Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Количественная и качественная оценка»
В современной педагогической практике применяются количественные и качественные методы оценивания. Количественные методы однозначно предполагают наличие точки отсчета, единицы измерения. К такого рода методам можно отнести, например, определение темпа чтения по числу слов в минуту, темпа письма, выставление балльной оценки за диктант (качество обучения языку) в зависимости от количества допущенных орфографических или синтаксических ошибок (по имеющимся количественным нормативам). В большинстве случаев оценивание результатов образования, например уровня личностного развития, различных сторон воспитанности, готовности поступать тем или иным образом в обычной или экстремальной ситуации, степени креативности и т.д., осуществляется качественным (квалиметрическим) путем.
Несмотря на наличие трудностей в точном определении результатов образования, их преимущественно качественный характер, следует признать необходимость и возможность их прогнозирования, проектировани я и оценки. Нужно помнить, что даже в такой деликатной сфере, какой является воспитание, может быть принят во внимание критерий факта, который хотя и является весьма общим, но очень часто и вполне диагно- стичным, например, в логике «да — нет». Любая ситуация из жизни школы всегда подвергается той или иной оценке обучающимися, педагогом, руководителем (поступок, характеризующий человека, — честный или бесчестный; тот или иной факт имел место или нет и т.п.).
В настоящее время школа имеет в своем распоряжении хорошо известные и широко применяемые квалиметрические (описательные) методики определения результатов и качества образования, в частности:
1) достижение прогноза, сделанного педагогом (как одним из экспертов) в зоне ближайшего развития обучающегося;
2) оценка поведения учащегося в различных (в том числе экстремальных) естественно возникших ситуациях;
3) оценка поведения обучающихся в специально сконструированных педагогами диагностических ситуациях;
4) достижение высшей качественной оценки по шкале критериев, разработанных самой школой;
5) использование совокупности так называемых сквозных (т.е. годных для оценки любых действий, поступков и т.п.) психологических показателей, например:
а) знает, как надо (интеллектуальный показатель);
6) способен реализовать (волевой показатель);
в) хочет реализовать (эмоциональный показатель).
Уровневый способ квалиметрической (качественной) оценки результатов образовательного процесса применяется в отечественной педагогике в течение нескольких десятилетий (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин).
Первый уровень — знание (запоминание и воспроизведение).
Второй уровень — понимание (объяснение, изложение, интерпретация).
Третий уровень — применение (по образцу, в сходной, измененной ситуации).
Четвертый уровень — обобщение и систематизация (выделение части из целого и комбинации элементов для получения целого, обладающего новизной). Это уровень творчества.
Пятый уровень — эмоционально-ценностное отношение.
Следует помнить, что каждый более высокий уровень включает в себя требования предыдущего.
Еще один известный метод квалиметрической оценки любого результата образования, который нельзя измерить, — педагогический консилиум, являющийся разновидностью метода экспертной оценки любого параметра, характеризующего качество образования.
Таким образом, можно прогнозировать цели образования по каждому обучающемуся, оценивать промежуточные, конечные и отдаленные показатели качества образования.
Уровни оценки показателей обученности. Как известно, под качеством образования дидактика понимает процесс сравнения достигнутого обучающимися уровня владения знаниями, умениями и навыками с эталонными представлениями, описанными в учебной программе и квалификационных характеристиках выпускников-специалистов. Как процесс оценка знаний, навыков и умений реализуется в ходе контроля (проверки) последних. Условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах. В отечественной дидактике принята четырехбалльная система отметок.
Приведенная шкала, однако, не может дать объективных результатов оценки практической педагогической деятельности без достаточно четкого представления преподавателя об оцениваемых показателях владения знаниями, навыками и умениями, способами учебной и профессиональной деятельности. В современной дидактике существуют различные подходы к конструированию таких показателей, ориентированных на цели обучения различным учебным предметам в той или иной области профессиональной деятельности. Это естественным образом приводит к значительным сложностям в их осмыслении как обучающим, так и обучающимся и, как следствие, к формальному использованию оценки в ущерб ее объективности. Преодоление этого недостатка является уже предметом частных методик.