Просмотр содержимого документа
«"Сотрудничество во имя будущего детей"»
Сотрудничество во имя будущего детей
«Дети – не только наше будущее, дети – наше настоящее, которое не может ждать» (Русский философ, педагог-новатор Николай Федоров)
Будущее детей….
Каким мы хотим его видеть? Безоблачным или полным тревог и огорчений, стабильным или неопределенным, светлым или мрачным? Я думаю, выбор очевиден.
Заботливые дети – это достойная старость родителей, грамотные специалисты – это процветающее общество, настоящие граждане страны – это стабильность и безопасность государства и мира в целом. Вневременным показателем общества (вчера, сегодня, завтра) я считаю его духовность и нравственность. Без этих составляющих невозможно существование человека. Невозможно его будущее. Что может сделать учитель в столь важном деле? Многое! Но… только в союзе с родителями, общественностью. Как тут не вспомнить слова индийского философа современности Сатья Саи Бабы: «Родители и учителя должны прилагать все усилия, чтобы привить детям идеалы. Лучше всего, если ценности будут прививать родители в семье, учителя - в школе, и окружающие люди на улице». Каждый на своем месте, а вместе это - сотрудничество.
Понятие СОТРУДНИЧЕСТВО у меня ассоциируется со словами трудно,совместный труд, творчество.
Труд… Трудно… Действительно,воспитание – процесс непрерывный и трудоемкий. Сложно порой бывает найти общий язык учителю с родителем: большинство родителей озабочено материальными проблемами семьи и самоустраняются от планомерного воспитания ребенка.
Трудно приходится и родителю, который, даже занимаясь воспитанием, не всегда владеет знаниями по психологии, возрастным особенностям ребенка. Такой родитель зачастую действует интуитивно, а это не способствует положительному результату.
Но трудности, как известно, закаляют. Я в этом уверена. А их преодоление - процесс увлекательный и творческий. Творчество... Это слово вызывает у меня особые чувства. Ведь это – создание новых по замыслу ценностей. А ребенок – ценность. Да ещё какая! Каждый ребенок уникален. И заслуга в этом родителей в первую очередь. Именно они вкладывают в него основы нравственности, формируют его внутренний мир, знакомят с азами этики и эстетики. У В.А. Сухомлинского есть замечательные слова о том, что «семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
Учитель тоже обладает огромным потенциалом влияния на ребенка. Он дает знания, способствует развитию интеллекта, прививает культуру общения. А если объединить наши усилия? По-моему, от такого творческого тандема выигрывают все и, в первую очередь, ребенок. Дети, воспитанные в обстановке любви и взаимопонимания, вырастают уверенными в себе людьми. Они ответственны, доброжелательны, отзывчивы и умеют любить. Ну, разве не такими мы хотим видеть своих детей?
Труд – вид деятельности. А деятельность предполагает наличие цели, средств, результата.
Цель у школы и родителей едина: воспитать Человека успешного, достойного, конкурентоспособного. Но в погоне за успехом важно не растерять более ценное, что есть в человеке – Совесть. Для достижения такого результата потребуется работа ума и сердца как семьи, так и школы.
В выборе средств воспитания школа и родители стараются найти общий язык. Хотя это и не просто. Ведь родители - взрослые люди со своими взглядами и претензиями. И не каждый готов к такому сотрудничеству. А без взаимного согласия здесь не обойтись. Благотворность правильных взаимоотношений семьи и школы необходима, ибо взаимный дух со-трудничества, со-творчества, со-вместного поиска хороших для детей решений принесёт пользу всему обществу.
Сотрудничество и только сотрудничество! И оно дает свои плоды!
Такое взаимодействие очень важно для меня. Я, как классный руководитель со стажем, стараюсь вовлекать родителей во все классные и школьные мероприятия. Сколько ярких мероприятий с участием родителей учащихся было проведено! Традиционными стали праздники «День именинника», «Золотая пора листопада», конкурс новогодних игрушек, конкурс поделок, конкурс «Минута Славы», викторины, посвященные Дню Матери, Дню защитников Отечества, «Посвящение в первоклассники», где родители дают клятву, спортивные эстафеты, «Смотр песни и строя». Также родители принимают участие в организации экскурсий, походов в театр. И как здорово, что с каждым годом становится все больше неравнодушных родителей! Так, в нашем лицее в прошлом году наиболее активные мамы и папы сплотились вокруг идеи «Сделать сквер возле лицея немного более теплым и пушистым». А началось все очень просто. На урок труда, где дети учились вязать, пришла мама одного ученика, показала фотографии и рассказала про Ярнбомбинг - о новом захватывающем и интересном творчестве, которое постепенно покоряет мир. Всем ребятам очень понравилась эта идея – связать шарфики для деревьев и сделать сквер возле лицея добрым, пушистым, ярким! Ведь в холодное время года пёстрые поделки помогают людям справиться с чёрно-белой однообразностью жизни и поднимают настроение. И все принялись за работу. Эту идею поддержали и родители. Вязали в школе и дома. А кому вязание не удавалось, решили делать сердечки, помпоны. И 16 ноября общими усилиями провели Акцию Ярнбомбинга! Несмотря на мороз, настроение у всех было праздничное. Увидев свой результат (ребята вместе с родителями связали «свитера» на более чем 30 деревьев), увидев любопытные взгляды прохожих и их улыбки, ребят переполняло чувство гордости за то, что вот таким способом они смогли сделать сквер около своего родного лицея настоящей достопримечательность города!
Накануне Дня Победы ученики класса традиционно участвуют в акции «Письма Победы»! Эта акция проводится полностью под руководством родителей класса, которые объяснили детям значимость этого мероприятия, научили детей писать письма со словами благодарности ветеранам войны и тыла, и складывать письма в солдатский «треугольник». Теперь дети знают, что значит было получить с фронта солдатский «треугольник», а не казенное письмо… Приятно было наблюдать, как дети обучали и детей, и взрослых во время акции складывать письма. На празднике «Прощай, начальная школа», представитель МКУ «Управления спорта, культуры и молодежной политики» МО «Город Мирный» вручила ученикам моего класса Благодарственное письмо за пропаганду героического прошлого Отечества и помощь в организации и проведении Всероссийской акции «Письма Победы».
А совместные встречи родителей с детьми, организованные учителем?! Трудно найти более эффективное средство воспитания. Как радуются ребятишки, когда в школу на праздник приходят родители! И не только участвуют, но и сами проводят интересные встречи. В такие моменты переплетается всё: традиции семьи и школы; поколения детей и поколение «отцов». Можно порадовать близких и испытать взаимную гордость детям и родителям за успехи друг друга. Такие встречи нравственно здоровы. Особо хочется отметить классный час, посвященный юбилею нашего города «Морозы нас не испугали…», в котором ученики с гордостью рассказывали о своих бабушках и дедушках, которые в невероятно трудных условиях в тайге поднимали наш город! Почетным гостем на этом «празднике» была бабушка одного ученика – ветеран труда, она рассказывала детям, как ее, 18-летнюю девушку в далеком 1956 году встретил палаточный город, где было всего 3 домика, небольшая конторка, которая называлась «камералка» и столовая, как весело жили, работали и помогали друг другу. В заключении, она читала детям стихи собственного сочинения про город Мирный, про родную Якутию. Итогом все работы стала наша классная газета «Как все начиналось…»
Вот она, «золотая формула», ставящая в равновесие интересы каждого участника воспитательного процесса: школа + семья = успешный выпускник.
Ведь школа – это не только уроки и перемены, тетрадки и учебники, но и работа специалистов, сопровождающих и поддерживающих развитие ребёнка. Важно также помнить, что школа ещё не весь мир. Чтобы раздвинуть образовательное пространство, нужно использовать возможности, интересы каждой семьи.
А начинать-то надо всё-таки с детей: нацеливать их на увлекательные дела, в первую очередь, интересные и полезные для них. Главный выбор всегда должен быть за ними. Они любознательны, они рвутся к действию, «зажигаются». А потом со всеми предложениями детей прийти к родителям. Так «на заре» проектной деятельности учащихся, традиционное родительское собрание было проведено совершенно иначе. Перед родителями выступали их же дети и рассказывали о структуре научных работ. И как результат этой работы – призовые места на НПК «Шаг в будущее» на протяжении нескольких лет!
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Не могу без улыбки воспоминать такую картину: как мамы и папы(!) пришивали «погоны», «эмблемы», аксельбанты, поправляли береты, галстуки! Как готовили к выступлению на «Смотре песни и строя» своих детей! Как за них переживали! И в свою очередь, дети не могли подвести своих родителей. Ребята выступили достойно: I место и победа в номинациях «Лучший командир», «Лучшая песня»!
Кажется, не изобретено ничего нового, и многие родители уже сейчас являются нашими помощниками. Активное сотрудничество школы с семьёй – это требование времени, то нужно сделать это сотрудничество регулярным и планомерным, основанным на доверии и взаимоподдержке.
Тогда и формулу, предложенную выше, можно немного дополнить: семья + школа + успешный выпускник = наше будущее!