Просмотр содержимого документа
«Совместная деятельность учителя и родителей в организации проектной деятельности младших школьников»
Совместная деятельность учителя и родителей в организации проектной деятельности младших школьников
Кравцова Татьяна Ивановна
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия №1 г. Нерюнгри им. С.С. Каримовой»
+79243617138
678960, г. Нерюнгри.
пр. Мира, д. 27 корп.2 кв.27
polinakrav@mail.ru
В новом Федеральном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности уделено особое внимание, определено пространство и время т. к. хорошо известно, что воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей.
Пришло время поделиться опытом своей работы по привлечению родителей к организации проектной деятельности младших школьников. Ни для кого не является секретом тот факт, что ученики 8-9 летнего возраста не владеют умениями и качествами, которые необходимы для того, чтобы создать хорошую проектную работу. Но все мы прекрасно знаем о том, что эти качества и умения не будут развиваться, если детей этому не учить. И мы учим их на уроках проектной деятельности. Но такой работы явно недостаточно. Мысль о привлечении родителей, появляется у всех, кто так или иначе пытается организовать проектную деятельность в своем классе. Т.к. я не только классный руководитель, но и уже более 10 лет руковожу Гимназическим научным обществом малышей – мне такая мысль уже давно пришла в голову и я ее благополучно притворяю в жизнь. Но если раньше мне приходилось работать с родителями отдельных, хорошо замотивированных учеников (а значит и родителей) начальной школы гимназии, то в прошлом учебном году я столкнулась с проблемой. В конце учебного года, как итог курса «Проектная деятельность» в классе должна пройти научно-практическая конференция, на которой каждый ребенок должен представить свою проектную работу. Хорошо зная специфику такой работы, я предположила, что не все дети смогут выступить. И причиной будет являться неумение и нежелание родителей помочь своим детям. Эти размышления натолкнули меня на мысль о необходимости проведения классного родительского собрания «Проектная деятельность. Как помочь ребенку?» На повестку собрания решено было вынести два вопроса:
Какие бывают проекты
Как помочь своему ребенку
Прежде чем начать подготовку, я провела в классе опрос родителей и учеников. Ученикам был задан всего один вопрос: «Хотите ли вы создать проект и выступить с ним перед одноклассниками?» Что такое проект дети уже хорошо знали, т.к. весь первый класс они посещали занятия ГНОМа (Гимназического научного общества малышей). А во втором классе - уроки проектной деятельности. На мой вопрос все 26 учеников дали положительный ответ.
В большей степени меня интересовало отношение родителей к новому для них виду деятельности. Поэтому для них был подготовлен ряд вопросов. Меня интересовало все: что они знают о проектах и проектной деятельности; хотят ли, чтобы дети занимались созданием проектов; окажут ли помощь своим детям в выборе темы и написании проектной работы; сумеют ли подготовить ребенка к защите проекта? Особенно важным для меня был вопрос: «Нужна ли им информация по данной теме?»
Все анкеты подверглись тщательному анализу. Мои родители не остались равнодушны. Они хотели получить максимум информации по данной теме. Тема собрания оказалась весьма актуальна. (Надо ли говорить о том, что явка на собрании была стопроцентной?)
Также я определила группу родителей, кому нужна помощь в выборе темы, кому – в создании проектной работы, а кому – в подготовке выступления на классной конференции.
В ходе подготовки к собранию мне пришлось проанализировать и выбрать самое понятное определение проекта. Проект - это специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый ребенком комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. виды проектов и их структуру (а их, как известно, множество). Свое внимание я остановила на трех: исследовательском, практико-ориентированном и информационном проектах.
Исследовательский проект включает в себя: обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: эксперимент, социологический опрос(анкетирование). Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования.
Практико-ориентированный проект предполагает реальный результат работы и носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии, или создать газету, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, справочный материал, или какой-нибудь предмет или прибор для изучения чего-либо.). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Примером таких проектов могут являться рефераты о том или ином событии. Но это должны быть обязательно сведения из нескольких источников. Ребенок должен четко понимать – зачем он это делает? Должны быть определены задачи, актуальность создания проекта, сделаны выводы.
Все три вида проектов удобны для представления, т.е. защиты. Обратила внимание на то, что практически каждый проект должен иметь социологический опрос. Предложила свою помощь в формулировании вопросов и в проведении анкетирования. Зачастую мои ученики обращались не только к своим одноклассникам, но и к учащимся всей параллели; ученикам всей начальной школы или даже к ученикам и учителям всей гимназии. На собрании я показала родителям, как можно оформить результаты опроса, используя возможности компьютерных программ: Microsoft Word, PowerPoint, Exsel. Представила печатную версию проектной работы. (Зачастую, печатной версии просто не бывает, а это создает определенные трудности, если проект нужно представить на научно-практических конференциях).
Для того, чтобы помочь родителям, я собрала в специальную электронную папку следующие документы:
темы проектов;
образцы печатной версии проекта;
образец презентации.
С помощью этих документов родителям несложно организовать работу над созданием проекта.
Понимая, что одних слов мало – пригласила на собрание учеников 3-их классов, призеров и победителей VII региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее». Ребята наглядно проиллюстрировали каждый из представленных мною вид проектов. При анализе каждого выступления - обратила внимание родителей на такие нюансы как рассказ, а не чтение, что презентация – это иллюстрация к рассказу-защите, поэтому текст, размещенный на слайдах должен быть небольшим, и не должен читаться выступающим.
В заключение собрания показала, что представить свою исследовательскую работу можно в рамках гимназии на ежегодной научно-практической конференции «Открытие». Эта конференция проводится в октябре как отборочный этап региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее».
Рассказала о том, что мои выпускники не раз становились победителями и призерами регионального этапа конференции. Две работы стали Лауреатами Всероссийского конкурса исследовательских работ «Портфолио». Более десяти работ опубликовано на сайте «1 сентября». Работа Старцевой Ирины «Влияние иллюстраций на выбор книги для чтения у младших школьников и на понимание содержания прочитанного» была отмечена Дипломом II степени на научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса» ТИ(ф)СВФУ им. М.К.Аммосова.
Как правило, такая статистика становится хорошим стимулом. По количеству заданных вопросов стало понятно, что заинтересовала своих родителей. Из 26 учащихся все 26 получили электронную папку с документами (о которой я говорила выше).
В мае прошлого года две субботы подряд, мы вместе с родителями и членами жюри, слушали замечательные выступления моих учеников. На конференцию, которую я провожу в классе, приглашаю «именитых» выпускников ГНОМа. Как правило, это учащиеся 10-11-х классов. Они с удовольствием слушают проекты малышей (говорят, что вспоминают себя)
В октябре 2016 года 10 учеников представили свои работы на гимназическом уровне. А в ноябре 3 ученика стали победителями и призерами VIII региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее».
Проект Максима Чернышева «Правила разведения костра в зимнем лесу» занял 1 место.
Проект Димы Гуреева «Корабли своими руками» - 2 место.
Проект Левы Марханова «Космический мусор: проблемы утилизации» - 3 место.
Похожее собрание провела и для нынешних второклассников. Надеюсь, что на следующий год результаты будут не хуже.