kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словарная работа на уроках русского языка. Методика проведения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание:

  • Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов, значение которых дети понимают неправильно или неточно.
  • Она может преследовать грамматические цели: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения.
  • Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения.
  • Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Словарная работа на уроках русского языка. Методика проведения.»

Словарная работа на уроках русского языка. Методика проведения.

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание:

  • Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов, значение которых дети понимают неправильно или неточно.

  • Она может преследовать грамматические цели: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения.

  • Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения.

  • Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.
Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слова и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения. Непонимание смысла слова и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов. Иногда лексическое значение слова подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений. Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение. Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть его содержание слова путём краткого словесного толкования.

Возможно применение следующих способов определений:

  • Путём подбора к нему синонимов.

  • Путём перечислений предметов ( признаков, действий), общую группу которых называют данным словом ( насекомые – это бабочки, жуки, муравьи).

  • Описательным способом ( адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму).

  • Путём родовидового определения ( амбар – здание, постройка для хранения зерна).

Словарно-орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.
Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Мы используем следующие задания:

  • Различные виды работ с орфографическим словарём.

  • Подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов, это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребёнка.

  • Разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главные внутренний смысл слова, это примерно тоже, что зажечь внутри фонаря огонёк.

  • Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво.

  • «Проникновение в тайну» слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того, узнавание происхождения слова очень увлекательно для детей младшего школьного возраста.

  • Различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений, разгадывание кроссвордов.

  • Составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини- рассказов.

Приёмы и формы работы над словарными словами.

При помощи различных упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать.
Целью этого материала является представление системы работы над словарным словом на уроках русского языка. В качестве исходного можно рассмотреть следующее положение: в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определённой взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве.
Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову, исключается механическое заучивание.
Слово - важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Любое речевое высказывание складывается из слов, выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой грамматически. Чем богаче словарь человека, тем у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Поэтому объём словаря , его разнообразие рассматриваются в школе как важное условие успешного развитияречи.
Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы , выделение основных её направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных линии:
1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимися слов, а также новых значений тех слов, которые же имелись в их словарном запасе.
2. Уточнение словаря- самая широкая сфера словарной работы. Уточнение словаря может быть определено как словарно- стиместическая работа, как развитие гибкости словаря, его точности и выразительности.
3.Активизация словаря, т.е.перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания: вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.
4.Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.
Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют.
Основные источники обогащения и совершенствования словаря - это произведения худ. литературы, тексты учебных книг, речь учителя и других работников школы и внешкольных учреждений. Всё это- педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка.

Задача школы состоит в том, чтобы взять в свои руки стихию речевых влияний, в которой живут школьники, и управляют ею. Поэтому очень важно изучать речевое окружение школьников, поддерживать контакт с родителями.
Самый надёжный источник обогащения словаря и речи учащегося – это художественная литература. Все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов.
Весьма полезным пособием для словарной работы могут быть словари. Однако для начальных классов создан один словарь- « Орфографический словарик» П.А.Грушникова, полезное пособие по орфографии.
Слова с непроверяемым написанием изучаются в каждом классе нач.школы. Они определены учебной программой и включены в « Словарь», который помещен в конце учебника «Русский язык».
Наиболее типичными орфографическими ошибками в работах учащихся являются ошибки на правописание безударных гласных в слове. Поэтому работу над ними следует проводить целенаправленно и систематически в каждом классе.
В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.
Актуальность данной проблемы обусловлена недостаточной разработанностью методик обучения непроверяемым написаниям: неупорядоченность и традиционность дидактического материала, его скупость, отсутствие полных научно обоснованных рекомендаций о том, как следует обучать этим написаниям.
Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, учителю необходимо иметь в своей методической копилке подбор упражнений, которые бы соответствовали этим требованиям.
Приведу пример некоторых упражнений, которые использую при работе со словами с безударными непроверяемыми гласными:

  1. Расположить словарные слова по алфавиту.

  2. Группировка слов по орфографическим признакам.

Я говорю слова: диван, пенал, газета, малина, сирень, тетрадь и т.д.
Нужно распределить слова по столбикам:
1 столбик – с безударной а,
2 – с безударной о,
3 – с безударной е,
4 – с безударной и.

  1. С целью закрепления знаний правила о правописании корней в родственных словах даю задание: подобрать однокоренные слова с разными морфемами.

Мороз, морозец, заморозки, морозный.

  1. Подбор и запись синонимов, антонимов.

Цель: обогащение словаря учащихся; распознавание антонимов, синонимов.
Метель – вьюга, буря, метелица, пурга.
Юг – север, запад – восток и т.д.

  1. Подбор слов по темам.

Например, «Школа» (учитель, класс, ученик, ученица, пенал и т.д.)

  1. Замена описательных оборотов словами-синонимами.

Цель: узнавание предмета по заданным признакам.
Ящичек для ручек, карандашей (пенал).
Использование игровых моментов и игр повышает интерес у детей к словарным словам.

  1. Игра «Угадай слова».

Цель: развитие мыслительных операций, проверка знания словарных слов.
Дается начало слова ка- .
Дети пишут словарные слова, начинающиеся с этого слога: капуста, картофель и т.д.

  1. Игра «Цепочка слов».

Называю первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.
Березаавтобуссалют и т.д.

  1. Игра «Собрать слова из слогов».

ро аг ном (агроном)
то ав биль мо (автомобиль)

  1. Игра «Замена».

Заменить цифры буквами алфавита:
31, 12, 19, 12, 21, 18, 19, 10, 33 (экскурсия)




  1. Урок начинаю словами:

Слова спокойно жили в книжке
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов начало откусили
Из книжки в норку утащили.
робей
…рона
…тух
Дети восстанавливают слова.

  1. Игра «Подсказка» (использую, если тема вызывает затруднения; развивает мыслительные операции)

_о_о_ _ _ (воробей)
_о_о_ _ (ворона)
_е_ _ _ (петух)
Обязательно объявляю тему, например, «Птицы».


2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Словарная работа на уроках русского языка. Методика проведения.

Автор: Наталья Викторовна Шмойлова

Дата: 11.10.2024

Номер свидетельства: 657478

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка  на основе этимологического анализа в 5 классе при изучении темы «Морфемика» "
    ["seo_title"] => string(147) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-etimologhichieskogho-analiza-v-5-klassie-pri-izuchienii-tiemy-morfiemika"
    ["file_id"] => string(6) "115628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412054441"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) ""Внеклассная работа по русскому языку и чтению в коррекционной школе VIII вида"."
    ["seo_title"] => string(76) "vnieklassnaiarabotaporusskomuiazykuichtieniiuvkorriektsionnoishkolieviiivida"
    ["file_id"] => string(6) "281110"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453470601"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(73) "doklad_innovatsionnye_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "529667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575213397"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(74) "statiaispolzovaniienovykhtiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "289780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859136"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства