kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сообщение "Количественная и качественная оценка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение о видах оценки помогает педагогам ориентироваться в данных понятиях.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Количественная и качественная оценка»

В современной педагогической практике применяются количественные и качественные методы оценивания. Количественные методы однозначно предполагают наличие точки отсчета, единицы измерения. К такого рода методам можно отнести, например, определение темпа чтения по числу слов в минуту, темпа письма, выставление балльной оценки за диктант (качество обучения языку) в зависимости от количества допущенных орфографических или синтаксических ошибок (по имеющимся количественным нормативам). В большинстве случаев оценивание результатов образования, например уровня личностного развития, различных сторон воспитанности, готовности поступать тем или иным образом в обычной или экстремальной ситуации, степени креативности и т.д., осуществляется качественным (квалиметрическим) путем.

Несмотря на наличие трудностей в точном определении результатов образования, их преимущественно качественный характер, следует признать необходимость и возможность их прогнозирования, проектировани я и оценки. Нужно помнить, что даже в такой деликатной сфере, какой является воспитание, может быть принят во внимание критерий факта, который хотя и является весьма общим, но очень часто и вполне диагно- стичным, например, в логике «да — нет». Любая ситуация из жизни школы всегда подвергается той или иной оценке обучающимися, педагогом, руководителем (поступок, характеризующий человека, — честный или бесчестный; тот или иной факт имел место или нет и т.п.).

В настоящее время школа имеет в своем распоряжении хорошо известные и широко применяемые квалиметрические (описательные) методики определения результатов и качества образования, в частности:

1) достижение прогноза, сделанного педагогом (как одним из экспертов) в зоне ближайшего развития обучающегося;

2) оценка поведения учащегося в различных (в том числе экстремальных) естественно возникших ситуациях;

3) оценка поведения обучающихся в специально сконструированных педагогами диагностических ситуациях;

4) достижение высшей качественной оценки по шкале критериев, разработанных самой школой;

5) использование совокупности так называемых сквозных (т.е. годных для оценки любых действий, поступков и т.п.) психологических показателей, например:

а) знает, как надо (интеллектуальный показатель);

6) способен реализовать (волевой показатель);

в) хочет реализовать (эмоциональный показатель).

Уровневый способ квалиметрической (качественной) оценки результатов образовательного процесса применяется в отечественной педагогике в течение нескольких десятилетий (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин).

Первый уровень — знание (запоминание и воспроизведение).

Второй уровень — понимание (объяснение, изложение, интерпретация).

Третий уровень — применение (по образцу, в сходной, измененной ситуации).

Четвертый уровень — обобщение и систематизация (выделение части из целого и комбинации элементов для получения целого, обладающего новизной). Это уровень творчества.

Пятый уровень — эмоционально-ценностное отношение.

Следует помнить, что каждый более высокий уровень включает в себя требования предыдущего.

Еще один известный метод квалиметрической оценки любого результата образования, который нельзя измерить, — педагогический консилиум, являющийся разновидностью метода экспертной оценки любого параметра, характеризующего качество образования.

Таким образом, можно прогнозировать цели образования по каждому обучающемуся, оценивать промежуточные, конечные и отдаленные показатели качества образования.

Уровни оценки показателей обученности. Как известно, под качеством образования дидактика понимает процесс сравнения достигнутого обучающимися уровня владения знаниями, умениями и навыками с эталонными представлениями, описанными в учебной программе и квалификационных характеристиках выпускников-специалистов. Как процесс оценка знаний, навыков и умений реализуется в ходе контроля (проверки) последних. Условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах. В отечественной дидактике принята четырехбалльная система отметок.

— «5» — владеет в полной мере («отлично»);

— «4» — владеет достаточно («хорошо»);

— «3» — владеет недостаточно («удовлетворительно»);

— «2» — не владеет («неудовлетворительно»).

Приведенная шкала, однако, не может дать объективных результатов оценки практической педагогической деятельности без достаточно четкого представления преподавателя об оцениваемых показателях владения знаниями, навыками и умениями, способами учебной и профессиональной деятельности. В современной дидактике существуют различные подходы к конструированию таких показателей, ориентированных на цели обучения различным учебным предметам в той или иной области профессиональной деятельности. Это естественным образом приводит к значительным сложностям в их осмыслении как обучающим, так и обучающимся и, как следствие, к формальному использованию оценки в ущерб ее объективности. Преодоление этого недостатка является уже предметом частных методик.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сообщение "Количественная и качественная оценка

Автор: Татаринцева Лариса Альбертовна

Дата: 24.11.2019

Номер свидетельства: 528383

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "программа кружка "Природа и экология родного края" 7-8 класс "
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma-kruzhka-priroda-i-ekologhiia-rodnogho-kraia-7-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "161343"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422203627"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока. Русский язык. 5 класс. Тема урока: "Глагол как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk-5-klass-tiema-uroka-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "221128"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435058227"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока в 5 классе "Земная кора""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt_uroka_v_5_klassie_ziemnaia_kora"
    ["file_id"] => string(6) "356458"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478550295"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Основы педагогической интеграции. "
    ["seo_title"] => string(40) "osnovy-piedaghoghichieskoi-intieghratsii"
    ["file_id"] => string(6) "127037"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415263112"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Внеурочная деятельность. Программа кружка "Весёлая математика" "
    ["seo_title"] => string(70) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-proghramma-kruzhka-viesiolaia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "173198"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423936079"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства