Социализация ученика реализуется только в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей деятельности педагога. Поэтому я, как педагог и классный руководитель, определила следующие направления развития ребенка в школе, как личности и субъекта деятельности: это развитие интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессорам, уверенности в себе, самопринятия, позитивного отношения к миру и принятия других, самостоятельности, автономности, мотивации самоактуализации, самосовершенствования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социализация младших школьников »
Социализация младших школьников
Социализация ученика реализуется только в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей деятельности педагога. Поэтому я, как педагог и классный руководитель, определила следующие направления развития ребенка в школе, как личности и субъекта деятельности: это развитие интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессорам, уверенности в себе, самопринятия, позитивного отношения к миру и принятия других, самостоятельности, автономности, мотивации самоактуализации, самосовершенствования (Слайд 1).
Формы работы в начальной школе:
В учебной деятельности – коллективные (проектная деятельность), интеллектуальные и ролевые игры, театрализированные игры и упражнения, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами, работа в группах и т.д.
Во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений (ученическое самоуправление), КТД (Слайд 2).
Первым важным шагом в социализации является приобщение учеников к составлению правил ведения урока. Именно ведения, а не поведения. На первых уроках в первом классе (на любом этапе урока - будь то изучение нового материала, закрепление, обсуждение) мы устанавливаем такие взаимоотношения, при которых всем хорошо и комфортно в классе, когда дети учатся, как обращаться друг к другу и не обижать друг друга, слушать и понимать мнение одноклассников, дружить. В результате у нас появились такие правила:
умей слушать других;
не перебивай, выслушай;
мы обращаемся друг к другу по именам;
мнение твоего товарища тоже может быть правильным – учись его внимательно слушать;
больше улыбайся - от улыбки станет жизнь светлей;
делай добро, помогай товарищу, делись своими знаниями;
учись терпению: поссорился - помирись;
если виноват, учись просить прощение, умей сам прощать (Слайд 3).
Данные правила помогают адаптироваться к новым преподавателям, к новым требованиям в 5 классе и далее. Таким образом, формируются коммуникативные умения, лежащие в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения:
умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);
умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение) (Слайд 4).
Свобода - одно из необходимых условий, благоприятствующих развитию. Дети имеют широкий диапазон заданий для выбора в соответствии со своими вкусами и возможностями. Свобода существует и в способах выполнения, и в формах отчетности. Исключая шаблонный подход, я не практикую предварительных обсуждений, не даю определенного плана ответа. Поэтому, например, сочинения ребят получаются сугубо индивидуальными.
Процессу социализации помогают также способы получения информации по определенным вопросам. По многим предметам и темам я даю учащимся задание добыть информацию к теме предстоящего урока. И начинается увлекательная для ребят работа: они копаются в словарях, справочниках, энциклопедиях и других печатных изданиях, расспрашивают родителей, знакомых, товарищей, работников из соответствующих отраслей труда (формируются навыки общения), проводят наблюдения и опыты и т.д. (Слайд 5 - 6).
На уроках идет коллективная познавательная работа. А она в свою очередь использует важную форму сотрудничества (решающую задачи социализации) – диалог или дискуссию, что предполагает равноправие, уважение и доверие.
В процессе дискуссий ученики не просто что-то решают и обсуждают, а сравнивают, группируют, делают выводы, определяют закономерности, высказывают свое мнение, выступают в роли исследователей. Это определяет столкновение разных точек зрения, выбор доказательств, заинтересованность в установлении истинных и ложных высказываний. В такие моменты нужно только направлять коллективный поиск, подхватывать интересную мысль и вести к выводам. Отвечают и сильные, и слабые ученики. Дети помогают друг другу в процессе диалога (дискуссии) и все вместе принимают правильное решение.
В процессе обучения формируется несколько иное отношение к отметке. Стремлюсь, чтобы у детей не возникало никакого страха перед ошибками в ходе учебной работы. Наличие ошибок считается естественным явлением. Их я как раз использую для того, чтобы научить своих ребят правильному выполнению заданий, глубже осознать изучаемое. В качестве похвалы, можно использовать на уроке такие приемы:
Вы молодцы, правильно раскрыли тему урока. Теперь поднимите руку, опустите на голову, погладьте себя: Я - МОЛОДЕЦ, Я - ХОРОШИЙ.
Покажите жестом как вы собой довольны (выставляем большой палец) - ЗДОРОВО!
Вы выполнили задание, покажите мимикой свое настроение. Вы – молодцы, я вами довольна, у меня настроение тоже превосходное (улыбаюсь в ответ).
Похлопаем себе (или товарищу) за правильный ответ, который возможно долго искали и др. Вначале такие упражнения предлагала я, сейчас это часто делают сами дети (Слайд 7).
Для формирования у своих учеников социальной компетентности я стремлюсь создать максимальную вариативность форм работы для постепенного расширения, освоенного ребенком социального пространства, обогащения его индивидуального опыта. Воспитательные мероприятия я систематизировала блоками таким образом:
«Я - гражданин» (решение задач патриотического воспитания, формирование нравственной культуры миропонимания); С №8
«Мир моего я» (определение чувств и мыслей по отношению к самому себе - формирование самооценки, самоуважения, самосознания, способов самовыражения - «Я-концепция»); С № 9
«Я и другие» (решение задач сплочения классного коллектива, взаимоотношений с людьми - сверстниками, родителями, учителями; обучение способам и культуре общения, определение и формирование ценностных ориентации в коммуникативной сфере, решение проблем передачи социального опыта, формирование культуры социального поведения); С № 9
«Мой досуг» (создание условий для проявления у ребят своих индивидуальных способностей, включение учащихся в активные и нестандартные формы деятельности, привлечение ребят в различные учреждения дополнительного образования). (Слайд 10 - 11)
Особое внимание я уделяю профессиональной ориентации своих ребят, ведь современные подходы в образовании направлены на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Это не выбор школьником профессии, одной на всю жизнь, а формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, активизации внутренних ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней. (Слайд 12)
Одно из самых главных правил: «Что бы ни случилось сегодня между учителем и учеником, между учащимися класса, ребенок должен уйти домой из школы с хорошим настроением, без обиды и досады».
Одной из самых трудных форм работы классного руководителя является работа с родителями. Единство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его обучение, развитие и воспитание. Дети – это зеркало семьи, это отражение собственного поведения родителей. Почему-то чаще всего взрослые спокойно относятся к своим недостаткам, но не хотят мириться с ними в своих детях. Воспитать душу ребенка способно только домашнее тепло, лад между близкими людьми.
Главной своей задачей в работе с родителями считаю приобщение их к воспитанию культурной личности и к совместному общему труду в получении знаний. Ведь роль родителей не в том, чтобы помогать ребенку готовить уроки, а в том, чтобы помогать ему развиваться и добывать информацию. Это развивает общую подвижность мышления, которая необходима для продвижения по всем предметам. Важно научить родителей сопереживанию своим детям, научить их совместному поиску ответов на вопросы, которые возникают у них в ходе обучения, просмотра телепередач, во время игр, чтения литературы.