В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. В детстве происходит созревание человека, способного адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделяться среди других людей. Важны в ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социализация младших школьников»
Социализация младших школьников
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. В детстве происходит созревание человека, способного адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделяться среди других людей. Важны в ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом.
«Младший школьный возраст—период впитывания, накопления, период усвоения. С поступлением в школу меняется строй жизни ребенка, меняется режим, складываются отношения с окружающими людьми, с учителем .
Младшие школьники выполняют требования учителя , не вступают с ним в споры. Они доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают. Если на уроке дано задание, то дети тщательно выполняют его, не задумываясь над назначением своей работы. Такие психические особенности, как доверчивость, исполнительность, являются предпосылкой для успешного обучения и воспитания.
Социализация – это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Первоначально социализация происходит в семье, а уже потом в обществе. Социализация состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член общества, к которому он принадлежит.
Сотрудничество ребенка с учителем, нацелено на последовательное введение ребенка в социальный мир, предполагает формирование основ поведения, взаимоотношения со сверстниками, с незнакомыми людьми.
Новое положение ребенка в обществе - позиция ученика – характеризуется появлением обязательной, значимой, общественно контролируемой деятельности - учебной. Ученик должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.
Новая социальная ситуация вводит ребенка в мир ответственности, дисциплинированности. Младший школьник получает и новые права: право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место, на учебные принадлежности. Прилежность, дисциплинированность ребенка, успешность или не успешность учебы сказываются на всей системе его отношений со взрослыми и сверстниками. Социализация ребенка начинается в семье, в детском саду, а школа продолжает работу в этом плане.
В школе ребенок становится общественным субъектом, получает обязанности, выполнение которых связано с оценкой его успехов . В самом начале обучения, школьник он начинает осваиваться в окружающей его обстановке. Ребенок учится оценивать свою деятельность, получает первые представления о том, что нужно делать для того, чтобы быть успешным в учебном процессе. Успехи, которые сопровождаются похвалой взрослых, становятся важным средством социализации младших школьников, а критика их действий может быть сопряжена с потерей интереса к учебе. Учебный процесс меняет психику ребенка, учит его ответственности за свои действия, а так же позволяет добиться первых успехов в рамках окружающего его общества.
Основы социализации закладываются в семье. Ребёнок наблюдает вокруг себя: поступки взрослых, их поведение, разговоры. Если взрослый будет только в словесной (приказной) форме требовать от ребёнка, то и результат выполнения каких-то правил будет довольно низкий. Совершенно другим будет результат, если данные действия в семье будут выполняться совместно, в результате чего ребёнок наблюдает действия взрослых, которые откладываются в сознании и в дальнейшем являются подражательны.
Учитель должен стать для детей наставником, который укажет правильный путь, сможет эффективно решать проблемы социализации школьников, связанные с попаданием в новый коллектив. Это один из основных способов, который эффективно воздействует на детей, но требует от преподавателя, воспитателя каждодневной работы и серьезного напряжения сил.