Современные технологии организации безопасной образовательной среды для младших школьников
Современные технологии организации безопасной образовательной среды для младших школьников
Для свободного проявления своих индивидуальных особенностей человек должен чувствовать себя в безопасности. Безопасность является безусловной ценностью человеческого существования, и значимость этой ценности неуклонно повышается, поскольку только при ее обеспечении могут реализовываться все другие ценности, человек может быть активен в постановке и достижении целей. Безопасность – это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Современные технологии организации безопасной образовательной среды для младших школьников
Подготовила: Кмитевич Т.Н.
учитель начальных классов
Макеевка
2025
Для свободного проявления своих индивидуальных особенностей человек должен чувствовать себя в безопасности. Безопасность является безусловной ценностью человеческого существования, и значимость этой ценности неуклонно повышается, поскольку только при ее обеспечении могут реализовываться все другие ценности, человек может быть активен в постановке и достижении целей. Безопасность – это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество в целом.
Сегодня в системе образования Российской Федерации важность изучения, проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут находиться в состоянии психологической защищённости, а также, где созданы условия для формирования способности личности отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия, становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и педагога, показателем современного качества образования.
Безопасная образовательная среда создана в целях сохранения и укрепления здоровья, создание в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы.
Безопасность образовательной среды общеобразовательного учреждения зависит от психологического климата школы (психологическая безопасность), безопасной педагогической среды школы и строится на уважении прав и свобод участников образовательного процесса.
Безопасная образовательная среда – это система психологической и педагогической безопасности учебно-воспитательного процесса. Образовательная среда школы является частью жизненной среды человека.
Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности, и важность образовательной среды школы состоит в том, что школа, должна стать способна строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает создание психологической безопасности образовательного учреждения в качестве обязательного требования к условиям организации образовательного процесса. То есть само понятие психологическая безопасность, определяется как состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие участников образовательного процесса и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы их психическому здоровью.
Вместе с тем, и практический опыт реализации стандарта, на сегодняшний день показал, что психолого-педагогическое сопровождение, реализующееся в программе психологической безопасности образовательного процесса, должно пронизывать все стороны взаимодействия обучающегося, родителей (законных представителей) и образовательного учреждения в процессах обучения, развития, воспитания и социализации.
Таким образом, создание условий психологической безопасности в образовательной среде может способствовать более полному личностному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального поведения.
Для того чтобы дети комфортно чувствовали себя в школе, для создания атмосферы доверия образовательная организация ставит перед собой следующие цели:
создание условий для формирования у участников образовательного процесса таких умений и навыков, которые способствовали бы готовности справляться с эмоциональными нагрузками и психологическим дискомфортом;
выявление стрессогенных факторов, возникающих в условиях учебного процесса;
отработка системы согласованных взглядов и представлений педагогов, родителей и обучающихся на образовательную среду.
Условия организации безопасной образовательной среды:
активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития обучающегося в течение учебного дня в школе;
эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;
повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей;
формирование у обучающихся навыков овладения технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации.
Основные направления, обеспечивающие безопасность учебно- воспитательного процесса.
Обеспечение безопасности участников образовательного процесса в образовательной организации направлено на сохранение жизни и здоровья обучающихся в процессе образовательной деятельности. Основными направлениями, обеспечивающие безопасность образовательного процесса выступает не только обеспечение индивидуальной безопасности, но и обеспечение коллективной безопасности всех участников образовательного процесса.
Для осуществления деятельности в рамках этих направлений необходимо осуществлять профилактику попадания в травматические в физическом и психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения, создание условий для комфортного осуществления образовательного процесса.
Основными условиями для обеспечения безопасности участников образовательного процесса в образовательной организации выступают:
обеспечение выполнения обучающимися и педагогическими работниками образовательной организации требований законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий в образовательной организации;
предотвращение несчастных случаев с обучающимися в ходе образовательного процесса, а также при проведении различных мероприятий в рамках образовательной деятельности (выезды, участие в спортивных и спортивно-массовых мероприятиях, посещение музеев, выставок, конференций и т. д.);
предупреждение травматизма учащихся.
Общие требования к системе обеспечения безопасности участников образовательного процесса.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования современными техническими устройствами и оборудованием, но от степени профессионализма управляющего этим оборудованием персонала, от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных организаций и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогическими работниками. Руководитель образовательной организации, отвечая за безопасность участников образовательного процесса, должен обеспечить разработку, внедрение и функционирование системы обеспечения безопасности участников образовательного процесса в соответствии с требованиями (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»).
Создание системы обеспечения безопасности участников образовательного процесса в общеобразовательной организации предусматривает следующий порядок действий:
выявление угроз жизни и здоровью участников образовательного процесса и сопутствующих этому рисков, связанных с деятельностью образовательной организации;
выработка политики обеспечения безопасности образовательного процесса;
разработка организационной схемы, определение целей и задач, соответствующих выработанной политике, применительно к каждой функции и уровню управления в образовательной организации, установление приоритетов;
осуществление контроля за состоянием безопасности в образовательной среде;
анализ функционирования системы обеспечения безопасности в образовательном пространстве, оценка соответствия системы принятых мероприятий и последовательное их выполнение;
осуществление необходимой корректировки и предупредительных действий, а также адаптацию к изменяющимся обстоятельствам во время образовательного процесса. Безопасность участников образовательного процесса невозможна без выполнения определенных законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих безопасность образовательного процесса.
Направления работы педагогов по обеспечению психологической безопасности.
Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов, родителей и обучающихся, обеспечение требуемой информацией всех субъектов образования по психологическим проблемам, возникающим в процессе обучения.
Психологическая профилактика – целенаправленная систематическая совместная работа педагогов и родителей совместно с обучающимися:
по предупреждению возможных социально-психологических и проблем;
по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата;
по выявлению обучающихся группы риска (по различным основаниям).
Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся с целью:
выявления причин возникновения проблем в обучении или формировании психологического здоровья;
определения ресурсного потенциала личности, на которые можно опираться в ходе работы по оказанию психологической помощи.
Психологическое консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся, в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
Работа с обучающимися:
Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся, с целью выявить характерологические особенности обучающихся для формирования психологически безопасной среды школы.
Социально-психологическое сопровождение первоклассников и пятиклассников в адаптационный период.
Определение психологического климата в классах и эмоционального фона на занятиях и уроках (социометрия, метод включенного наблюдения)
Проведение социально-психологических тренингов, направленных на уверенность в себе, развитие коммуникативных, психологических и навыков работы в команде
Проведение занятий на темы: «Познай себя», «Толерантность в современном мире», «Я взрослый?» с элементами ролевых игр.
Работа с педагогическим коллективом включает в себя:
1. Проведение семинаров на темы: «Ситуации успеха на уроке», «Предупреждение эмоционального выгорания педагога», «Возрастные особенности обучающихся», «Кризисы в нашей жизни (о возрастных кризисах у педагогов)», «Помоги себе сам (уроки релаксации и снятия напряжения)», «Трудные ситуации, возникающие на уроках с подростками».
2. Проведение социально-психологических тренингов, развивающих позитивное мышление, направленных на приобретение коммуникативных навыков, предотвращение профессионального и эмоционального выгорания («Удиви всех – общайся правильно!», «Восстановленное ресурсное состояние – залог успешной трудовой деятельности», «Коммуникативный тренинг взаимодействия психолога и педагога с родителями»);
Работа с родителями:
Диагностика индивидуального стиля воспитания, и социально-психологического климата в семье Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей;
Проведение родительских собраний на темы: «Психологические и физические особенности взрослого подростка», «Как понять ребёнка», «Мой взрослый ребёнок».
Индивидуальный подход к каждому ребенку позволяет добиваться того, что дети чувствуют себя психологически защищенными.
Проведение общий консультация с родителем, ребенком и педагогическим составом.
Образовательная среда является фундаментом любого общества, именно в ней в большей части происходит воспитание и формирование личности подрастающего поколения, поэтому важно, чтобы все ее участники чувствовали себя защищенными.Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде должно способствовать гармоничному развитию личности ее участников. Профессия педагога требует от человека высокой эмоциональной напряженности в течение длительного времени, предполагает в условиях высокой степени неопределенности, быстрой смены ситуаций взаимодействия, проявление толерантности, и в этих условиях педагог должен уметь предупреждать возможные риски и угрозы для комфортной образовательной среды ввиду острой важности данного аспекта образовательной деятельности.
Десять принципов создания безопасной образовательной среды.
Способность детей к обучению сильно зависит от безопасности и комфорта образовательной среды, в которой они находятся. Независимо от возраста учащихся, среда, в которой проходит образовательный процесс, влияет как на общее развитие обучающихся, так и на его социальный и эмоциональный интеллект.
Никакие педагогические методы и подходы не могут заменить дружелюбную образовательную среду, созданную совместными усилиями учителей и обучающихся. Учитель играет решающую роль в создании атмосферы в классе, поэтому мы решили разобраться, какими принципами учителям стоит пользоваться для того, чтобы обучающиеся не только чувствовали себя защищенно и спокойно, но и интересовались учебой.
Не стоит недооценивать отношения учителя с обучающимися.
Учителя часто недооценивают значение и роль взаимоотношений с обучающимися. Однако в безопасной и позитивной образовательной среде между учащимся и учителем должно быть взаимопонимание. Для этого учитель должен уметь правильным образом выстраивать отношения с учащимися – они должны видеть, что он доступен для диалога, открыто общается и проявляет к ним уважение, интерес, а иногда и терпение. Кроме того, они должны доверять учителю, регулярно получать от него положительное подкрепление и чувствовать, что он уважает их взгляды и мысли. Учащиеся, чувствующие, что учитель их понимает, скорее захотят показать свое непонимание, чем скрыть его. Они более внимательны, задают больше вопросов и активнее вовлекаются в учебный процесс.
Не стоит использовать страх, угрозы или сарказм в процессе обучения.
Когда учащиеся чувствуют себя смущенными, сбитыми с толку или если им угрожает психологическое давление со стороны учителей, они склонны скрывать, а не показывать сложности, с которыми они сталкиваются. Заботливый и понимающий учитель всегда стремится к тому, чтобы коммуникация внутри учебного процесса была построена на взаимоуважении и психологическом комфорте и безопасности каждого участника.
Не стоит хвастаться знаниями, лучше проявите заботу.
Часто учителя считают, что обучающиеся уважают их за знания и ум. В попытке показать свой профессионализм они склонны хвастаться знаниями, усложнять концепции и задавать вопросы, на которые учащиеся не могут ответить. Учащиеся же, как правило, усерднее работают с учителями, которых они любят и считают заботливыми. Заинтересованный учитель с большей вероятностью вселит в обучающихся уверенность и отзывчивость, которые в конечном итоге станут основой доверия.
Не стоит сводить понимание учащихся к оценкам.
Учителя часто оценивают понимание учащихся на основе оценок на тестах и экзаменах. Тестовый балл – это не точный способ определить, что на самом деле выучил учащийся. Вместо этого стоит предоставить варианты действий для демонстрации знаний, из которых учащиеся могут выбрать.
Акцент на выставлении оценок снижает ценность процесса обучения и негативно влияет на метакогнитивные навыки и критическое мышление. Для обучающихся, у которых есть сложности, неудача становится привычкой, которая в конечном итоге подрывает мотивацию к достижению успеха.
Не стоит забывать о разных способах обучения.
Разнообразие способов обучения улучшает качество образования, создавая более комфортную среду в классе. Тем не менее не все учителя учитывают это при создании учебной среды. Учителям стоит ближе знакомиться с обучающимися, ведь понимание близких им стилей обучения может помочь определиться с правильной учебной стратегией.
Позвольте учащимся проявлять себя.
Учителям важно знать, как создать в классе среду, которая позволит обучающимся свободно выражать мнение. Ведь в безопасной среде у учащихся должна быть свобода для обсуждения идей без страха унижения.
Учащиеся чувствуют себя небезопасно в атмосфере, которая интеллектуально и эмоционально давит, и беспокоятся о том, что их будут смущать или будут смеяться над их стремлением к обучению. Учителя должны приветствовать оригинальность учащихся и быть открыты к разным мнениям. Кроме того, они должны подчеркивать важность самовыражения и уважения чужих точек зрения.
Давайте качественную обратную связь.
Предоставление качественной обратной связи является важным аспектом создания среды, способствующей обучению. Учителя часто дают обратную связь, которая оценивает действия учащихся, вместо обратной связи, которая предоставляет информацию о действиях учащихся так, как их видит учитель.
Оценка или осуждение учащихся включает в себя смешение предыдущего опыта, страхов и предвзятых идей учителя с реальным поведением обучающегося. Это приводит к тому, что учащиеся отрицают такую обратную связь, поскольку они не видят ее так, как ее воспринимает учитель.
Не забывайте возлагать на обучающихся большие надежды.
Установление высоких ожиданий повышает успеваемость и моральный дух учащихся. Побуждение учащихся к достижению большего благодаря вере и поддержке вдохновляет их лучше работать и соответствовать установленным идеалам.
Это объясняется эффектом Пигмалиона, который основан на следующей теории: когда люди верят, что что-то произойдет, они подсознательно меняют свои действия и воплощают это в жизнь. Постоянное подчеркивание того, на что способны учащиеся, и поощрение бросать вызов самим себе и достигать большего – вот истинные атрибуты комфортной образовательной среды.
Не недооценивайте важность сплоченности обучающихся.
Необходимый аспект создания безопасной учебной среды – это формирование сообществ внутри класса. Командные усилия, направленные на совместные достижения, помогут обучающимся быстрее прийти к ответу, чем если каждый из них будет работать самостоятельно. Учитель должен распределить обязанности между учащимися, чтобы они работали вместе, взаимодействовали друг с другом и учились навыкам межличностного общения.
Обучайте учащихся так, как они учатся лучше всего.
Нынешнее поколение обучающихся настолько привыкло к технологиям за пределами школы, что их отсутствие внутри класса делает образовательную среду некомфортной. Кроме того, взаимодействие с учебным материалом с помощью технологий помогает учащимся лучше подготовиться к будущей жизни.
Создание безопасной образовательной среды требует от проницательного учителя постоянного размышления о факторах, которые улучшают или ухудшают среду, в которой детям нравится учиться.
Одним из важных направлений обеспечения безопасной образовательной среды – это обучение детей и подростков Правилам дорожного движения. Оно призвано подготовить дисциплинированного участника дорожного движения, способного обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих его людей в условиях дорожно-транспортной среды.
Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы в школе. Вместе с тем правила дорожного движения – первый государственно–правовой документ, наиболее жизненно близкий школьнику. Дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. Они часто действуют необдуманно, потому что их мотивационная сфера по темпам развития отстаёт от интеллектуальной. Следовательно, младших школьников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать правилам безопасного поведения на улицах.
Основной целью организации занятий по правилам дорожного движенияс обучающимися начальных классов является приобретение теоретических знаний и формирование устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах.
Для достижения этой цели педагоги должны реализовывать систему обучающих, воспитательных и развивающих задач.
К обучающим задачам относятся:
расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;
изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;
формирование практических умений пешеходов;
формирование умений прогнозировать свое поведение как участника дорожного движения;
освоение детьми и подростками, с учетом их возрастных особенностей, наборов терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах.
Основываясь на возрастных особенностях развития учащихся младшего школьного возраста, можно выделить наиболее эффективные методы и приёмы работы по формированию основ безопасного поведения на дорогах; повышения культуры дорожной безопасности учащихся начальных классов: рисование, наблюдение, конструирование, создание проектов, участие в викторинах, интерактивных играх, квестах, драмматизация и др.
Активные, творческие формы работы помогут младшим школьникам познакомиться с Правилами дорожного движения, осознать необходимость их применения в реальной жизни.
К воспитательным задачам относятся:
формирование культуры участника дорожного движения;
воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;
профессиональная ориентация детей и подростков на выбор профессии водителя автотранспортного средства или сотрудника ГИБДД.
В систему развивающих задач входят:
развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения;
развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;
развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти.
Немаловажным условием является наличие материальной базы и развивающей среды: макеты улиц города, модели транспорта, дорожные знаки, светофоры, дидактические игры.
Целесообразно использование диагностических методик, позволяющих оценить уровень сформированности умений безопасного поведения на дороге (данные методики могут быть использованы и с формирующей целью):
В целом младший школьный возраст является оптимальным периодом для усвоения ПДД в полном объеме, а также для целенаправленного развития тех качеств, благодаря которым школьник сможет противостоять опасным ситуациям, возникающим на дорогах. Тем не менее можно выделить особенности возраста, которые определяют предрасположенность младших школьников к несчастным случаям на дороге:
затрудненность определения пространственных положений и взаимоотношений объектов на дороге (близко – далеко; рядом, около; за; перед; ближе – дальше и др.), своего пространственного положения по отношению к ним (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов), а также определения своего положения на местности по отношению к другим важным объектам (близко – далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…);
трудность в определении особенностей и скоростных характеристик транспортных средств (передвигается объект спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость и т. д.);
замедленная реакция при принятии решений на дороге (у взрослого пешехода на то, чтобы оценить обстановку, обдумать ее, принять решение и начать действовать, уходит примерно 0,8-1 с., а ребенку требуется для того же самого 3-4 с.). Чтобы отличить движущую машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 с., а взрослому – лишь четверть секунды;
преобладание потребности в движении над осторожностью (ребенок не в состоянии сразу, на бегу остановиться, поэтому на сигнал автомашины реагирует со значительным опозданием);
неразвитые прогностические способности не позволяют предвидеть последствия возникшей ситуации, предугадать возможные варианты поведения водителя и, как следствие, приводят к переоценке своих возможностей в реальной дорожно-транспортной ситуации;
несформированное логическое мышление не позволяет в полной мере анализировать погодные условия и их влияние на безопасность движения по дорогам разных типов (асфальт, грунт), анализировать ошибки в своем и чужом поведении, устанавливать их причины и, как следствие, определять пути исправления;
неразвитость абстрактного мышления затрудняет ориентировку и нахождение по рисункам, схемам, графическим изображениям части дороги, построение ее модели, обозначение ее частей;
отсутствие «чувства времени» не позволяет правильно определить количество затраченного времени, например, на переход дороги, осуществить подсчет времени на дорогу по нужному маршруту в благоприятных и неблагоприятных условиях;
потребность в новых впечатлениях и чрезмерная увлеченность (например, увидел знакомого, окликнули – и ребенок сразу забыл, где он находится, не замечает ни движущихся на большой скорости автомобилей, ни сигналов светофора);
неразвитое произвольное поведение и импульсивность, которая проявляется в недисциплинированности, непредсказуемости на дороге (испугавшись предупреждающего сигнала приближающегося автомобиля, ребенок импульсивно, не оценивая ситуацию, может броситься в сторону приближающейся с противоположной стороны машины, остановиться на месте или начнет метаться по дороге);
неразвитое право и самосознание, которое проявляется в невозможности осознать ответственность за собственное поведение на дороге, объяснить его с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, оценить последствия своего поступка для других участников дорожного движения.
Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:
создание целостной преемственной педагогической системы обучения детей безопасному поведению на дороге для формирования личностнозамотивированного отношения к соблюдению Правил дорожного движения (далее – ПДД) и культуры безопасного поведения на дороге;
учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков для формирования психологической установки на необходимость соблюдения ПДД и применение навыков, полученных в повседневной жизни;
общественно и личностно значимые мотивы деятельности;
взаимодействие образовательных организаций с социально-педагогической средой;
совместная деятельность педагогов, обучающихся и их родителей;
организационные формы и методы обучения, соответствующие образовательным задачам и психовозрастным особенностям учащихся;
закрепление получаемых знаний путем формирования специальных умений и навыков во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.
При обучении основам безопасности дорожного движения важно не только акцентировать внимание детей на том, что нельзя делать на дорогах, но и объяснять им, как можно и должно поступить в той или иной ситуации. Если педагог говорит, например, что играть на проезжей части дороги нельзя, то нужно показать и рассказать детям, где можно играть: во дворе, на детской площадке, в парке и т. д. Образовательный процесс должен быть направлен на формирование у детей умений, навыков и положительных привычек безопасного поведения на улице. Организуя обучение детей безопасному поведению на улице, педагог должен постоянно взаимодействовать с их родителями. В этом плане важно проведение работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания. Поэтому, находясь с ребенком на улице, они должны сами соблюдать ПДД.