Просмотр содержимого документа
«Совместная проектная деятельность на уроках литературы и иностранного языка в начальной школе»
«Совместная проектная деятельность на уроках литературного чтения и немецкого языка в начальной школе».
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Цели проектной деятельности следующие.
Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности,
Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов
Развитие исследовательских умений.
А что такое проект?
Проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное в группе или самому; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, и показать публично достигнутый результат не только на родном языке, но и на иностранном.
Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач.
В результате работы над проектом формируются информационные, поисковые, коммуникативные, мыследеятельностные и презентационные умения и навыки.
В начальной школе на уроках чаще всего дети работают над информационными и творческими проектами.
Темы проектов могут быть самыми разными. Главное условие - они должны быть интересными для детей. В учебниках и рабочих тетрадях по литературному чтению предусмотрены темы проектных уроков. Ученики имеют возможность выбора понравившейся темы.
Следует заметить, что помощником в создании продукта проектной деятельности выступает не только учитель, но и родители. Поэтому на каждом родительском собрании уделяется внимание не только тематике предстоящих проектов, но и рассматриваются разные варианты работы над проектом и презентацией продукта работы.
Интеграция уроков литературного чтения с уроками изобразительного искусства, технологии, немецкого языка и внеурочной деятельностью способствует большей заинтересованности учащихся работой, помогает сделать её более интересной и творческой.
За время работы над данной темой самообразования в начальной школе по образовательной программе «Школа России» сложилась определённая тематика проектов для каждого класса на уроках литературного чтения и немецкого языка.
1. Обобщить знания о буквах русского и немецкого алфавитов, представить выбранную букву в интересной форме, учиться искать информацию (загадки, пословицы) в сотрудничестве со взрослыми.
-Научиться отгадывать и сочинять загадки на русском, и на немецком языке.
2. «О чем может рассказать школьная библиотека»
-Познакомиться с профессией библиотекарь;
- узнать, как можно найти нужную книгу и где получить информацию о содержании книги.
Выступление с презентацией.
«Эти удивительные сказки»
-Познакомиться с типами сказок и их основными частями,
-научиться сочинять сказки.
Индивидуальный проект:
Оформление своей сказки на отдельной странице.
«Любимый детский журнал»
-Познакомиться с содержанием детских журналов России и Германии: их оформлением, рубриками.
- подготовить представление журнала в классе.
Индивидуальный проект:
Презентация любимого журнала.
«Праздники России и Германии»
- Собрать информацию о празднике,
-определить, из чего будет состоять содержание газеты
Коллективный проект:
Праздничная стенгазета
«Мой любимый детский писатель»
«Моя любимая книга»
- подробнее познакомиться с биографией любимого писателя, и собрать (в библиотеке) выставку его книг;
- составить отзыв о любимой книге.
Индивидуальный проект:
Выставка книг или презентация отзыва о любимой книге.
3.«Пословица - недаром молвится»,
«Докучные сказки»
- провести работу над пословицами и поговорками и систематизировать их по тематике;
- составить свою докучную сказку по определённым правилам.
Индивидуальный или групповой проекты:
Иллюстрированный сборник пословиц на определённую тему, или презентация докучной сказки собственного сочинения.
4.«Литературная викторина»
- повторить произведения, прочитанные на уроках литературного и домашнего чтения, составить викторину или кроссворд.
Индивидуальный или групповой проект:
презентация викторины или кроссворда
5.«Весёлые рифмы»
-научиться рифмовать русские и немецкие слова, и строки,
- сочинить стихотворение на выбранную тему.
Индивидуальный проект:
презентация собственных стихотворений
4.«Календарь исторических событий»
-изучить события, описанные в летописях и былинах, легендах, дополнить знания информацией из дополнительных источников и приготовить сообщение о историческом событии России и Германии.
Индивидуальный или групповой проект:
Выступить с сообщением и составить ленту времени
5.«Удивительный мир театра»
- посетить театральное представление,
- приготовить театральное выступление
Коллективный проект:
театральная постановка
6. «Литературная гостиная»
- разработать сценарий и провести литературный праздник.
Коллективный
праздник «Литературная гостиная»
Работа над проектами, занимает достаточно продолжительное время (от нескольких дней до нескольких недель и месяцев) и перекликается с тематикой изучаемых разделов в учебниках литературного чтения и немецкого языка в начальной школе. Некоторые темы проектов повторяются из года в год, но усложняется сама работа. Продукты защищаемых проектов всегда интересны, имеют свою ценность не только для одноклассников, но и других учеников начальной школы.
В результате проектной исследовательской деятельности у учащихся формируется жизненный опыт, стимулируется творчество, самостоятельность, реализуется принцип сотрудничества детей и взрослых, повышается качество образования.