Просмотр содержимого документа
«Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности»
Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности в начальной школе.
Сегодня функциональная грамотность неотъемлемая часть учебной деятельности. Помимо интереса учеников, новый ФГОС также диктует определенные правила в образовании.
Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. При подготовке к ВПР у учеников 4 класса возникает множество трудностей с решением практико-ориентированных задач: расчет покупки товаров, чтение чеков, расчёт ремонтных работ, понимание текстов, части тела и многое другое.
Поэтому обучающиеся должны быть функционально грамотными, т.е. цель обучения состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.
7- 10-летний ребенок должен обладать следующими качествами:
1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.
4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
В основу моего педагогического опыта легли разработки ученых, занимающихся вопросом функциональной грамотности учеников.
Приемы и методы работы над каждой грамотностью на уроках я выстраиваю согласно таксономии уровней познания Б. Блума.
Кроме стандартных приемов и методов использую цифровые образовательные платформы: Учи.ру, Якласс , Яндекс. Учебник и РЭШ. Цифровые образовательные инструменты созданы для формирования и оценки функциональной грамотности.
На своих уроках для успешного развития функциональной грамотности учеников и достижения ключевых и предметных компетенций я использую такие эффективные приёмы, чтобы обучение на уроке носило деятельностный характер.
Формы и методы, которые я использую на своих уроках, способствуют развитию функциональной грамотности:
-Групповая форма работы
-Игровая форма работы
-Творческие задания
-Тестовые задания
-Практическая работа
-Ролевые и деловые игры
-Исследовательская деятельность
На уроках изучения нового материала или комбинированном уроке использую
технологический приём «Пазл».
Цель приема: понимание и усвоение новой темы, приобретение практических умений и навыков смыслового чтения; запоминание и длительное хранение в памяти учащихся необходимой учебной информации; обучение составлению алгоритма (плана).
Приём «Пазл» ориентирован на те же правила, что и детская игра, только вместо картинок учащимися собирается текст на определенную тему, а в качестве «фрагментов-пазлов» используются карточки с отдельными пунктами готового плана – характеристики героя или отрывками из текста. Метод «Пазл» универсален.
Например, на уроке литературного чтения в 4 классе, при изучении произведения А.П. Чехова «Мальчики» с помощью карточек – пазлов, опираясь на знание текста, дети должны составить характеристики главных героев Королёва и Чечевицына. Затем, ребята подбирают отрывок в тексте, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героев?
На уроке русского языка во 2 классе, при изучении темы «Типы текстов», даём детям следующее задание:
1.Возьмите 1 конверт.
2.Прочитайте части текста на пазлах.
3. Составьте связанный текст.
4.Возьмите 2 конверт. В нём вы найдёте название типов текстов.
5.Подумайте, Какой вопрос можно задать к каждому типу текста.
6.Постарайтесь определить, как называется данный тип текста.
7.Где мы можем проверить правильность
Для формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения я использую различные приёмы и методы.
Упражнения для развития навыка быстрого чтения.
1. «Шторка» 2. «Чтение наоборот» 3. «Текст-вертушка» 4. «Текст с наложением» 5. «Текст с картинками» и др.
"Шторка" приучает ребёнка прочитывать и понимать текст с первого раза, помогает ребёнку справиться с такой вредной привычкой как перечитывание и возвращение взгляда к уже прочитанному ранее.
или текст с «дырками»
«Чтение наоборот»
Чтение слов и предложений наоборот развивает концентрацию внимания на тексте, учит читать, не отвлекаясь, стимулирует понимание прочитанного.
Чтобы выполнить задание сначала прошу ребенка прочитать текст обычно, понять что ребенок понял все слова в тексте, а затем прошу его
прочитать слова с конца текста. Важно! Работать с данными упражнениями начинаем тогда, когда ребёнок уже читает в пределах 40 слов в минуту. То есть, уже умеет читать! Цель задания: чтение обычного и деформированного текстов даются одинаково легко.
«Текст-вертушка»
Задача каждого ребенка: успеть прочитать предложения, из которых составить текст. Работа может быть в парах, групповая.
«Текст с наложением»
При данном методе работы желательно использовать интерактивную доску с проектором.
Чтение наложенных друг на друга слов: написаны так, что одно слово нагромождается на другое, пересекается с ним. Количество смешанных слов и плотность их наложения может увеличиваться.
Данный вид работы можно применять со 2 класса.
«Текст с картинками»
Функциональная грамотность на уроках математики
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
а)понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни
б) потребность и умение применятьматематику в повседневных (житейских) ситуациях: рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д.
г)совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий.
К инструментам формирования функциональной математической грамотности относятся:
Технология проектов
«Арабские цифры. Теории происхождения»
«Время. Измерение времени. Часы»
«Единицы измерения времени в разных странах в разное время»
«Задача одна – решений много»
«Математика в жизни человека» и др.
2) Технология проблемного обучения
3) Работа с символическим текстом: диаграммами, таблицами, чертежами.
4)Игровые технологии (ребусы, кроссворды, математические игры)
На каждом уроке я использую приемы формирования функциональной математической грамотности, такие как:
Задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания.
29. Моделирование заданий – представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.
30. Работа с задачами:
-Работа над решённой задачей.
-Решение задач различными способами.
-Представления ситуации, описанной в задаче.
Самостоятельное составление задач учащимися.
Решение задач с недостающими и избыточными данными.
Изменение вопроса задачи.
Использование приема сравнения задач.
Изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием.
- Решение обратных задач.
Решение нестандартных задач
Решение комбинаторных задач
Задача с избыточными данными.
Решение комбинаторных задач. Построение дерева возможностей.
Решение логических задач.
Приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка.
Различные методы и приёмы позволяют ребёнку учиться быть:
внимательным к слову;
обладать активным воображением;
умеет вступать в диалог с текстом;
умение видеть в тексте три уровня информации: переходить с фактов и образов на язык.
Приём «Верно и неверно» развивает критическое мышление, учит ребенка самостоятельности в рассуждениях, учит работать с информацией, сравнивать ее, оценивать, анализировать, обобщать и применять на практике.
Приём «Лови ошибку»
Цель: активизация внимания учащихся, формирование умения анализировать информацию, умения применять знания в нестандартной ситуации, умения критически оценивать полученную информацию...
Спишите, исправив ошибки.
выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам! Спишите, исправив ошибки. Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.
Приём «Проблемная ситуация»
Существует несколько методов постановки проблемной ситуации: • Проблемная ситуация «с удивлением».
• Проблемная ситуация «с затруднением».
• Побуждающий диалог.
• Подводящий диалог.
• Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».
• Демонстрация непонятных явлений.
• Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».
Проблемная ситуация «с удивлением» или «с затруднением» - этот путь наиболее сложен, так как он в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве.
П риём “Да - Нет”. Универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий.
Прием «Кластер»
Один из приемов РКМЧП – это кластер («гроздь», пучок, блок-схема, опорная схема), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
Приём «Рюкзак»
Данный вид рефлексии я использовать на своих уроках после изучения большого раздела.
Вот вам рюкзачок. Передавая его друг другу, скажите по фразе: что узнали, что поняли, что удивило. Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать родительный и винительный падежи».
Функциональная грамотность на уроках окружающего мира
Функционально грамотная личность - это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.
ФГОС описывает функционально грамотную личность с помощью трёх групп результатов: предметных, метапредметных и личностных
Например, традиционное задание «Расскажи, как нужно ухаживать за домашними питомцами. Используй рисунки при ответе».
Продуктивное задание может выглядеть следующим образом: В журнале «Тошка» было опубликовано письмо Саши М. Прочтите его. Какие советы вы дадите мальчику по уходу за питомцем? Оформите свои советы в виде памятки.
Здравствуй, «Тошка»! У меня есть хомячок Тони. Я его сфотографировал. Я его очень люблю. Но, мне кажется, у моего Тони проблемы. Он кусается, когда я его хочу погладить, не хочет играть со мной. Я кормлю его шоколадками и апельсинами (я их очень люблю!), но ничего не помогает. Тони весь день спит, мало двигается, не хочет бегать по колесику, почти ничего не пьет, не радуется, когда я его купаю. А ведь Тони еще маленький, ему только 1,5 года. Я волнуюсь. Может, Тони одиноко, и стоит завести еще одного хомячка или даже двух? Клетка большая, двухэтажная, места хватит всем! Саша М., 10 лет
Памятка для Саши
1. Не буди хомяка днем, иначе он может укусить.
2. Не корми хомяка шоколадом и цитрусовыми.
4. Корми хомяка злаковыми, фруктами, используй специальный корм.
5. Не купай хомяка.
6. Поставь для любимца купалку с песком.
7. Не держи несколько хомяков в одной клетке, если не планируешь их разводить
8. Выпиши или возьми в библиотеке газету «Наши любимцы»
(Заголовок может быть сформулирован иначе при сохранении общего смысла. Пункты памятки могут быть приведены в любой последовательности).
В основе задания – работа с первичной информацией, когда учащийся проводит наблюдение в соответствии с поставленной задачей, извлекает информацию на основании 3-х источников (письмо, энциклопедическая статья, словарная статья), систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры (памятка). Рефлексия, которой заканчивается работа над заданием, позволяет выявить не только затруднения учащихся, но и обратить их внимание на способ деятельности
Блок состоит из 4-х групп умений, на карте они соответствуют строкам. Рассмотрим последовательно умения этого блока на примере заданий.
В1. Умение находить расхождения в информационном источнике и в собственных представлениях
Пример задания для 1-го класса
Занятия направлены на различение знаний, основанных на своём опыте, и информации, получаемой извне (из источника информации). В зависимости от года обучения и класса мы предлагаем формировать это умение на информации разного характера с постепенным усложнением: о предметах, процессах, месте-времени и взаимосвязях. Задания для 1-го класса не должны быть очень сложными, чтобы ученики не потеряли интерес к работе такого типа.
Возьмём в качестве примера карточку, в которой нужно определить цвет животика зелёной пересмешки.
Если не читать текст, а ориентироваться только на название птицы, возникает представление, что цвет перьев будет везде зелёным. Тем более, что и фотографии к заданию подобраны так специально. Чтобы верно выполнить это задание, ученику нужно внимательно прочитать или прослушать описание птички и извлечь из текста необходимую информацию: «оперение пересмешки хорошо прячет её в листве деревьев — сверху оно зелёное, а снизу желтоватое».
Далее школьник должен соотнести свои знания о том, где у птицы находится животик: сверху или снизу, с этим описанием. После этого можно сделать вывод о том, что находится внизу животик, а, значит, он жёлтого цвета. Все задания для 1-го класса озвучены, чтобы ученики, для которых чтение пока — достаточно трудоёмкий процесс, тоже работали над формированием функциональной грамотности в школе. Они имеют возможность одновременно слушать задание и следить по тексту.
Использование кроссвордов, ребусов на уроках активизирует познавательную активность учащихся.
Подготовка дополнительного материала к урокам в форме сообщений.
Групповая работа как средство формирования функциональной грамотности
Цель групповой работы:
активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
Однородная групповаяработа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания .
Дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами.
Ролевые функции в группах
чтец
Хронометрист
секретарь
докладчик
Групповая работа развивает
коммуникативность
интерес к познаниям
творчество
качество знаний
Положительные моменты групповой работы
-эмоциональная поддержка;
-нет давящего авторитета учителя;
-основа «умения учиться»;
-сочетание на уроке «обучения» и «воспитания»;
-человеческие и деловые отношения .
Ученики принимают участие в различных проектах, которые позволяют
заниматься учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой
деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий .
Учебный проект совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая
или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
ПРОЕКТ
Ключевые моменты
проблема
разнообразные способы её решения
основополагающий вопрос
единство целей и задач
конкретные результаты исследования
творческий подход
Проект - это 6 "П":
Проблема
Проектирование
Поиск информации
Презентация
Портфолио
Продукт
Классификация проектов
по доминирующей деятельности учащихся - практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые;
по продолжительности - краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные ;
по количеству участников – индивидуальные, парные и групповые;
по форме продукта - газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений,
Проектная деятельность один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.
Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта:
коммуникативные,
образовательные,
воспитательные,
развивающие.
Все методы, используемые мной на уроках, направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.