Просмотр содержимого документа
«Игра, как средство социализации младших школьников с ОВЗ.»
Игра, как средство социализации младших школьников с ОВЗ.
Азарова Наталья Михайловна
учитель начальных классов,
МОКУ АШИ №28 для детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
городского округа «город Якутск»
В статье представлен опыт по развитию социализации младших школьников с ОВЗ через игровую деятельность.
Российская система образования сегодня претерпевает существенные системные изменения. Они направлены на модернизацию механизмов образования, связанных с переходом на деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный подходы к обучению и воспитанию во всех образовательных учреждениях – от детского сада до вуза. Это побуждает педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных педагогических технологий.
Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.Остро встают проблемы социальной адаптации детей с нарушением интеллекта. Специальные исследования показывают, что дети, при адекватных их психологическому развитию методах обучения и воспитания, в состоянии усваивать определённые социальные программы, получать несложные профессии, трудиться в меру своих возможностей, быть полезными членами общества.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию и реабилитацию, и подготовку к интеграции в общество.[2, с.23]
Для успешного обучения и воспитания, для успешной социализации этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание и переключение с одного вида деятельности на другой, активизировать их деятельность через игры (познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные, конструктивные и др.).Игровой подход ребенка в жизни - залог его успешности в личной жизни, конкурентоспособности на рынке труда, таким детям легче подобрать варианты выхода из тяжелой жизненной ситуации.Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.Наше внимание привлекла тема «Игра, как средство социализации младших школьников с ОВЗ», так как именно через игровую деятельность ребенок познает мир. [3, с.10]
В 6 семейной группе школы-интернат №28 проживает 7 детей, из них 6 имеют статус дети-инвалиды. Все учащиеся начальных классов. Дети с различными нарушениями в эмоционально-волевой сфере.
Работа состояла из 3 этапов: 1.констатирующий, 2.экспериментальный, 3.контрольный.Начали с изучения методической литературы по данной теме, с выявления особенностей развития детей 6 семейной группы, провели диагностику, составили план. Оптимизировали предметно-развивающую среду. Пополнили атрибутами уголок театрализованной деятельности, сенсорную стенку. Также были оформлены картотеки различных игр: картотека пальчиковых игр, подвижных игр, дидактических игр, опытнической деятельности, сюжетно-ролевых игр.
Для началапроводили с детьмиигры на подражание и взаимодействие, на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики. Использование в работе различных игр помогло нам наладить эмоциональный контакт с детьми в период их адаптации к условиям образовательного учреждения. В период привыкания к новой обстановке могут возникнуть трудности в адаптации. Веселые, эмоциональные игры с использованием художественного слова помогали установить контакт с детьми, вызвать у детей положительные эмоции, симпатии к учителю и воспитателю. Затем постепенно вводили дополнительные виды игр: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные; словесные игры, подвижные игры, игры-эксперименты, сюжетно-ролевые.
Проведены коррекционные часы с использованием дидактических игр «Подружимся с мишкой», «Как Колобок друзей искал», «Вода и способы ее использования», «Свойства бумаги». Для того, чтобы педагогическая работа была эффективнее, необходимо участие всех узких специалистов (логопеда, психолога, дефектолога). С помощью анкетирования была выявлена важность совместных игр воспитателя с детьми, друг с другом, необходимость развивать игровые навыки у детей.
С целью обогащения представлений о важности игры и игрушек в воспитании детей и об организации игровой деятельности были разработаны памятки, консультации: «Игра с младшим школьником», «Какие игрушки дарить ребенку», «Поиграй со мной!», «Взрослые, дети, игра», «Занимательные опыты на кухне». Была оформлена папка-передвижка с консультацией на тему «Играем пальчиками». В папке-раскладушке выставлялся текстовый материал и описание различных пальчиковых игр для того, чтобы дети смогли поиграть в них в группе самостоятельно и друг с другом. В результате проделанной работы у детей повысился интерес к играм детей в группе. Большинство детей с интересом разучивают новые игры, загадывают загадки друг другу, серьезнее и бережнее относятся к игрушкам. [1, с.112]
Выступали с рекомендациями для педагогов школы-интерната на тему: «Использование игр в развитии общения детей младшего школьного возраста».
Чтобы проанализировать и выявить качество и эффективность своей работы по данному направлению мы провели диагностическое обследование детей 6 семейной группы в начале года и в конце года по методике Комаровой Н.Ф.
Результаты в конце 2017-2018 учебного года:
Высокий уровень (высокий уровень умения вести игру ни один ребенок не показал) :
Замысел игры возникает у младшего школьника преимущественно по собственной инициативе, только в некоторых случаях взрослый ему приходит на помощь. В игре он отображает знакомые события, комбинируя их между собой. Заинтересовавшие события может повторять в игре многократно. Игровые задачи ставит самостоятельно, лишь иногда требуется незначительная помощь взрослого. Количество игровых задач, поставленных в игре, колеблется от 1 до 5-6. Они могут быть взаимосвязанные между собой и разрозненные. У ребенка хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности могут быть как разрозненные, так и обобщенные. Ребенок самостоятельно использует в играх знакомые и новые предметы-заместители, воображаемые предметы. Иногда малыш принимает на себя роль взрослого, в некоторых случаях обозначает ее словом. Игра носит преимущественно индивидуальный характер, но ребенок проявляет большой интерес к играм сверстников.
Средний уровень (Степанов Андриан, Лычагин Сережа, Цареградский Костя):
Замысел игры появляется как по инициативе ребенка, так и после предложения взрослого. В игре отображает знакомые события, с удовольствием повторяет одну какую-то ситуацию. Игровые задачи ребенок может ставить как самостоятельно, так и с помощью взрослого. Количество поставленных игровых задач может быть от 1 до 4-5, они могут быть взаимосвязанные и разрозненные. У ребенка сформированы предметные способы решения игровых задач. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности развернутые и обобщенные. Самостоятельно использует в играх только знакомые предметы-заместители в известном значении, по мере необходимости включает в игру воображаемые предметы. Возможна и помощь взрослого в выборе любого способа. Роль взрослого не принимает. Игра носит индивидуальный характер, но ребенок проявляет интерес к играм сверстников.
Низкий уровень (Малкин Сережа, Ермаков Владик, Быстров Арсений):
Чаще всего играть ребенок начинает после предложения взрослого, т.е он помогает в появлении замысла. Отображает знакомые события, многократно повторяя одну ситуацию. Игровые задачи также помогает ребенку поставить взрослый, в отдельных случаях некоторые игровые задачи он ставит самостоятельно. Их количество не более 1-2. Предметные способы решения игровых задач недостаточно сформированы. Игровые действия с игрушками чаще всего однообразные, по степени обобщенности они только развернутые. Не использует в играх предметы-заместители и воображаемые предметы. Игра индивидуальная, ребенок почти не проявляет интереса к играм сверстников.
Диагностика показала, что в 2016 году на высоком уровне было 0% детей, на среднем-30%, на низком уровне-70%. По итогам проделанной работы в 2018 году результат стал выше: на высоком уровне - 0% , на среднем-50% на низком-50%. Анализ показывает, что в работе наблюдается стабильная положительная динамика. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группы. Игровые интересы устойчивы. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что работа в этом направлении является эффективной и нужной для дальнейшего развития и социализации детей с ОВЗ.Еще с малых лет дети нашей школы являются участниками различных внутришкольных, городских мероприятий, выставок, конкурсов, фестивалей на различных уровнях, и в последующем они становятся призерами и лауреатами. Школа-интернат работает в режиме полного дня, который позволяет объединить учебную и внеучебную сферу деятельности ребенка, сформировать образовательное пространство, способствующее реализации индивидуальности обучающихся. Работают различные кружки: «Школа юного каюра», «Школа дорожных наук», «Ритмика», «Профориентация», «Швейное дело» и др.Мы стремимся к тому, чтобы выпустить из стен нашей школы выпускника, который сможет успешно социализироваться и сможет найти свое место в жизни.
Список литературы:
Баряева Л.Б., Овчинникова Т.С., Черная О.В.Игры, занятия и упражнения с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика.Издательство: Каро, 2010, с. 248.
Божович Л. И. Психологическое изучение детей в школе-интернате. – М., 1960.
Ковалец И.В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизиологическом развитии и эмоциональной сфере. Издательство: Владос, 2004, с.136.