Советы родителям по формированию навыков чтения у первоклассников
Советы родителям по формированию навыков чтения у первоклассников
Ребёнку, который не умеет хорошо читать, очень трудно выполнять различные задания. Ему неинтересно на уроках, он неусидчив, он не посещает библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Советы родителям по формированию навыков чтения у первоклассников»
Советы родителям по формированию навыков чтения у первоклассников
Учитель начальных классов Юранова Л.Г.
Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз.
Часто бывает так, что ребенок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Пока не дочитаешь страницу…» Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? В этом деле очень полезны игры, в процессе которых обучение чтению идет непринужденно и весело. Огромную роль играют и вечера семейных чтений, наполненные живым, умным словом.
Для формирования у ребенка потребности в чтении и письменной речи педагоги и психологи (Д.Б.Эльконин, Е.А. Бугрименко, Г.А.Цукерман) предлагают использовать жизненно важную переписку, содержание которой должно лично задеть ребенка и апеллировать к самым главным и сильным его интересам. Например: ребенку понравился определенный герой, ему хочется быть на него похожим или дружить с ним. Мама советует написать ему письмо. Вскоре приходит ответ. Автор письма - мама. Так завязывается переписка.
Работа над техникой чтения - процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учиться в старших классах будет значительно труднее.
Если ребенок находится еще только на первых ступенях овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2 абзаца. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение часа - полтора за один прием.
Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
Если ребенок не любит читать (возможно, что при чтении у него возникают трудности), то необходим режим щадящего чтения. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2строчки и после этого получает краткий отдых.
Для того чтобы ребенок наглядно видел свой «рост» в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом.
Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперед, каждому успеху.
Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает.
Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка-первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры.
Есть много сказок, которые помогут детям мыслить логически, разовьют воображение, речь и др.
Также развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи.
Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. Первый подход - рабочая библиотека: словари, Энциклопедии, научно-популярная литература, периодические издания.
Второй подход-приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми.
Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей.
Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы. Здесь поможет, прежде всего детская классика: К.Чуковский, С.Маршак, А.Барто, В.Берестов, Б.Заходер, Н.Носов, В.Голявкин, Р.Погодин, Э.Успенский и др.
Когда у ребенка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения - самое время познакомить его с научно-популярной литературой.
Здесь можно обратиться к «золотому» фонду детской научно-познавательной литературы – книгам М.Пришвина, Е.Чарушина, Г.Снегирева, В.Бианки, Н.Акимова, Г.Скребицкого, Ю.Дмитриева и др.; книгам энциклопедического характера: «Я познаю мир», «Все обо всем», «Моя первая энциклопедия» и др.
Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке.
Сближают и совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно, совместное чтение, и обсуждение прочитанного.
Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.
Советы родителям
1.Если до школы есть желание и возможность заниматься с ребенком ,пусть он придет в школу, умея читать. В 4-5 лет учиться легче, чем в 7-8 лет.
2.Терпеливо помогать ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.
3.Обучая детей чтению, опираться на их интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.
4.Больше играть с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.
5.Рассказыать детям сказки. Даже «совсем большие» ребята(мы часто говорим 7-8летнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку ,сказку перед сном .Это успокаивает их ,помогает снять напряжение.
6.Чаще устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.
7.Читать самим, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
8.Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т.п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.
9.Принимать во внимание, что возраст с 7 до 16-это промежуток жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализует ее в течение всей жизни, либо упускает эту возможность.
10.Не всегда спешить сразу отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.
11.Собирать дома различные словари: толковый, орфографический, иностранных слов и т.д.; вырабатывать у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними
12.Стараться приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращать внимание на то, что сын или дочь читает.
13.Вместе с ребенком создать для него такую библиотеку , чтобы в ней были разные книги. а не только, например, фантастика и приключения.
14.Вместе покупать, читать, ремонтировать книги, обсуждать прочитанное. В этом случае гораздо легче влиять на читательские вкусы ребенка.
15.Обязательно записать ребенка в библиотеку. Время от времени ходить туда вместе с ним.
Осилив 3-4 книги, стоящие в плане школы, ребенок готов продолжить чтение самостоятельно. Конечно, сначала он станет это делать вслух, но вскоре чтение будет предметом личных переживаний. Не мешайте ему, ожидая, что он начнет читать про себя. Звук собственного голоса дает ему уверенность, а по прошествии нескольких месяцев он научится это делать независимо от вас.
Запишите его в библиотеку и совершайте походы по субботним утрам или после школы, чтобы поменять книжки. Не помешает время от времени пролистывать то, что стоит на полках, дабы показать свой интерес, но ни в коем случае не подыскивайте ему литературу сами. Несколько ободряющих слов, сказанных вами, закрепят его любовь к книгам.
Не подумайте, что, записав ребенка в библиотеку, вам не следует покупать ему книги. Если нет больших прорех в семейном бюджете, помогите своему ребенку пережить волнующее чувство владения книгами.
Огромным стимулом для ребенка послужит, если он как можно чаще будет видеть родителей за книгой. В доме, где чтение является частью семейной жизни ,где на полках расположены книги для любого возраста, справочники, атласы, сказки ребенок вырастает с закрепленным читательским навыком.
Совет. Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым.
Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Поддерживаете его уверенность в своих силах. Чтобы сохранить великий дар природы – зрение, учащимся младших классов врачи рекомендуют читать непрерывно не более 20–30 минут, а потом делать перерыв.
Как обсуждать с ребенком прочитанное?
Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового он узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.
Совет. Чтобы предотвратить близорукость ребенка, вызываемую чтением, используйте простой способ: приклейте на оконное стекло небольшой яркий цветочек – пусть ребенок смотрит на него 5-7 секунд, столько же времени – на дальний объект, находящийся на улице. Большое значение для предупреждения близорукости имеет освещение. Место работы школьника должно быть у окна, не затемненного шторами. Настольная лампа с абажуром спокойных тонов и лампочкой мощностью 60–80 Вт должна стоять слева. Книга должна не лежать на столе, а стоять под углом 40 градусов, тогда и расстояние между глазами и книгой будет не менее 30–40 см.
Ознакомление с правилами ведения
читательского дневника.
Надо приучать детей делать записи о прочитанном. Они способствуют сознательному чтению, развивают критическое мышление и самостоятельность: что нравится и что не нравится, и почему? Это сложно и начинать надо с малого.
Для записей прочитанного надо вести читательский дневник: название книги, фамилия автора, год и место издания. Ученик отмечает основную идею произведения и то, что ему понравилось или не понравилось. Записи ведутся свободно. Название книг и фамилии авторов следует подчеркивать.
Читайте ребенку его любимые книжки и потихоньку, без принуждения вовлекайте его в процесс чтения. Например, почитав, остановитесь на каком-нибудь интересном месте, сошлитесь на то, что устали, попросите прочесть следующий абзац. Помогите через вопросы усвоить, о чем и о ком в нем говорится, какие слова повторяются, какое слово не понятно. Обязательно похвалите! Помните, что важна не длительность, а частота тренировок. Лучшая домашняя тренировка на начальном этапе - тремя порциями по 10-15 минут.
Устраивайте для своей семьи различные игры в слова и буквы. Такая увлекательная тренировка поможет ребенку легко ориентироваться в пространстве букв и слов, быстро прочитывать знакомые слова, пополнять багаж слов, в конечном итоге улучшить технику чтения.
При работе с текстом любого содержания используйте метод контрольных вопросов. Пусть и ребенок, и взрослый, прочтя текст, придумают несколько вопросов по нему и подготовят ответы на них. Затем они обмениваются вопросами и контролируют ответы на них. В случае необходимости задавший вопрос может дополнить отвечающего или помочь ему.
Метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут.
Чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: "Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий".
Правила чтения для учащихся
(распечатать для каждого ученика)
1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день. 2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения. 3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен. 4. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста. 5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы. 6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы. 7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам. 8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной. 9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге. 10. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.
Как готовить домашнее задание по чтению
(распечатать для каждого ученика)
1. Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой. 2. Посмотри, кто автор произведения. 3. Внимательно прочитай весь текст. 4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен. 5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых. 6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста. 7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста. 8. Составь план пересказа текста. 9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица). 10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя. 11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение. 12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.
Памятка для родителей
«Как помочь ребенку полюбить чтение»
-Слушайте то, что читает ребенок.
-Беседуйте о прочитанном материале с ребенком, разъясняйте непонятные слова и смысл текста.
-Запишите его в библиотеку.
-Просматривайте выбор книг ребенка для чтения.
-Расскажите о своих любимых книгах и авторах.
-Читайте сами книги.
-Создайте свою библиотеку или библиотеку своего ребенка.
Анкета для родителей
1. Любит ли ваш ребенок читать?
а) читает охотно ; б) не очень ; в) не любит –
2. Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?
а) читать сам б) слушать чтение взрослых ; в) по-разному