Просмотр содержимого документа
«Современные методики обучения изобразительной грамоте»
Современные методики обучения изобразительной грамоте
Систематическое и последовательное изучение теории изобразительной грамоты является одной из важнейших условий успешного обучения изобразительному искусству. Только опираясь на прочные теоретические положения изобразительной грамоты, начинающий художник может успешно усвоить сложные практические навыки мастерства. Без теоретических знаний практические навыки мастерства вырабатываются механически и требуют длительных сроков обучения.
Художник и педагог Дмитрий Николаевич Кардовский говорил «…все обучающиеся искусству обязаны подчиняться способам и приемам выражения, то есть уметь передавать форму, цвет, свет, характер, движение, пропорции, знать законы этих вещей. В школе надо овладеть этими знаниями художественных приемов для того, чтобы потом их можно было изменить, подчинить личным художественным требованиям»
Изобразительная грамота - знание законов и правил изобразительного языка (построение изображения реальных форм предметов на плоскости) в сочетании с твердыми навыками пользования ими. Под изобразительной грамотой подразумевается два раздела: графическая грамота (теория и техника рисунка) и живописная грамота(теория цветоведения и техники живописи).
Изобразительная грамота включает совокупность общих понятий изобразительного искусства (рисунок, набросок, этюд, композиция, жанр, натюрморт, пейзаж и др.), понятий о свойствах и характеристиках предметов и объектов изображения на основе анализа натуры (пропорции, конструкция, форма, тон, цвет, пространство, перспектива и др.). А также понятий, касающихся самого изображения, связанных с осмыслением изобразительных средств (линия, штрих, пятно). В изобразительную грамоту входят также правила, принципы, законы, принятые в изобразительном искусстве: принцип композиционной организации листа, закономерности конструктивного построения формы, правила поэтапного исполнения изображения и другие, используемые в практической работе.
Изобразительное искусство – особая форма познания мира человеком, которое осуществляется через чувственное, конкретно-образное восприятие действительности и последующее изображение. Изобразительное искусство развивает эмоциональность, богатство и тонкость образного мышления и зрительного восприятия.
Каждое произведение искусства, которое ребенок воспринимает, имеет свое содержание: это и скромный русский пейзаж, и картины прошлого нашей страны, и рассказы о современной жизни; это и изображение самых простых предметов, окружающих человека. Репродукция, если она хорошего качества, открывает детям смысл изображаемого, развивает и обогащает их духовно. Педагог должен сделать качественный подбор примеров изобразительного искусства, чутко и уважительно относиться к индивидуальному восприятию детей.
На практических занятиях, при показе произведений искусства, организуя наблюдения окружающей жизни, учитель направляет внимание ребенка, его чувства и переживания на восприятие прекрасного в жизни, учит отличать красивое и оценивать факты действительности.
В изобразительном искусстве отражаются все стороны нашей жизни – труд, быт, отдых человека, его свершения. Поэтому очень важно средствами изобразительного искусства воспитывать у детей уважение к тому, что создается трудом человека.
Очень важная сторона воспитания средствами изобразительного искусства – введение детей в круг человеческих переживаний и взаимоотношений. Изобразительное искусство предоставляет детям доступные для них средства для выражения своих эмоций.
Занятия изобразительным искусством делают восприятие детей не только более острым, но и вырабатывают умение схватывать и выделять главное, отбрасывая второстепенное. Они помогают яснее видеть сходство и различие предметов по форме, цвету, положению в пространстве.
Каждому школьнику полезно знать историю искусства, художественное наследие. Картины и статуи, памятники графического и прикладного искусства дают нам наглядное представление о многих минувших событиях, вошедших в историю развития человеческого общества.
Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребенку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. И прежде всего учитель школы - профессионал, который донесет до неискушенного ученика все тонкости своего дела - преподавания изобразительного искусства, научит понимать и чувствовать мир художника, а через него - красоту и смысл жизни, реальности.
Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать серьезной основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.
Изучение изобразительного искусства направлено на формирование основ художественной культуры; представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.
Использованная литература
1. Савенкова, Л.Г. Изобразительное искусство/ Л.Г. Савенкова// Интегрированная программа.1-4 классы. – М.: «Вентана-Граф», 2012.- 54 с.
2. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. 1 класс: / Л. А. Неменская// поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2012. – 170 с.
3. Неменский Б.М.. Изобразительное искусство. / Б.М. Неменский// Рабочие программы. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011.- 128 с.