Все изменяется в нашем мире. Время не стоит на месте: наука, техника, информационное пространство развиваются очень быстро, да и сам человек меняется в духе требований современной эпохи. Мы - педагоги стараемся соответствовать этим изменениям, а наши ученики шагают в ногу с нынешними переменами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Современный урок в начальной школе"»
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Все изменяется в нашем мире. Время не стоит на месте: наука, техника, информационное пространство развиваются очень быстро, да и сам человек меняется в духе требований современной эпохи. Мы - педагоги стараемся соответствовать этим изменениям, а наши ученики шагают в ногу с нынешними переменами.
Большинство из нас представляет поколение людей, получивших образование в советское время, когда наше государство нуждалось в людях - специалистах в разных областях знаний. Поэтому школа отличалась высоким уровнем предметной подготовки учеников. Сегодня в век информационных технологий прочные предметные знания уже не сделают выпускника школы успешным, мобильным, коммуникабельным, способным к саморазвитию, таким, который сегодня нужен обществу. Значит сегодня главными стали не знания, а умения ими пользоваться.
Сегодня жизнь предъявляет выпускникам совсем иные требования. Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок, вступая во взрослую жизнь, был:
целеустремленным;
коммуникабельным;
умел адаптироваться к разным ситуациям;
сохранил бы свое здоровье;
умел бы заботиться о других, быть порядочным человеком.
Приоритетной целью современного российского образования становиться не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученикам, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат , т.е. научить учиться.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик, а между ними – океан знаний и рифы противоречий. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданными и неожиданно вырастающими берегами. Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Тенденции развития современного урока включают в себя формирование потребности учащихся в познании и умений учиться, применение новейших информационных технологий, разнообразие типов урока, тщательное проектирование урока в процессе его подготовки, технологичность обучения, применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения, свобода в выборе структуры урока.
Каким же должен быть современный урок? И что говорит о современности урока: мастерство педагога, подбор методических приёмов или использование технических средств обучения? Попробуем ответить на эти вопросы.
Прежде всего три постулата заложены в основу новой технологии урока:
урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Современный урок - это и совершенно новый по форме, содержанию и методам урок, но и не теряющий связи с прошлым опытом обучения. Современный урок - урок актуальный для настоящего времени, действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества и государства. Помимо этого, современный урок обязательно должен закладывать основания для будущего ребёнка, готовить его к жизни в меняющемся обществе.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения осуществляют переход на новый ФГОС НОО, который дает возможность формировать и развивать нового человека XXI века. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер. Еще Сократ говорил, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащегося формируются лишь тогда, когда ребенок включен в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, которая требует от него активности, размышлений, поиска.
В системно-деятельностномподходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Деятельностный подход в обучении предполагает:
наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;
формирование у школьника умения контролировать свои действия;
включение содержания обучения в контекст важных жизненных задач.
Чтобы построить урок в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо помнить, что нельзя требовать от ученика прочитать, запомнить и рассказать, а необходимо помочь ему исследовать проблему, изучить ситуацию, принять решение, доказать своё мнение, проанализировать результат. Если до введения документа это было личной инициативой учителя, то в настоящее время - это обязательный компонент работы для формирования УУД.
УУД – это совокупность универсальных учебных действий, обеспечивающих культурную и социальную компетентность обучающегося, его толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностных результатов, метапредметных умений, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметных результатов, т.е. результатов изучения данной темы урока. Все эти виды учебных действий закладывают основу умения учиться.
Теперь при подготовке к уроку учитель затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше писали конспект урока, то теперь нужно написать сценарий. Для организации активной познавательной деятельности на уроке упор делается на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих детей. Основным этапом урока будет самостоятельная работа. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает весь урок фронтально с целым классом. Современный урок требует применения индивидуальных и групповых форм работы. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю
Ученик становится живым участником образовательного процесса. На уроке должна быть создана развивающая образовательная среда (через познавательную активность, любознательность, познание окружающего мира, инициативность, рефлексию). Помощниками учителя на уроке являются современные технологии и методы обучения.
Активными методами обучения являются:
проблемный (при котором учитель прежде чем излагать материал ставит проблему и формулирует познавательную задачу);
частично-поисковый или эвристический (при котором под руководством учителя организовывается активный поиск решения познавательных задач);
исследовательский (при котором ученик самостоятельно анализирует учебный материал, ставит задачу, выполняет действия поискового характера).
Одной из важных задач формирования УУД является ИКТ компетентность. Благодаря тому, что школа оснащена современным оборудованием: компьютерами, ноутбуками, мультимедийной техникой - проекторами, экранами, интерактивными досками, у нас есть возможность научить младших школьников ориентироваться в информационном пространстве, овладеть компьютерной грамотностью. Уже в первом классе учитель в период обучения грамоте может наряду с традиционным письмом начать освоение клавиатурного набора текста. Изучение окружающего мира предполагает знакомство не только с материалами учебника, но и проведение опытов, наблюдений, экспериментов. Такие возможности есть у мобильных классов, в оборудование которых включен комплект цифровых микроскопов, измерительных приборов.
В Федеральном компоненте ГС отмечается необходимость включения младшего школьника в проектную деятельность, которая очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу, творчески решать учебные и практические задачи. В основу метода проектов положена идея о направленности деятельности школьника на результат, который получается при решении той или иной практически значимой проблемы. Учителя нашей школы используют различные виды проектов: информационные, исследовательские, творческие. В одном мы уверены точно, этот метод создает положительный эмоциональный настрой, ставит ребенка в ситуацию успеха, дает возможность каждому ученику проявить себя как творческая личность.
Еще одним требованием современного стандарта является ведение портфолио, которое используется учителем как альтернативный способ оценки личных достижений ребенка. Для ученика это форма представления индивидуальной направленности своих знаний, умений, интересов, программирование успеха личностного роста, развитие творческого мышления, возможность выразится, высказаться и заявить о себе. Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося. Систематическая работа с портфолио приносит пользу и ребенку , и учителю, помогает учителям и родителям совместно с младшим школьником решать важные задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность;
расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной деятельности учащихся;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
закладывать дополнительные предпосылки для успешной социализации.
Такая работа по сбору портфолио ведется учителями совместно с учениками и родителями начиная с первого класса.
В процессе модернизации учебного процесса одной из главных задач , стоящих перед учителем, является создание благоприятного микроклимата на уроке, сохранение физического и психологического здоровья учащихся. Этому способствует применение здоровьесберегающих технологий в учебной и внеучебной деятельности.
Интеграция обучения помогает устранить перегрузки, усилить практическую ориентацию начального образования, усилить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, приподнять значение роли учебной инициативности и самостоятельности школьников, обеспечить развитие вариативности и доступности образовательных программ.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж. Цель такого урока: раскрыть целостный образ средствами различных предметов.
Деятельность детей на уроке предполагает решение ряда учебных задач, поэтому учитель должен уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Учебная ситуация - это такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.п., частично – запоминают.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
возраста ребенка;
специфики учебного предмета;
степени сформированности УУД.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
предъявить противоречивые факты, теории;
обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
В соответствие с требованиями ФГОС, организация урока или учебного занятия направлена на достижение результата обучения, поэтому изменились типы уроков и появились новые формы организации учебных занятий (учебная экскурсия; учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, компьютерном классе, заседание клуба).
Рассмотрим типы уроков по ФГОС:
1. Урок открытия новых знаний. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. 2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. 3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, анализа и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Итак, подведём итог, что же характерно для современного урока?
Если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.
Новый ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ , обеспечивающего его.
Учитель должен отказаться от традиционных уроков и проводить инновационные, которые имеют нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем. С внедрением ФГОС уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Конечно, это трудно и требует много времени и сил. А мы всего на всего в начале пути. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учащихся в ходе овладения знаниями и решения проблем. Изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях.