Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: "Технология адаптивного обучения"»
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОВЕРИЛ
преподаватель
________/_________/
«___»_________20___г
Сообщение на тему:
«Технология адаптивного обучения»
Выполнила:
студентка Ш-31 группы
Колесник Наталья
Ейск, 2018г.
Адаптивная технология обучения разработана и внедрена в учебный процесс А.С. Границкой. Создание технологии вызвано рядом педагогических проблем и стремлением использовать идеализированные возможности как всего учебного процесса, так и отдельно взятого урока.
Педагогические проблемы
Среди них автор технологии выделяет следующие: — при опросе отдельных учащихся остальные в работу почти не включены; — при проверке тетрадей — большая трата времени, а ученика интересует оценка; — безделие учащихся на уроке, притворяются, что слушают, привычка ко лжи; — регулярная самостоятельная работа не проводится; — низкая контролируемость результатов деятельности учащихся; — плохая обратная связь; — сплошной контроль (письменные задания) выполняет преимущественно оценочную функцию; — нет достаточной возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока; — дифференцированные задания определяются на основе субъективной оценки; — эффективность индивидуальной работы сводится на нет; — психологически не всегда оправдано заслушивать неподготовленные ответы перед всем классом, ставить в сложное положение ученика, вызывающее падение веры в собственные силы; — нежелательная работа со слабыми учениками после уроков (усиливают перегрузки, а если ученик больной? Или у него ослабленное здоровье……); — ежедневные перегрузки учителя; — не все выполняют домашнее задание, поэтому трудно вести урок, страх за невыполнение программы, ориентация на среднего.
Цель технологии заключается в обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в. формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся. Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по: — управлению самостоятельной работой всех учащихся; — работе с отдельными школьниками — индивидуально; — осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей; — максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.
Структура адаптивной школы:
· уроки по расписанию;
· занятия по индивидуальной адаптации;
· развивающие занятия;
· занятия по социально-нравственной адаптации (классные часы, занятия с психологом);
· занятия художественного типа;
· включение учащихся в школьную систему самоуправления.
· Критерии урока в адаптивной школе:
· активная мыслительная деятельность каждого учащегося в течение всего урока;
· обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других;
· мотивация познавательной деятельности учащегося;
· обеспечение рефлексии и самоконтроля, учащихся в процессе деятельности в течение всего урока;
· наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке;
· оценка уровня усвоения полного знания (все ученики получают на уроке отметки);
· главная цель - развитие интеллекта.
При этом на каждом уроке осуществляется взаимодействие между следующими субъектами: ученик – ученик, ученик – учитель, учитель – коллектив учащихся, ученик – коллектив учащихся.
Реализуя АСО, учитель работает в двух направлениях: 1) обучает весь коллектив, объясняет им материал, показывает, играет с ними и т.д.; 2) работает в персональном порядке с каждым из учеников, это выражается в самостоятельных работах, самоконтроле и взаимоконтроле учеников и т.д. Первое направление реализуется стандартными способами: учитель объясняет материал ученикам, организует усвоение новых знаний и умений, при необходимости поясняя, помогая в усвоении материала отдельным ученикам. Второе направление является нестандартным, полностью основанным на индивидуальном подходе. Так все ученики развиваются неравномерно, соответственно они и усваивают материал по-разному: кто-то быстрее, а кто-то отстаёт от них. Именно для этого и нужна персональная работа с каждым учеником в отдельности, самостоятельная работа, самоконтроль и работа в группах или малых группах (микрогруппах).
В уроке, построенном по технологии АСО, можно выделить следующие ключевые этапы. 1. Объяснение материала. Учитель объясняет материал не больше 10 минут, и затем дает задание, которое ученики выполняют в классе, а учитель тем временем проверяет домашнее задание, подготовленное учениками к этому уроку. Благодаря этому больше половины урока учащиеся работают самостоятельно, а учитель контролирует их работу.
2. Взаимоконтроль учащихся. Например, ученики обмениваются тетрадями или слушают и оценивают ответы друг друга. На этом этапе эффективно экономится время (проверяя работу товарища, ученик и сам совершенствуется в учебном материале) и обеспечивается хорошее качество проверки (учитель может в любой момент оказать помощь при затруднении, «перепроверить» письменные работу, оценивая не только саму работу, но качество её проверки другим учеником).
3. Самостоятельная работа учащихся (чтение, решение задачи, самостоятельный поиск знаний и т.д.). Важная особенность этапа – наличие возможности решать задачи, начиная с легких и продвигаясь к более сложным.
«+» и «–» в использовании АСО
Временные затраты на подготовку заданий на первом этапе.
Поддерживается здоровье учащихся.
Заставляет думать и работать не только сильного, но и слабого ученика, так как задания даются с адаптацией и каждый ученик работает со своей индивидуальной скоростью.
На уроках учащиеся овладевают приемами самостоятельной работы, учатся слушать партнера и оценивать себя и одноклассников.
Влияет на формирование практических умений учащихся;
Увеличивается количество времени для индивидуальной работы учителя на уроке с учениками, которые нуждаются в помощи учителя.
Увеличивается накопляемость оценок на уроках истории.
Взаимоконтроль на уроке экономит время и помогает мне.
И самое главное …. это повышает качество знаний и умений учащихся.
В условиях адаптивной системы обучения (АСО) обучение — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. Умение самостоятельно работать— это то, чему ученик должен научиться в школе. Основным признаком АСО является резкое увеличение времени на самостоятельную работу на уроке и, как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней самостоятельной работой.