Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.
В этой статье даны требования к структуре, требования к содержанию урока и процессу учения, требования к подготовке и организации урока требования к технике проведения урока
Современный урок должен быть продуктивным. На современном уроке необходимо применять проблемно-поисковый метод. Изучение материала должно проводиться не на основе монолога учителя, а на основе эвристических бесед, дискуссий, диспутов, исследований.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современный урок в начальной школе »
Современный урок в начальной школе.
Несмотря на то, что урок как организованная форма обучения существует не одно столетие, он не остаётся неизменным. Урок проводит учитель. От его мастерства зависит качество урока, его результаты. Но как бы ни отличались учителя друг от друга, каждой эпохе соответствует некоторый общий почерк всех или большинства учителей, а следовательно, и общий облик урока. Это общее обусловлено объективными закономерностями развития общества и его важнейшей функцией – воспитания и образования подрастающего поколения. При всей значительности субъективного момента в процессе обучения, при всей роли индивидуального мастерства каждого учителя, этому процессу свойственны некоторые основные элементы, без которых процесс обучения разрушается или остаётся незавершённым. Наша задача – рассмотреть требования к современному уроку и пути их реализации.
Щуркова Н.Е. даёт такое определание: Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.
Выделяет три постулата современного урока:
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования.
Рассмотрим систему требований к современному уроку, которую предлагает Ю.Б.Зотов :
Требования к структуре говорят о необходимости:
Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);
Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);
Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;
Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;
Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
Найти оптимальное место домашнему заданию.
Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующим:
Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);
Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме;
Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал;
Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме;
Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя
Требования к содержанию урока и процессу учения:
Урок должен быть воспитывающим;
Выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов;
На уроке следует воспитывать любовь к природе;
Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска;
В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д.
Требования к технике проведения урока :
Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;
Темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учеников завершенными;
Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;
Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;
Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
Управлять учебным процессом на уроке, большую часть урока активно работают учащиеся.
Выделяется ряд показателей эффективности современного урока: логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике. Используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам; соблюдены нормы педагогической этики; темп урока оптимален для данного коллектива детей; в течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности; соблюдены гигиенические условия учебного труда; созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей; дидактическая задача урока решена.
Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока. Каждый урок имеет внутреннее строение – структуру, под которой подразумевается последовательность отдельных этапов.
Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.
Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.
Для достижения современных целей образования, воспитания и развития школьников в учебно – воспитательном процессе применяются новые методы обучения:
По виду передачи и восприятия учебной информации (методы словесной передачи и слухового восприятия; методы наглядной передачи и зрительного восприятия;практические методы обучения);
По характеру учебно-познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования (репродуктивные методы обучения; проблемно-поисковые (продуктивные) методы);
По степени педагогического управления дельностью учащихся со стороны учитель (методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного управления учебно-познава-тельной деятельностью учащихся с помощью источников информации);
По основновным дидактическим задачам, реализуемым на этапе учебного занятия (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности);
По логике изложения и усвоения учебного материала (индуктивные методы обучения; дедуктивные методы обучения) .
Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главная задача современного учителя.
Ксензова Г.Ю. предлагает характеристику основных компонентов деятельности учителя-«профессионала».
Организация внутренне мотивированной учебной деятельности учителем-«профессионалом»
Компонентыдеятельности
Установки и действия педагога
1. Цель
Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.
2. Мотив
Опора на внутренние мотивы.
3. Средства
Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели.
4. Действия
Вариативность действий; выбор действия в соответствии с возможностями школьника.
5. Результат
Достижение учениками личностно-значимого результата; в центре внимания учителя – внутренние позитивные изменения в личности школьника.
6. Оценка
Обеспечение возможности произвести самооценку полученного результата.
Главной идеей процесса развивающего обучения становится активизация внутренних саморегулирующихся механизмов развития личности. Главная задача педагога в этом случае – помочь ребёнку овладеть многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, способствовать развитию его творческого потенциала . Школа, функционирующая в режиме развивающего обучения, не ставит перед собой цель научить ребёнка всему и на всю жизнь, что в принципе невозможно, а пытается научить ученика учиться всю жизнь.
Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие .
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Современный урок должен быть продуктивным. На современном уроке необходимо применять проблемно-поисковый метод. Изучение материала должно проводиться не на основе монолога учителя, а на основе эвристических бесед, дискуссий, диспутов, исследований.