Просмотр содержимого документа
«Словарная работа на уроках русского языка. Методика проведения.»
Словарная работа на уроках русского языка. Методика проведения.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание:
Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов, значение которых дети понимают неправильно или неточно.
Она может преследовать грамматические цели: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения.
Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения.
Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку. Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слова и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения. Непонимание смысла слова и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов. Иногда лексическое значение слова подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений. Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение. Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть его содержание слова путём краткого словесного толкования.
Возможно применение следующих способов определений:
Путём подбора к нему синонимов.
Путём перечислений предметов ( признаков, действий), общую группу которых называют данным словом ( насекомые – это бабочки, жуки, муравьи).
Описательным способом ( адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму).
Путём родовидового определения ( амбар – здание, постройка для хранения зерна).
Словарно-орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами. Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Мы используем следующие задания:
Различные виды работ с орфографическим словарём.
Подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов, это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребёнка.
Разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главные внутренний смысл слова, это примерно тоже, что зажечь внутри фонаря огонёк.
Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво.
«Проникновение в тайну» слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того, узнавание происхождения слова очень увлекательно для детей младшего школьного возраста.
Различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений, разгадывание кроссвордов.
Составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини- рассказов.
Приёмы и формы работы над словарными словами.
При помощи различных упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Целью этого материала является представление системы работы над словарным словом на уроках русского языка. В качестве исходного можно рассмотреть следующее положение: в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определённой взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову, исключается механическое заучивание. Слово - важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Любое речевое высказывание складывается из слов, выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой грамматически. Чем богаче словарь человека, тем у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Поэтому объём словаря , его разнообразие рассматриваются в школе как важное условие успешного развитияречи. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы , выделение основных её направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.
Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных линии: 1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимися слов, а также новых значений тех слов, которые же имелись в их словарном запасе. 2. Уточнение словаря- самая широкая сфера словарной работы. Уточнение словаря может быть определено как словарно- стиместическая работа, как развитие гибкости словаря, его точности и выразительности. 3.Активизация словаря, т.е.перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания: вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение. 4.Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды. Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют. Основные источники обогащения и совершенствования словаря - это произведения худ. литературы, тексты учебных книг, речь учителя и других работников школы и внешкольных учреждений. Всё это- педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка.
Задача школы состоит в том, чтобы взять в свои руки стихию речевых влияний, в которой живут школьники, и управляют ею. Поэтому очень важно изучать речевое окружение школьников, поддерживать контакт с родителями. Самый надёжный источник обогащения словаря и речи учащегося – это художественная литература. Все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов. Весьма полезным пособием для словарной работы могут быть словари. Однако для начальных классов создан один словарь- « Орфографический словарик» П.А.Грушникова, полезное пособие по орфографии. Слова с непроверяемым написанием изучаются в каждом классе нач.школы. Они определены учебной программой и включены в « Словарь», который помещен в конце учебника «Русский язык». Наиболее типичными орфографическими ошибками в работах учащихся являются ошибки на правописание безударных гласных в слове. Поэтому работу над ними следует проводить целенаправленно и систематически в каждом классе. В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным. Актуальность данной проблемы обусловлена недостаточной разработанностью методик обучения непроверяемым написаниям: неупорядоченность и традиционность дидактического материала, его скупость, отсутствие полных научно обоснованных рекомендаций о том, как следует обучать этим написаниям. Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, учителю необходимо иметь в своей методической копилке подбор упражнений, которые бы соответствовали этим требованиям. Приведу пример некоторых упражнений, которые использую при работе со словами с безударными непроверяемыми гласными:
Расположить словарные слова по алфавиту.
Группировка слов по орфографическим признакам.
Я говорю слова: диван, пенал, газета, малина, сирень, тетрадь и т.д. Нужно распределить слова по столбикам: 1 столбик – с безударной а, 2 – с безударной о, 3 – с безударной е, 4 – с безударной и.
С целью закрепления знаний правила о правописании корней в родственных словах даю задание: подобрать однокоренные слова с разными морфемами.
Мороз, морозец, заморозки, морозный.
Подбор и запись синонимов, антонимов.
Цель: обогащение словаря учащихся; распознавание антонимов, синонимов. Метель – вьюга, буря, метелица, пурга. Юг – север, запад – восток и т.д.
Подбор слов по темам.
Например, «Школа» (учитель, класс, ученик, ученица, пенал и т.д.)
Замена описательных оборотов словами-синонимами.
Цель: узнавание предмета по заданным признакам. Ящичек для ручек, карандашей (пенал). Использование игровых моментов и игр повышает интерес у детей к словарным словам.
Игра «Угадай слова».
Цель: развитие мыслительных операций, проверка знания словарных слов. Дается начало слова ка- . Дети пишут словарные слова, начинающиеся с этого слога: капуста, картофель и т.д.
Игра «Цепочка слов».
Называю первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Береза, автобус, салют и т.д.
Слова спокойно жили в книжке Но книжку вдруг прогрызли мышки. От слов начало откусили Из книжки в норку утащили. …робей …рона …тух Дети восстанавливают слова.
Игра «Подсказка» (использую, если тема вызывает затруднения; развивает мыслительные операции)
_о_о_ _ _ (воробей) _о_о_ _ (ворона) _е_ _ _ (петух) Обязательно объявляю тему, например, «Птицы».
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(248) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка на основе этимологического анализа в 5 классе при изучении темы «Морфемика» "
["seo_title"] => string(147) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-etimologhichieskogho-analiza-v-5-klassie-pri-izuchienii-tiemy-morfiemika"
["file_id"] => string(6) "115628"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412054441"
}
}