Современные педагогические технологии для организации внеурочной деятельности.
Современные педагогические технологии для организации внеурочной деятельности.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии для организации внеурочной деятельности.»
Спиридонова О.В.
Современные педагогические технологии для организации внеурочной деятельности.
Современный этап развития образования находятся в процессе модернизации: совершенствуются технологии, вводятся новые стандарты (ФГОС). Возвращается формула - «обучение + воспитание», причем последнее «должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом». При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность. Для обеспечения такого единения (слияния) введен раздел «Внеурочная деятельность», определены направления ее реализации и описаны формы проведения занятий.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Настоящая модель создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Следует при организации внеурочной деятельности младших школьников учитывать, что поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Поэтому в разработанной нами модели каждому ребенку представлена возможность пройти через весь спектр предлагаемых в разделе «Внеурочная деятельность» направлений. Сегодня одним из актуальных направлений в развитии образования является внедрение не только в образовательный процесс, но и во внеурочную деятельность современных педагогических технологий. В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология».
Педагогическая технология (от τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
«Педагогическая технология» - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. При этом под объектом педагогической технологии понимается структура и логика конструирования педагогического процесса, способы его организации по реализации педагогических целей в соответствии с теми или иными принципами и условиями.
Из приведенных выше характеристик можно выделить наиболее существенные признаки и характеристики педагогических технологий:
1) технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основу которого положена определенная методологическая, дидактическая, психологическая, философская позиция авторов или авторского коллектива; 2) технологическая цепочка составляющих ее действий, операций и связей реализуется в полном соответствии с принятыми целевыми установками и конкретными ожидаемыми результатами; 3) технология обучения предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося с учетом возможностей индивидуализации и дифференциации обучения, и использования технических, в том числе компьютерных средств обучения; 4) любая технология обучения разрабатывается и реализуется как решение многокритериальной задачи с получением максимальных планируемых результатов при минимуме затрачиваемых на это средств и труда; 5) педагогические технологии планируются с учетом того, что они могут быть воспроизведены любым педагогом и обеспечат достижение намеченных результатов всеми учащимися; 6) технологии обучения непременно включают в себя различные диагностические (дидактические, психологические, социометрические и др.) процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности субъектов педагогического процесса.
В технологическом подходе в образовательном процессе выделяют: постановку целей и их максимальное уточнение с ориентацией на достижение результатов; профилирование содержания; постановку материалов и организация всего хода учебно-воспитательного процесса в соответствии с учебными целя; оценку текущих результатов; коррекцию компонентов учебного процесса, направленную на заключительную оценку результатов и новое целеполагание.
Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. Наше образовательное учреждение строит внеурочную деятельность по оптимизационной модели, т.е. задействует все внутренние ресурсы. А какие же современные образовательные технологии в её реализации использует педагогический коллектив? Самыми популярными среди педагогов являются:1)игровые технологии; 2)проблемное обучение; 3)элементы исследовательской деятельности; 4)проектная деятельность; 5)компьютерные (новые информационные) технологии.В каждой начальной школе ведущими в организации, как в урочной, так и внеурочной деятельности являются
игровые технологии, цель которыхстимулировать рост познавательной активности, формировать положительные эмоции через различные формы организации. В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игровая технология являются одной из уникальных форм обучения, которая позволят сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действа активизирует познавательную деятельность. В качестве игровых технологий в нашей школе педагогами разрабатываются рабочие тетради в качестве закрепляющего материала, в нее включены разные игровые задания, которые ребенок выполняет вовремя проведения внеурочной деятельности с большим интересом. Поток информации в обществе увеличивается, и правильно интерпретировать ее помогает технология проблемного обучения, одна из сложных технологий во внеурочной деятельности. Цель технологии проблемного обучения:создать в сознании детей проблемные ситуации и активизировать деятельность по самостоятельному поиску их решений. В своей книги Е.Л. Мельникова «Проблемный урок или как открывать знания с учениками» дает 4 этапа процесса творческой деятельности: 1) постановка проблемы; 2) поиск решения; 3) выражение решения; 4) реализация продукта. Для учащихся начального звена трудно самостоятельно разобрать все выше перечисленные этапы творческой деятельности, поэтому в нашей школе педагоги сначала вводят элемент проблемного обучения в урочную систему обучения, а затем выводят во внеурочную деятельность как отдельный вид педагогической технологии.
Проектная деятельность в начальной школе - это творческая деятельность учеников под руководством учителя или родителей, направленная на развитие познавательных способностей. Выполнение проектов дает возможность детям проявить свои организаторские и творческие способности. В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, способов организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи проекта. Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной в наше время, потому что сегодня необходима переориентация обучения. Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью.Цель исследовательской деятельности:стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, ознакомить с научной картиной мира. Этот вид внеурочной деятельности наиболее тяжелый. Исследуя, ученик задаёт себе вопрос и ищет на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя, делает выводы и фиксируем результаты. Любой исследовательский проект должен быть защищен. И важно, чтобы ребенок получил положительный отклик на свою работу. Проблема только в том, что, в проектной деятельности и в исследовательской деятельности родители проявляют слишком большое усердие, и вместо детской работы мы видим работу взрослого человека. Поэтому необходимо учителю сразу оговорить долю участия родителей в исследовании.
Интернет и Интернет-технологии. Современные информационные технологии, применяемые в образовательном процессе, являют собой новые способы получения знаний, которые соответствуют качественно новому содержанию обучения современного школьника. Как результат совместного применения ИКТ-технологий в нашей школе увеличилось количество участников Интернет-конкурсов, во время подготовки к проектной деятельности или исследовательской ученики стараются найти интересную или новую информацию, разрабатывают совместно с родителями или педагогами мини презентации, что способствует развитию творческой личности не только ученика, но и учителя.
Все их полученные за участие дипломы, грамоты, сертификаты помещаются в портфолио. Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности.