kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Составные интеллектуального развития ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации родителям будущих первоклассников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Составные интеллектуального развития ребенка»

Составные интеллектуального развития ребенка

Умение охватывать взглядом всю страницу и запоминать материал, разрешать проблемы творческими и нестандартными способами, изучать новые предметы быстро и легко, сосредоточиваться на чем-либо, не отвлекаясь, знать предмет лучше других, быстро и легко придумывать новые концепции и идеи, изобретать новые механизмы, которые помогут изменить мир, - все это свойственно высокоинтеллектуальным людям.

За последние несколько лет значительно увеличились количество исследований, связанных с изучением развития мозга и его функций. Все знают, что у младенцев нейронные связи развиваются очень быстро, а впоследствии процесс замедляется и достигает своего пика к моменту, когда мы вырастем. Однако мозг не прекращает формировать нейронные связи, пролагая все новые и новые пути. Этот процесс длится до самого конца нашей жизни и называется пластичностью мозга.

Люди постоянно изобретают новые способы повысить коэффициент своего интеллекта. И на основании последних исследований появилось огромное количество теорий и техник, что позволяют сделать это. Наилучшим временем для начала развития умственных способностей является возраст младенца и раннее детство. Однако эти методы эффективны в любом возрасте. Давайте рассмотрим несколько идей, которые были апробированы в последнее время.

  1. Связь левого и правого полушарий

О том, что левое и правое полушария отвечают за разные функции, всегда было много дискуссий. Существует огромное количество теорий о том, что левое полушарие является "аналитическим", а правое - "творческим". Левое полушарие отвечает за язык, в то время как права за образное мышление.

Исследования доказали, что крепкая связь между полушариями мозга помогает человеку соединить разные навыки при решении проблем в повседневной жизни. Это называется "целостным мышлением мозга".

«Едва ли 10% людей на земле сбалансированно используют оба полушария своего головного мозга.

Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого.

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей важнейшей функции – интуиции, помогает разобраться в ситуации и сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.

Взгляните на эту таблицу, где условно разделены сферы специализации каждого из них – и вы увидите, насколько важна полноценная работа правого полушария для становления и развития творческой личности:

Левое полушарие

Правое полушарие


- отвечает за логическое– аналитическое мышление
- анализирует факты
- обрабатывает информацию последовательно по этапам (последовательное мышление)
- обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза)
- обрабатывает вербальную информацию: отвечает за языковые способности: контролирует речь, а также способности к чтению и письму
- запоминает стихотворные строки, факты, имена, даты и их написание
- способно понимать только буквальный смысл слов того, что слышим или читаем
- планирует будущее
- контролирует движения правой половины тела
- отвечает за музыкальное образование, понимание смысла музыкальных произведений, различение ритма музыки
- отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами
- отвечает за планирование

 

- отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию; позволяет ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки
- отвечает за интуицию и интуитивную оценку
- может одновременно обрабатывать много разнообразной информации; способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа (параллельная обработка информации)
- реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа)
- обрабатывает невербальную информацию: специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах
- запоминает образы, лица, картины, позы, голоса; способно воспринимать совокупность черт как единое целое
- способно понимать метафоры и результаты работы чужого воображения, чувство юмора. воспринимает эмоциональную окраску речи, тембр голоса, интонацию
- ориентируется в настоящем
- контролирует движения левой половины тела
- отвечает за музыкальные способности, различение мелодий, темпа и гармонии в музыке
- отвечает за воображение, фантазии и мечты; художественное творчество и способности к изобразительному искусству
- отвечает за спонтанные, эмоциональные реакции

Изложенная выше специализация полушарий головного мозга справедлива для 95% людей. В их число входят практически все правши. Специализацию же полушарий у левшей, которые составляют примерно 10%, определить труднее.

Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то результат – эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?

При помощи специальных упражненией, которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Деннисоном. Их открытия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга»

Вот некоторые упражнения. (видео)

1. Массаж ушных раковин.

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

3. Кулак-ребо-ладонь.

Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

4. Лезгинка.

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

5. Ухо – нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

6. Змейка. 

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

7. Зеркальное рисование.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.


Подобные упражнения можно встретить в учениях японского профессора Макато Шичида.

Профессор считал, что целью образования не должны быть знания, которые «вталкиваются» в ребенка. Не надо форсировать развитие левого полушария мозга, давая задачки на логику и энциклопедические знания малышам до 3 лет. Главное — создать такие условия, при которых мозг ребенка мог бы развиваться максимально, чтобы полушария мозга работали синхронно. Человеку с таким мозгом очень легко учиться, соответственно никогда не приходится зубрить. Но достигнуть этого можно только первоначальным интенсивным развитием правого полушария мозга.

Вразрез с общепринятой доктриной Макото Шичида утверждает, что у детей до 6 лет доминирует правое полушарие. В этом есть существенные плюсы. Если левое полушарие постоянно избавляется от старой информации, попросту говоря – удаляет ее, то в правом полушарии ничего не исчезает бесследно. Оно как архив, которым всегда можно воспользоваться.

Развитие правого полушария направлено не только на учебные успехи. Главное заключается в том, что дети развивают спокойный, восприимчивый ко всему новому ум.

Задача родителей по Шичида — запустить в работу правое полушарие, с помощью которого ребенок в дальшейшей жизни сможет учиться чему угодно быстро и легко, практически не прилагая усилий.

Ввести элементы методики Макото Шичида в дошкольное образование могут абсолютно все. Но при этом важно помнить, что без любви ничего не получится. Сам Шичида признает, что «любовь – самый главный элемент в воспитании и развитии детей». Мы все об этом знаем, но порой забываем.

Макото Шичида предлагает простые упражнения для родителей и детей, которые помогут первым – правильно выражать свою любовь, а вторым – чувствовать ее в полном объеме.

Крепкие 8-секундные объятия

Попросите ребенка помочь вам, например, помыть посуду. После того, как малыш справится с этим заданием, крепко обнимите его и похвалите: «Спасибо за то, что помог! Ты мне действительно помог! Я тебя очень сильно люблю!» И держите в своих объятиях 8 секунд. Как только вы это сделаете, ваша любовь дойдет до сердца ребенка. Вот увидите, от былых капризов не останется и следа.

Внимательно слушать, что вам говорит ребенок

Вслушайтесь в ваш разговор с ребенком, кто в нем доминирует? Макото Шичида подчеркивает, разговор не должен быть односторонним. В противном случае ребенок может почувствовать себя ненужным и замкнуться. Умейте не только слушать, но и слышать. Детям важно быть понятыми. Примените тактику «метода эха», основанного на том, что взрослый пытается поставить себя на место ребенка, пытается почувствовать его переживания.

Возьмем для иллюстрации простой разговор:

— Мама, Катя плохая. — Да, Катя плохая. Что она тебе сделала? — Она ударила меня. — Она тебя ударила. Почему она тебя ударила?

Таким образом, родитель повторяет за ребенком слова как эхо. Назидательных слов и нравоучений в разговоре быть не должно.

Метод настроя «5 минут»

Метод настроя под названием «5 минут» поистине палочка-выручалочка для родителей, которые хотят скорректировать поведение ребенка, избавиться от каких-то негативных моментов: нежелание ходить в детский сад, сосание пальца, лень и т.д.

5 минут – это время после того, как ребенок заснул и заснул его сознательный разум. Но подсознание-то бодрствует и работает. Поэтому, очень эффективно воспользоваться этим временем и работать на подсознательном уровне.

Например, ребенок не хочет ходить в детский сад. Тогда мама только что заснувшему дошколенку начинает нашептывать следующие слова: «….(имя ребёнка), ты теперь большая девочка, тебе уже целых 2 года. Тебе 2 годика и поэтому ты больше не будешь плакать, когда идешь в детский сад. Ты послушная и жизнерадостная, ты слушаешь маму и мама тебя очень сильно любит. Сейчас спи крепко-крепко. Ты чувствуешь себя прекрасно. Спи здоровым сном до завтрашнего утра, проснись в хорошем настроении, завтра будет хороший день. Вот видишь, ты можешь крепко спать, ты можешь спать таким сладким сном.»

И в заключение маленький совет:

Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему малышу чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!


Все техники усиления связи между полушариями мозга включают у себя все, что связано с движениями с перекрестной координацией. Например, дети так двигаются, когда учатся ползать. Для движения вперед они используют левую руку и правую ногу, а потом правую руку и левую ногу. Такие перекрестные движения помогают развивать связь между двумя полушариями мозга.

Возможно, вы слышали о том, что ребенок, который начал сразу ходить, может в будущем иметь проблемы с большой моторикой. Исследования доказывают, что дети, которые не научились сначала ползать, в дальнейшем не имели никаких проблем с моторикой, однако, без сомнения, ползание очень полезно как для детей, так и для взрослых.

Перекрестное движение можно увидеть и во время ходьбы. Правая рука подается вперед вместе с левой ногой, а потом левая рука с правой ногой. Ходьба очень полезна и для здоровья в целом.

Есть еще много разных видов деятельности, которые помогают усилить связь между левым и правым полушариями. Главное найти то, которое будет подходить именно вашему ребенку.

  1. Кислород, которым мы дышим

Количество кислорода, который приходит в наш мозг, играет большую роль в его развитии. Деть, которые проводят время на улице, играют, прыгают и забавляются на свежем воздухе, наполняют свои легкие большим количеством кислорода. Этому также способствуют рыбалка, плавание в реке или озере, катание на роликах и коньках - все виды активного времяпровождения.

В наше же время деть преимущественно проводят время за телевизором, компьютером или выполнением домашних заданий. Для здорового развития мозга нужен баланс между физическими упражнениями и учебой.

Все активные виды деятельности развивают координацию, а также жизненную емкость легких. Есть несколько конкретных видов деятельности, которые будут максимально полезными для детей.

Плавание - один из самых полезных видов спорта. Доказано, что плавание полезно в любом возрасте. При плавании развивается жизненная емкость легких. Йоги используют плавание в качестве интенсивной дыхательной гимнастики, которая улучшает равновесие и внимание. Плавание под водой и ныряние с постепенным наращиванием времени пребывания под водой также увеличивают жизненную емкость легких и активность кровеносных сосудов. Все это положительно влияет на способность сосредоточиваться, а также на повышение коэффициента интеллекта.

  1. Диета и питание

Мы - это то, что мы едим. Слышали такое высказывание? Ну, конечно. Ребенок развивается во всех направлениях. Но вместе с ее телом развивается ее мозг. Нет необходимости говорить о том, как питание влияет на развитие сильного тела и здорового мозга. Однако мы часто забываем о негативном влиянии на здоровье ребенка загрязнения, химикатов, консервантов и искусственных добавок. Все это попадает в ее организм вместе с продуктами.

Главное - не забывать о том, что есть "полезная" и "плохая" еда, то есть продукты, полезные для здоровья, и, наоборот, вредят ему.

Полезной едой считаются свежие, "живые" продукты. Фрукты и овощи содержат много витаминов, кальция и других полезных веществ. Все продукты, которые содержат омега- 3 кислоты, полезные для развития мозга.

Льняное семя, красная рыба, яйца - все они содержат омега- 3 кислоты. Целостное зерно и коричневый рис также принесут пользу для здоровья. Дети должны избегать употребления консервированных продуктов. У них содержится большое количество сахара, соли и консервантов.

  1. Мультисенсорный подход - баланс всех стилей учебы

Есть разные способы учебы. Чаще всего используются зрительный, слуховой и кинестетический. У большинства людей доминирует только один способ, но во время учебы используются все три. Каждый из нас использует тот способ, который больше всего ему подходит.

Все три способа можно использовать во время учебы ребенка. Например, если у вашего малыша хорошо развита зрительная память, вы можете использовать карточки, когда ему нужно что-то выучить для школы. Для ребенка, который лучше запоминает на слух, можно записать нужный материал на диктофон, и пусть он слушает его по несколько раз, пока идет к школе. Если же ребенок лучше учится кинестетическим способом, пусть займется танцами, гимнастикой или боевыми искусствами.

В школе больше преобладает зрительный способ учебы, который включает таблицы, схемы, плакать, записи на доске, рисование. Восприятие материала на слух происходит тогда, когда учитель объясняет материал. К сожалению, кинестетический способ учебы практически не используется в школах.

Занимаясь с ребенком дома, вы можете подобрать для него наиболее эффективный способ учебы. Сначала надо просто определить, какой способ подходит вашему ребенку, и тогда учеба будет проходить легче и быстрее.

Также рекомендуется использовать и развивать другие способы учебы. Если у ребенка хорошо развита зрительная память, подберите виды деятельности, которые будут развивать слуховой и кинестетический способы учебы. Ребенку будет намного легче учиться, если она будет владеть всеми тремя способами.

  • Чтение хорошо стимулирует зрительную память, потому учить ребенка читать можно начинать с раннего возраста. Пазлы и задания, в которых ребенок должен найти отличия между двумя картинками, также чудесно подойдут для этих целей.

  • Для развития восприятия на слух подойдет прослушивание музыки. Стиль музыки не важен. Игра на музыкальных инструментах также поможет в развитии данного способа учебы.

  • Для кинестетического способа важное движение - танцы под музыку, занятие балетом, гимнастикой или боевыми искусствами. Обязательно попробуйте игры в лабиринте, когда ребенок должен сам найти выход. Если в вашем районе есть что-то похожее, обязательно пойдите туда - ребенку понравится.

  1. Уверенность в себе

Главную роль в успехе вашего ребенка играет ее уверенность в себе. Мы все хотим, чтобы наши дети были умными, но самый умный человек не достигнет больше, если в этом ему не поможет его уверенность. Уверенность, уважение к себе и чувство собственного достоинства являются ключевыми факторами успешности человека.

Все младенцы очень уверены, но со временем они начинают терять уверенность из-за комментариев и критики других. В жизни каждого случались моменты, когда нам было стыдно или мы попадали в досадную ситуацию. Иногда подобные воспоминания остаются с нами на всю жизнь.

Одна девочка не стеснялась говорить о том, что она "не очень умная". Когда ее спрашивали, почему, она объясняла это тем, что ее отправили в класс для детей, которые не успевали в учебе, а другие дети называли ее "тупой". В действительности девочка была очень умной, она успешно занималась в шахматном кружке. Ее перевели в другой класс из-за ее проблемы с координацией, которая никак не отражалась на ее умственных способностях.

Иногда один бездушный комментарий учителя может заставить ребенка поверить в то, что она не умная только лишь потому, что неправильно ответила на вопрос, а другие дети засмеялись.

У каждого есть свои причины, из которых он может потерять уверенность в себе. Очень важно попробовать сохранить ее у ребенка. Поэтому с раннего возраста родители могут начинать учить малыша справляться с неприятными ситуациями и развивать сильный характер. С этой целью можно использовать афірмації. Ребенок должен знать, что всегда может обратиться к вам, и вы всегда будете на ее стороне. Если ребенок расскажет вам о каком-то инциденте, который повлиял на ее уверенность в себе, вы можете придумать ей афірмацію, которая будет уместной для данной ситуации.

Например, если ваш сын рассорился с товарищем, и тот обозвал его дураком, уместной будет афірмація "Ты умный мальчик". Вы можете прибавить и что-либо другое, главное, чтобы слова подействовали на ребенка. Такие комментарии должны быть всегда позитивными и высказываться в настоящем времени. Никогда не говорите "Ты не дурак". Эти афірмації можно повторять по мере необходимости. Лучше всего произносить их перед сном и сразу же после пробуждения.

Также, укладывая своего ребенка спать, говорите с ним о хорошем, что случилось за день. Говорите о его достижениях, веселых занятиях и радостных событиях. Так он сосредоточит внимание на позитивных моментах дня. Пусть это будет вашим вечерним ритуалом, ребенку это обязательно запомнится.

Помните о том, что каждый ребенок может в той или иной мере стать высокоразвитым человеком и даже гением, и задание родителей заключается в том, чтобы максимально помочь ей в этом.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Составные интеллектуального развития ребенка

Автор: Максимишина Наталья Александровна

Дата: 20.10.2022

Номер свидетельства: 615465

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Развитие способностей художественного и эстетического восприятия у детей с ОВЗ. "
    ["seo_title"] => string(93) "razvitiie-sposobnostiei-khudozhiestviennogho-i-estietichieskogho-vospriiatiia-u-dietiei-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "169362"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423401224"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(67) "psikhologo_pedagogicheskie_osobennosti_mladshego_shkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "502920"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1552545000"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "rol_roditelei_v_formirovanii_grammaticheski_pravilnoi_rechi_rebenka_doshkolnogo_"
    ["file_id"] => string(6) "566218"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607516450"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Программа кружка "Развитие интелектуальных способностей детей "Занимательная математика""
    ["seo_title"] => string(97) "proghramma-kruzhka-razvitiie-intieliektual-nykh-sposobnostiei-dietiei-zanimatiel-naia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "254551"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447776646"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства