В современных социально-экономических условиях жизни нашего общества, главной задачей образования является воспитание и обучение конкурентоспособного человека, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: новые подходы»
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: новые подходы
В современных социально-экономических условиях жизни нашего общества, главной задачей образования является воспитание и обучение конкурентоспособного человека, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Индивидуальность человека рассматривается сегодня как одна из ценностей общества. Поэтому основная задача учителя - раскрыть эту индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его особенности, необходимо, чтобы урок постоянно вбирал в себя новые педагогические тенденции, совершенствовался в плане соответствия потребностям современного общества, его моральным ценностям, был «современным».
Современный урок — это высокий уровень мастерства учителя, умело используемый все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, формирования нравственных основ.
Говоря о современном уроке, конечно, очень важно понимать отличия традиционного и современного уроков. В отличие от «традиционного» «современный» урок способствует более широкому развитию познавательных возможностей учащихся.
Основные различия между традиционным и современным уроком.
Традиционный урок
«знаниевый»
Современный урок
«способностный» («деятельностный»)
1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков
1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий
2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам
3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми
4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком
5. Планирует и направляет детскую деятельность
5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки
6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми
7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых
8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения
Функции учителя
Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм
Организатор сотрудничества, консультант
Позиция ученика
Отсутствие интереса и мотива к личностному росту
Активность, наличие мотива и интереса
Методы обучения
Иллюстративно-объяснительные
Проблемные, поисковые, исследовательские
Ведущий тип деятельности
Репродуктивный, воспроизводящий
Продуктивный, творческий
Используя современные технические средства обучения (компьютеры, интернет, интерактивные доски) важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный системно-деятельностный подход в образовании, взятый в настоящее время за основу Федерального государственного образовательного стандарта.
"Единственный путь ведущий к познанию - это деятельность".
(Английский писатель и мыслитель Бернард Шоу)
Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. Главная цель данного подхода в обучении - пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога.
Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии:
Личностно-ориентированные,
Предметно-ориентированные,
ИКТ-технологии ,
Здоровьесберегающие технологии.
Личностно-ориентированные технологии:
Технология проблемного обучения;
Технология проекта;
Педагогика сотрудничества;
Технология развития критического мышления;
Диалоговые технологии обучения;
Технология эвристического обучения;
Модульная технология;
Технология педагогических «мастерских»;
Исследовательская деятельность учащихся;
Технология коллективной мыследеятельности;
Предметно-ориентированные технологии:
Технология концентрированного обучения;
Технология дифференцированного обучения;
Игровые технологии;
Интегрированное обучение;
Технология постановка цели;
Технология полного усвоения материала;
Технология педагогического процесса;
ИКТ-технологии:
Использование информационно-обучающих программ;
Виртуальные экскурсии;
Дистанционные технологии обучения;
Создание собственных ИКТ-продуктов.
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволяют учителю:
отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.