Просмотр содержимого документа
«Современные формы организации совместной деятельности младших школьников»
Выступление на семинаре
учителей начальных классов на тему: «Современные формы
организации совместной деятельности младших школьников»
Современные формы организации совместной деятельности младших школьников
В образовательном стандарте начального общего образования (2004) определено, что важнейшим приоритетом в образовании остается формирование общеучебных умений навыков и способов познавательной деятельности младших школьников. Овладение умениями самоорганизации учебной деятельности у младших школьников является обязательным минимумом.
Отсюда возникает потребность определить такие условия и формы общения и организации совместной деятельности младших школьников, которые предполагают активную позицию ребенка в решении учебных задач, что ведет к формированию умения учиться. «Умение учиться – это новообразование в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества», - так утверждает автор книги «Введение в школьную жизнь» Г.А. Цукерман. Но для того, чтобы это учебное сотрудничество было плодотворным, нужны активные формы организации совместной деятельности учащихся: работа в парах, группах, так как групповая форма организации учебного процесса вырастает из общей потребности человека к активному обмену информацией, необходимой для выработки и принятия решений, и в максимальной степени содействует активному участию самого ученика в процессе усвоения знаний.
Работа в группах предусматривает
большую самостоятельную нагрузку,
поисковый характер работы,
обогащение и углубление знаний каждого за счет разноуровневых заданий;
дети учатся выполнять правила поведения в группе,
сравнивать свою работу с работой других,
увеличивается объем говорения,
быстрее проявляются способности, интересы личности.
Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей. По определению Е.Н. Щурковой, групповая деятельность – это «организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению»
В чем заключаются преимущества групповой формы работы?
Чтобы ответить на этот вопрос, остановимся на следующих психолого-педагогических аспектах группового обучения
1. Здоровьесберегающий аспект.
Дети, работая в группе, чувствуют себя свободно, раскованно, у них появляется вера в свои силы. Особенно проявляется у детей слабых, молчаливых и замкнутых, испытывающих по каким-то причинам комплекс неполноценности. При общении в группе, у детей появляется возможность раскрыться с неожиданной для педагога и товарищей стороны, почувствовать психический и эмоциональный комфорт. Групповая работа способствует развитию коммуникативных навыков.
2. Обучающий аспект состоит в возможности в атмосфере психологического благополучия углублять и обобщать знания каждого за счет знаний других, за счет разных точек зрения, способов изложения учебного материала самостоятельного поиска ответов, возможности ошибаться, исправлять свои ошибки
3. Воспитательный аспект состоит из возможности формирования личностных качеств ребенка: чувства дружбы, взаимоподдержки, доброты, ответственности и долга, умения принимать людей такими, какие они есть, видеть в каждом положительные черты. (Этому необходимо научиться и педагогу!)
4. Диагностический аспект. Работа в группах дает возможность быстрее выявить способности детей, интересы, потребности, наклонности, мотивацию обучения, уровень обученности, воспитанности.
Какие виды групповой работы существуют?
Среди видов групповой работы выделяют
звеньевые,
бригадные,
кооперированно-групповые
и дифференцированно-групповые
Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся.
При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся.
Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения предполагает, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся.
Группы учащихся могут различаться и по:
- типу работы, т.е. одна группа проектирует, другая проводит исследование, третья решает проблему;
- теме работы;
- уровню сложности задания с учетом развития учащихся.
Из каких этапов складывается групповая работа?
Этапы групповой работы таковы:
А) Подготовка к выполнению задания:
постановка познавательной задачи;
инструктаж о последовательности работы;
раздача необходимого дидактического материала по группам.
Б) Групповая работа:
знакомство с материалом, планирование работы в группе;
распределение заданий внутри группы;
индивидуальное выполнение задания;
обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
выбор и обсуждение общего решения;
подготовка к предъявлению результатов (оформление решения, подготовка выступающих).
В) Представление результатов работы:
сообщение о результатах работы в группах (в наглядно оформленном виде или устно);
обсуждение результатов работы (вопросы на понимание от других групп, выбор наиболее удачного решения);
обсуждение процесса работы, рефлексия.
Для успешного осуществления каждого этапа необходима подготовка учащихся к групповой работе, которая предполагает решение следующих задач:
учить детей работать в группе по правилам;
учить принимать и удерживать заданную роль в течение групповой работы;
отрабатывать выполнение этапов работы над заданием;
развивать рефлексивные умения учащихся;
знакомить с разнообразными способами взаимодействия между участниками группы;
обучать эффективным приёмам работы над заданием;
Для того, чтобы групповая работа на уроке была эффективной, необходима также и соответствующая подготовка учителя: он должен владеть умениями организации внутригруппового взаимодействия, методами обучения в группе, приемами формирования умений самоорганизации учебной деятельности детей.
Каковы приемы организации групповой работы?
Если учитель решил попробовать свои силы в организации обучения в сотрудничестве, вовлечения каждого ребенка в активный познавательный труд, обучение его культуре общения, полезно будет поначалу не форсировать события, а приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за шагом, приучая своих учеников:
работать в группе с любым партнером или партнерами;
работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса.
Существуют различные способы формирования групп. Выбор того или иного способа будет зависеть от целей учителя в данный момент. От того, насколько правильно и удачно сформирована группа, будет зависеть успешность работы в целом. Поначалу группы не должны быть большими. В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученики, мальчики и девочки.
При делении на группы необходимо учитывать:
- уровень обучаемости (высокий, средний, низкий);
- темп обучаемости;
- общие; интересы, склонности (при творческой работе);
- психологическую совместимость;
- наличие лидеров.
Способы формирования групп по С.Т. Танцорову таковы:
Группа по желанию. Основание для формирования – участники работы сами выбирают тех, с кем они бы хотели работать.
“Случайная” группа. Основание для формирования– участники вынуждены объединяться для выполнения какой- либо работы, хотя ни в каких других условиях вместе не взаимодействуют.
Группа, сформированная лидером. Основание для формирования – лидеры (назначенные организатором или выбранные участниками) выбирают наиболее работоспособных участников (иногда дружба и симпатии уходят на второй план);
Группа, сформированная организатором. Основание для формирования– формируется в соответствии с целями, которые организатор ставит себе в данный момент. Эта группа за счёт своего состава решает определённые задачи.
Как показала практика, детей в группы целесообразнее объединять с учетом их личных склонностей и взаимных симпатий. Самому слабому ученику нужен не только "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких "группах риска" можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться. Таким образом, при формировании групп необходим индивидуальный подход к учащимся.
Перед уроками, на которых предполагается использование групповой работы, необходимо продумать, как разместить рабочие места детей, чтобы они могли, прежде всего, общаться в процессе совместной деятельности. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы группами парты ставятся по две и по три так, чтобы ребенок видел всех своих собеседников, не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа, где фиксируется итог работы, был в пределах досягаемости группы.
Организуя сотрудничество, необходимо вводить следующиеправила совместной работы: работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми; быть активными, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу; вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего; следить за временем; работать по алгоритму (плану), доводить начатое до конца.
Успех работы в группе зависит не только от выполнения правил. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:
Организатор (лидер) – организует обсуждение и взаимопонимание, вовлекает всех в работу группы.
Секретарь – записывает все предложения группы, оформляет решение группы.
Докладчик – у доски рассказывает, что решила группа, представляет результаты работы группы.
Хронометрист – следит за соблюдением регламента работы группы.
Эксперт - дает оценку выполняемым работам (согласно поставленным целям), контролирует правильность, докладывает об этом организатору.
Консультант – дает советы, рекомендации.
Сначала роли распределяет учитель, затем дети делают это самостоятельно. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ученик побывал в разных ролях. Одновременно каждый участник группы должен выступать в роли «генератора идей», «понимающего», «критика».
Начинать обучение групповой работе легче с организации работы детей в парах.Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких умений, как взаимоконтроль и взаимопомощь. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности. Детей, которые по каким бы то ни было причинам, отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Следует учесть, что нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен "шумомер"- звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума.
Работу в парах целесообразно проводить на этапе закрепления изученного, поэтому формулировка заданий, как правило, начинается со слов: придумайте, предложите, подберите, проверьте друг у друга, обсудите проблему, обменяйтесь мнениями, посоревнуйтесь, продиктуйте друг другу, понаблюдайте, проведите практическую работу (опыт) и пр. Например, на доске учитель рисует несколько схем слов и просит учащихся придумать к ним слова. Эта работа на уроке должна быть организована учителем в парах среди учащихся. Работая вдвоем, они имеют возможность проверить друг друга и убедиться, что предложенные ими слова подходят к заданной схеме. В этом случае в результате учебного взаимодействия на уроках уже не наблюдалось ответов, не соответствующих схемам. Однако во время выполнения такой работы возникали мимолетные эмоциональные всплески, обусловленные возможностью быстрого озвучивания результата, когда один учащийся торопит соседа поднять руку. В этой ситуации на первых этапах такой работы нередко приходилось слышать: «Не торопись, надо еще раз проверить!» Здесь ребенок понимает, что совместно выполненную работу надо тщательно проверить, т. к. мнение одноклассника нередко бывает ошибочным.
Очень эффективна работа в парах при организации взаимопроверки знаний (учащиеся проверяют друг у друга знание состава чисел, таблицу умножения, грамматические правила, словарные слова, стихотворения, умение выполнять вычислительные приемы, решать орфографические задачи и пр.)
Если группа достаточно зрелая, умеет действовать самостоятельно, функции педагога заключаются в оценке доклада группы об итогах работы. Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль над работой группы. Учитель контролирует ход выполнения работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует взаимодействие, помогая достичь согласия в группе, в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.
Таким образом, педагог не должен выполнять лишь роль контролера, необходимо быть с ребенком, а не над ним. Педагог может выполнять функции организатора, партнера, консультанта, психолога, лаборанта, иллюстратора, наблюдателя. При этом необходимо всегда оставаться доброжелательным, говорить тихо, приучая и учащихся во время групповой работы вести обсуждения тихими голосами.
Организация деятельности учителя и учащихсяна разных этапах групповой работы.
Первый этап. На предложенное задание педагога каждый участник группы стремится к выдвижению своих гипотез, версий, изложению своей позиции. При этом от остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного. Безоценочное слушание вырабатывается в группе постепенно.
Второй этап.
Обсуждение высказанных гипотез. Как вариант, обсуждение может вестись параллельно с генерированием идей: идея высказана и сразу же обсуждена, высказана следующая и также обсуждена. Для школьников это достаточно сложно. Эффективнее сначала зафиксировать все существующие мнения (выделив на это некоторое время), а затем обсудить их.
Третий этап.
Выработка группового решения. Оно рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них. Группа должна быть готова обосновать свой выбор.
Четвертый этап.
Обсуждение итогов работы. После подготовки к предъявлению результатов (оформление решения, подготовка выступающих) группа выдвигает из своих рядов ученика, который рассказывает о результатах ее работы. Мнения фиксируются на доске и затем обсуждаются.
Пятый этап
Обсуждение процесса работы. Результаты своей групповой работы учащиеся должны обязательно оформлять рефлексивно, выделяя способы организации групповой работы и новые для них и освоенные ими в ходе групповой работы способы интеллектуальной, мыслительной работы, способы решения задач. Этап рефлексии не так часто встречается в реальной практике,
Наиболее часто используются такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм.
Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи.
Работа в таких группах может быть однородной и дифференцированной. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами.
Например, при изучении тем: «Предложение. Словосочетание» нескольким группам детей можно предложить одинаковое задание разложить карточки со следующими записями : «Прилетели птицы», «Птичий домик», «Дождливым утром», «Дождь идет», «Бегущий мальчик», «В уютном гнездышке», «Течет река», «Растет на огороде» на две группы, в одной из которых записаны предложения, в другой – словосочетания. Ребята выполняют однородные задания в группах, затем представляются и анализируются результаты работы. Дифференцированную работу в группах можно организовать при изучении темы: « Падежи имен существительных». Группам можно предложить задания разного уровня сложности (в зависимости от подготовки детей, участвующих в работе группы). Задание для первой группы - выбрать из словосочетаний: «ехать по степи, петь в тиши, тьма ночи, аромат сирени, петь песни, заряд бодрости, письмо к дочери, говорить о дружбе, женщины России, достать из печи» те, в которых есть существительные в родительном падеже. Задание для второй группы – выбрать из словосочетаний: «искать брата, подарок для друга, ложка сиропа, думать о фильме, пиджак отца, холить коня, прочитать рассказ, ходить около дома, отойти от дороги» те, в которых есть существительные мужского рода в родительном падеже. Задание для третьей группы - выбрать из словосочетаний: «мечтать о лете, стоять перед отцом, отдыхать под деревом, спрятаться за дубом, наблюдать за малышом, путешествовать с подругой, победить врага, гордиться товарищем» те, в которых есть одушевленные существительные.
Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения.
Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.
В практике начальной школы широко используются игровые методы
Каково место групповой работы в организации учебной деятельности?
Работа в группах целесообразна и эффективна на различных этапах урока и во внеурочной деятельности при:
- изучении нового материала
- закреплении полученных знаний
- повторении изученного
- проведении контроля знаний
- организации творческих работ
- организации проектной деятельности
Групповая форма деятельности на занятиях привносит новизну в организацию традиционного процесса обучения, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой.
Потенциал групповой работы велик. Но это серьезный, профессиональный прием работы.
И чем чаще все мы, работающие с детьми, будем задавать себе вопрос: а зачем мы сейчас разделили детей на группы, тем профессиональнее будет наша работа.