Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
Я хочу предложить карточки с дифференцированными заданиями по изучению правописания словарных слов во 2-3 классах, работа по которым способствует быстрому и прочному усвоению непроверяемых написаний, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов, с которым учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе»
Словарная работа на уроках русского языка
в начальных классах
Подготовила:
Лепешкина Т.В.
учитель начальных классов
первой категории
г.Санкт-Петербург
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
На основе личного опыта использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас.
Я хочу предложить карточки с дифференцированными заданиями по изучению правописания словарных слов во 2-3 классах, работа по которым способствует быстрому и прочному усвоению непроверяемых написаний, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов, с которым учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.
Для более удобного запоминания учащимися правописания слов с непроверяемыми написаниями, словарь каждого класса был разделен на тематические блоки. С каждый блоком дети работают в течение 6-10 уроков, выполняя различные упражнения, посредством которых их знания систематизируются и автоматизируются
Так, например, во втором классе был выделен блок “ Животные”, в который вошли следующие слова: корова, медведь, лисица, собака, заяцтретьем классе слова: огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковьбыли объединены в блок “ Огород”.
Приведу примеры дифференцированных заданий, которые использую при изучении учащимися слов из данных блоков
2 класс
Фонетические упражнения.
1 уровень.
Запиши слова, вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.
За_ц, л_сица, м_дведъ, с_бака, к_рова.
2 уровень.
Запиши слова, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.
За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова.
3 уровень.
Запиши слова в алфавитном порядке, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.
За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова.
Орфографические упражнения.
1 уровень.
Выпиши слова с непроверяемыми гласными. Подчеркни безударную гласную, поставь ударение. Цв_ток, л_сица, в_да, к_рова, м дведь, м_док, з яц, зв_рек, с_бака..
2 уровень.
Запиши слова в два столбика: в первый - с проверяемой гласной, во второй - с непроверяемой. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.
Цв_ток, л_сица, в_да, к_рова, м дведь, м_док, з яц, зв_рек, с_бака..
3 уровень.
Запиши слова в два столбика: в первый – с непроверяемой гласной, во второй – с проверяемой, подбери и запиши проверочные слова. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.
Цв_ток, л_сица, е_да, к_рова, м дведь, м_док, з_яц, зв_рек, с_6ака
Синтаксические упражнения.
1 уровень.
К данным словам подбери подходящее по смыслу слово из словаря.Трусливый ..., безрогая .... рыжая ..., косолапый ..., охотничья ... . Составь предложение с одним из словосочетаний.
2 уровень.
Восстанови пословицы, используя словарные слова.
1. Хорош ... – белый, а охотник – смелый. 2 .... черна , да молоко у нее бело. 3. ... – старая льстица. 4. Для ... зима – одна ночъ. 5. ... – верный друг человека.
3 уровень.
Подбери к данным словам синонимы и дополни ими пословицы.
1. За двумя ... погонишься – ни одного не поймаешь. 2. Ешь ... соломку, поминай лето. 3. Старую ... не травят молодыми собаками. 4. Два ... в одной берлоге не живут. 5. Без ... зайца не поймаешь.
Лексические упражнения.
1 уровень.
Отгадай загадки и составь словосочетания с этими словами.
1. Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам молоко дает. 2. Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. 3. В лесу живет, кур крадет. 4. С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвостик колечком. 5. Зимой беленький, летом серенький..
2 уровень.
Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение,
1. Крупное домашнее животное, которое дает молоко. 2. Крупный хищный зверь, с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами. 3. Хвост пушистый, мех золотистый. 4. В древнерусском языке было слово пес, а это слово пришло из иранских языков. 5. Небольшой пугливый зверек семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.
3 уровень.
Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этими словами рассказ на тему “В лесу”.
1. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. 2. Это слово означает “едящий мед”. 3. Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом. 4. Домашнее животное семейства псовых, родственник волку, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке на Севере. 5. Еще одно значение этого слова — пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо.
3 класс
Фонетические упражнения.
1 уровень.
Выпиши слова в которых есть мягкие согласные.
Картофель, ворона, дорога, огурец, помидор, город, сорока, язык, морковь, овощ, огород, посуда, вокруг, собака..
2 уровень.
Выпиши слова в два столбика: в первый - с глухими согласными на конце слова, во второй - со звонкими согласными на конце слова.
Огород, морковь, помидор, овощ, картофель, город, карандаш, огурец, ученик, мороз.
Весь день отец агародничал: сажал капустную рассаду, полол траву на грядках, обрезал засохшие ветки малины. В середине сентября начинают копать картофель. Пусто было в агароде: ни морковки, ни огурчика. Фрукты и оващи перед едой мойте горячей водой.
Словообразовательные упражнения.
1 уровень.
№1. Образуйте от данных слов однокоренные. Укажите, при помощи чего они образовались.
1. Этим летом в нашем парнике выросло много (огурец). 2. Дениса послали на рынок за (морковь). 3. Марина принесла с (огород) пучок укропа. 4. На кустах позднего (картофель) кое-где еще виднелись бледно-лиловые маленькие цветы с желтыми тычинками. 5. Папа принес с рынка килограмм (помидор). 6. На колхозных полях начали уборку (овощи).
№2. Составь и запиши словосочетания. Укажи падеж имен существительных.
салат
работать
сажать
помидор
вскопать
огород
ухаживать
ходить
выращивать
угощать
торговать
овощ
приготовить
морковь
купить
убирать
Морфологические упражнения.
1 уровень.
№1.Спиши предложения, вставляя подходящие по смыслу слова из словаря.
1. Оля любит есть на завтрак тертую ... . 2. Митя увидел крупные, розовые клубни ... . 3. Среди овощей нет сочней ... . 4. Сзади дома был большой ... с грядками, кустами смородины и малины. 5. Всякому ... свое время. 6. Сеня взял с тарелки соленый ... .
Запишите предложения, правильно подбирая предлоги. Подчеркните их, определите падеж существительных в скобках.
1. Леня с папой все утро работали .... (огород). 2. Мама приготовила салат ... (огурец). 3. Бабушка испекла пироги ... (морковь). 4. На обед дети ели котлеты ...(картофель). 5. На полке стояли банки ... (помидор ).
3 уровень.
№1.Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонение существительных.
Спелые помидоры, вскопать огород, вкусный огурец, торговать овощами, салат из моркови, крупный картофель.
№2. Замените предложение одним словарным словом, измените это слово по падежам.
Огородное растение, корнеплод с утолщенным оранжевым сладковатым корнем. Участок земли, где устроены грядки с овощами. Огородное растение, растущее обычно кочаном.
№2. Со словами из словаря на тему “Овощи” составьте предложения различные по цели высказывания : повествовательные, вопросительные, восклицательные.
3 уровень.
Выпишите из предложений словосочетания со словарными словами, поставьте вопрос.
Как вкусен был картофельный суп с грибами! Зайчишка-трусишка по полю бежал, морковку нашел, сидит и грызет. На гряде сорвать неплохо крупный красный помидор! До обеда Таня решила полить огуречные грядки. Дождик, дождик, посильней, огород ты наш полей! щей нет здоровья.
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(248) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка на основе этимологического анализа в 5 классе при изучении темы «Морфемика» "
["seo_title"] => string(147) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-etimologhichieskogho-analiza-v-5-klassie-pri-izuchienii-tiemy-morfiemika"
["file_id"] => string(6) "115628"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412054441"
}
}