Совершенствование чтения в начальной школе.
Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него.
Навык чтения – это комплекс умений и навыков. Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения.
За годы обучения в начальной школе ученики осваивают изучающее чтение, т.е. равномерно – внимательное.
Изучающее чтение существует в двух формах: чтение вслух и чтение молча (про себя). Чтение вслух предназначено для слушателей. Оно должно быть четким, внятным; целыми словами, без неоправданных пауз; безошибочным.
Чтение молча (про себя) – это чтение «глазами» без внешних речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно ещё не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит ученик ещё не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе.
Две эти формы чтения взаимно дополняют и обогащают друг друга, поэтому надо обучать детей и чтению вслух, и чтению про себя.
Механизм чтения вслух более сложный. В этом процессе участвуют внимание, мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации, воспринятой читателем.
Чтение вслух
Восприятие
(зрительное, слуховое,
эмоциональное )
Мышление
(логическое,
образное )
Внимание
(произвольное,
непроизвольное)
Память
(долговременная,
краткосрочная)
Речь
(внешняя,
внутренняя)
На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, образ слова (шрифт, чёткость печати), умение предвидеть следующую часть слова или последующее слово. Если уделять внимание всем этим факторам, то темп чтения увеличивается на 50 -100 процентов. Однако не следует забывать, что быстроту темпа чтения обеспечивает прежде всего развитость речедвигательного аппарата и его возможности.
Мне хочется поделиться своими находками, которые помогли моим ученикам воспроизводить текст раскованно и выразительно, бегло и осознанно.
Урок обычно начинаем с игровой разминки, т. е. с работы над постановкой дыхания и развитием четкости произношения. Упражнения для разминки предлагаются следующего вида:
а) вдох носом, выдох через рот;
б) вдох, задержка дыхания, выдох;
в) вдох, выдох порциями.
Самолёты взлетают: у-у-у. ( эмитация звука)
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.
Летела муха около уха: ж-ж-ж.
Летела оса около носа: с-с-с.
Летел комар и звенел:з-з-з.
Сел на лоб, а мы его хлоп!
И поймали! (кулачок прижимаем к уху): з-з-з – пусть летит!
Дети очень любят упражнения где участвует не только голос, но и нужно выполнять какие – то движения. Таких упражнений много в «Азбуковедении» .
Далее проводится работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда.
б к з с т р м н в з р ш л н х
ж л п ф х ч ш б р п т с т к л
м н д г м к т ф т р м г н ж з
в д х ф х г м н б с к т ф м н
п т к з р м в д г б ф к з р ч
з с ч к т ф т щ д м л х в д м
Чтение согласной с какой – нибудь гласной. Например, с гласным а или о.
Очень нравится детям чтение, которое называется «Игра в прятки». На плакате написано 4-5 рядов букв (25слов). Среди этого набора букв вдруг появляются слова. Дети находят и узнают, кто играет с ними в прятки: звери, птицы, насекомые, растения, грибы и т.д.
к н о т и г р я а ж о м е д в е
д ь ц я ю х д я т е л и с а а н и
ё с л е н о т у ш к а н ч и к м ф
э ь в о л к у л д г у с и н д ю к
и т ы ъ щ е г о л с й в б з а й к
а б а н и р ш л о ш а д ь а л у
Такое упражнение развивает внимание и зоркость при чтении.
Следующий вид работы – чтение по таблице – треугольнику:
м а р 1 а
м о р 2 о
м у р 3 у
м ы р 4 ы
м и р 5 и
Учащиеся смотрят только на одну точку и читают все слоги: ма; мо; му; мы; ми (или смотрят на цифру 1 и читают все слоги). Для контроля даю задание назвать цифру, соответствующую слогу, например, ры. Упражнение развивает боковое зрение.
Во 2 -4 классах задание усложняется: сосредоточьте свой взгляд на средней линии и прочитайте слова.
конь ки
лыж ня
снего вик
холо дит
моло дец
Очень хорошо развивают поле зрения таблички. Вот пример одной из них.
ку | ман | туз | кас |
ша | та | тин | бол |
то | кар | тон | на |
фель | лик | ка | низ |
Задание: прочитай слоги про себя по порядку (сверху вниз, слева на право). Постарайся запомнить слоги. Составь из данных слов слова.
Затем следуют скороговорки, чистоговорки. Скороговорок ребята знают очень много, они находят их в книгах, многие разучиваем на уроках. Скороговорки пишем на доске, сначала читаем медленно по указке, затем – нормально, затем – на звук «О», на звук «И». Прочитайте скороговорку тихо и медленно, затем громко и уверенно. Прочитайте с интонацией удивления, радостно, печально, вопросительно. Затем - вдох и на выдохе – вся скороговорка.
От топота копыт пыль по полю летит.
Провожу упражнения на развитие осознанности чтения:
Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж - …
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли - …
Раздели слова на группы.
Заяц, горох, ёжик, медведь, капуста, волк, огурец.
К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.
Также проводим «жужжащее чтение». Ученик читает про себя, одновременно жужжит, как пчела. Провожу чтение «спринт» так: задаю вопрос, ответ на который ребята должны найти в незнакомом тексте - учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя текст, плотно сжав зубы и губы. Я же всё время их при этом поторапливаю.
Проводим трёхразовое чтение с самозамером.
Любимый вид чтения у учащихся – ролевое чтение. Здесь развивается выразительность чтения и внимание.
Работая над техникой чтения часто применяю такие упражнения как «Найди предложение». Называю номер страницы и предлагаю найти предложение, которое я читаю – дети должны его продолжить. Найти и прочитать все вопросительные (или восклицательные) предложения. Найти и прочитать слова, начинающиеся с заданной буквы. Часто применяю комбинированное чтение (учитель – ученик), выборочное чтение (ответы на вопросы доказывают предложениями из текста).
Дети еженедельно замеряют технику чтения и записывают результат в дневник чтения. Я проверяю технику чтения раз в месяц и записываю результат в сводную табличку и строю график, который наглядно показывает мне , детям и родителям чего они достигли и над чем им ещё нужно поработать.
Все упражнения, которые применяются на уроке, показать не возможно. Применяя их целенаправленно и систематически, я добилась неплохих результатов или как принято сейчас говорить, системного эффекта.
Дети на выходе из начальной школы
- владеют навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе чтения не менее 90 слов в минуту.
ГРАФИКИ.