам;

уважительное отношение к необычным идеям;

показывать детям, что их идеи имеют ценность;

предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это;

давать время для неоцениваемой практики или обучения.

Одним из наиболее действенных подходов к проблеме развития творческого мышления и, в частности, эвристической деятельности школьников является формирование умственных операций и приёмов, используемых в познавательной и продуктивной деятельности. Причём, наряду с умственными операциями, к которым традиционно относят анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.п. существуют и особые, эвристические приёмы, которые помогают осуществить поиск пути решения задачи.

Согласно энциклопедическому определению, «мышление - это опосредованное и обобщенное познание человеком предметов и явлений». Творческое мышление работает в ходе разрешения учениками проблемных ситуаций, которые выступают и как способ развития мышления.

Менчинская отмечает, что учитель должен строить, обучение так, чтобы оно способствовало формированию творческой самостоятельности мышления учеников. Она выделяет следующие особенности творческого мышления:

умение широко варьировать способы действия;

отказываться, если требуется, от привычных способов решения,

гибко изменять способы решения в зависимости от условий проблемной ситуации.

Путь творческого мышления школьников — это учет индивидуальных различий учащихся и на его основе дифференцированный подход в обучении.

Пономарев по-своему определил понятие творческого мышления. Для него творческим является «мышление, стимулируемое задачей, решение которой не может быть получено путем логического ввода из имеющихся посылок, а предполагает образование новых способов действия или своеобразное использование уже имеющихся способов, приводящее к возникновению новых знаний». Автор выделил ряд важных условий, влияющих на работу творческого мышления:

наличие поисковой доминанты;

освобождение от шаблона;

сохранение интереса к задаче;

небольшая эффективность прямых действий, в процессе которых выявляется побочный продукт,

схематизация проблемы.

Анализ литературы показал, что общей характерной особенностью как эвристической деятельности так и креативного мышления являются следующие приемы и методы. Так к эффективным приемам и способам относят:

метод вживания,

метод эвристического наблюдения,

метод эвристического исследования,

метод гипотез,

метод конструирования теорий,

метод «Если бы...»,

метод гиперболизации, метод ученического целеполагания и планирования,

методы самоорганизации обучения,

методы взаимообучения.



Задачами, решаемыми в ходе эвристического обучения, выступают: более эффективное развитие учащихся и их креативного мышления через включение их в следующие мыслительные операции: анализ, обобщение, сравнение. Эвристическая деятельность, направленная на развитие творческого мышления, может использоваться при изучении нового материала, при совершенствовании ранее усвоенных знаний с целью обобщения, сравнения, синтеза, анализа, самостоятельного поиска учащимися новых способов деятельности. Использование этого метода на уроках математики помогает приобрести навыки формирования оригинальных решений практических задач, нахождения достоверной качественной информации, ее обработке и эффективного использования.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Современные подходы к моделированию образовательного процесса.

Автор: Мишина Наталия Владимировна

Дата: 13.12.2014

Номер свидетельства: 143327

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Современные педагогические технологии в начальной школе. ( УМК « Начальная школа 21века»)"
    ["seo_title"] => string(80) "sovremennye_pedagogicheskie_tekhnologii_v_nachalnoi_shkole_umk_nachalnaia_shkola"
    ["file_id"] => string(6) "524739"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1572352437"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Образовательная программа экологического направления "Лицом к природе""
    ["seo_title"] => string(79) "obrazovatiel-naia-proghramma-ekologhichieskogho-napravlieniia-litsom-k-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "251368"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447236924"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Личностно-ориентированный подход в результате профильного обучения по географии "
    ["seo_title"] => string(91) "lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-v-riezul-tatie-profil-nogho-obuchieniia-po-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "154347"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421152015"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методические рекомендации по теме:"Современные образовательные технологии на уроках вокала" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-na-urokakh-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "237652"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364006"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Технология системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников "
    ["seo_title"] => string(88) "tiekhnologhiia-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-v-obuchienii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137603"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417375635"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства