На протяжении всего курса русского языка в начальной школе большое значение придаётся словарной работе. Эта работа охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, сфер их употребления, многозначности и переносных значений и использование новых усвоенных слов в речи. Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее и красивее его речь. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов. Непонимание смысла одного слова часто ведёт к непониманию всего содержания читаемого материала, а без усвоения слов с непроверяемым написанием нельзя в полной мере овладеть грамотным письмом. Актуальность данной темы Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приёмы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь. Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Изучение так называемых словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Поэтому необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Вместе с тем актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед словарным диктантом. Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия психологически безопасного учебного взаимодействия, т.е. будут иметь здоровьесберегающий контекст. 3 Цель и задачи разработки Цель моей работы – разработать методический материал для словарной работы на уроках русского языка по повышению орфографической зоркости при работе со словарными словами. Задачи: изучить методическую литературу по теме; выявить эффективные способы запоминания и правописания словарных слов; обобщить методику словарной работы и разработать разнообразные виды заданий для работы со словарными словами на уроках русского языка. Применение данной разработки в практике В своей методической разработке я провела анализ и описание разработанных мною разнообразных приёмов словарной работы на уроках русского языка в начальных классах. Разнообразие форм словарной работы с учётом современных методик повышает качество усвоения материала, интерес к родному языку, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию обучения. При этом у учащихся расширяется кругозор, совершенствуются речевые навыки, развивается логическое мышление, что, в свою очередь, способствует прочности усвоения материала. Все эти разработанные мною виды работ со словарными словами применяю в практике. Результатом применения данной методики является прочное усвоение детьми правописания слов. Также я разработала дидактическое пособие по организации словарной работы в 3 классе по первой части учебника «Русский язык». Автор Бунеев Р.Н. Данное пособие помогает организовать словарную работу на уроке, разнообразить её, позволяет разносторонне подходить к изучению таких слов. Пользуясь этим пособием дети узнают точное значение слова, его этимологию (происхождение), а также выполняют ряд упражнений для запоминания правописания слова. По каждому изучаемому слову даны от 5 до 8 упражнений. Это вовсе не значит, что работа с этими упражнениями должна проводиться на одном уроке. К ним я могу обращаться и во внеурочной деятельности, и в группе продлённого дня. Это пособие позволяет возвращаться к ранее изученным словам, закреплять их написание в контексте письменной речи и способствует лучшему запоминанию слова. Сюда же включена работа с пословицами, поговорками, фразеологическими оборотами и т.д. Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в классе и дома. 4 Глава I 1.1. Место, роль и содержание словарно-орфографической работы на уроке русского языка Орфографическая и орфоэпическая грамотность учащихся во многом зависит от умения учителя правильно организовать изучение новых слов на уроке. Нередко представление очередного слова происходит формально, не затрагивая интереса и эмоций учащихся, что сказывается на эффективности всей словарно-орфографической работы. Одной из причин такого формального подхода к изучению словарных слов является то, что, хотя в методических пособиях подробно характеризуются различные направления словарной работы, но в учебниках отсутствует определенная система заданий и специальных упражнений. А это приводит к обеднению представления учителя о содержании и способах ведения словарной работы, а вслед за этим – к ее крайней бедности в школе. Учителю необходимо знать все этапы работы по успешной реализации словарных слов, потому что «словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная органично со всеми разделами русского языка». Словарно-орфографическая работа, по мнению М. Р. Львова, - это «изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению, запоминание их буквенного состава, проговаривание, звуко-буквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарик…». Роль словарно-орфографической работы огромна, потому что это – неотъемлемая часть каждого урока, одно из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся. Овладеть словом – значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей, способствует глубокому усвоению программного материала и служит средством нравственного воспитания учащихся. 1.2. Наиболее эффективные этапы работы над словами с непроверяемыми написаниями Работу по освоению «словарных» слов строю в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу. Словарно-орфографическая работа должна быть направлена на: 1) обогащение речи младших школьников словами из словаря; 2) восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных им слов, оттенков значений этих слов, антонимических и 5 синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов; 3) развитие умения объяснять значения слов и понимать особенности их употребления в речи; 4) осмысленное написание изучаемого слова и его правильное употребление в устной и письменной речи. Как объяснить младшим школьникам значение и написание изучаемого слова? Для этого на этапе ознакомления важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом слова предшествовала показу его написания. В этом случае нельзя забывать и о подборе однокоренных слов, которые необходимо ввести в активный словарь ученика как с целью обогащения словарного запаса, так и с целью организации наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Познакомить учащихся с изучаемым словом желательно в начале урока, для того чтобы в дальнейшем включить слово в упражнения. Вот пример одного из вариантов выбора последовательности работы учителя и учащихся в ходе ознакомления со значением и написанием слова помидор. Первым этапом знакомства детей со словом должна стать лексическая работа. Приемы объяснения смысла слова различны. Это показ предмета или его изображения: дети рассматривают предмет, называют его словом, определяют значение и объясняют отличительные признаки. Не менее интересным приемом объяснения слова является работа с ребусом, загадкой (Растёт на грядке зелёная ветка, а на ней красные детки): ученики слушают загадку, отгадывают ее и доказывают, что отгадка подобрана верно. Однако слово может быть представлено и через текст, где дается научное или художественное описание, содержащее сообщение об основных признаках и свойствах того предмета или явления, которое названо словом. Анализ текста не только поможет учителю организовать работу по осознанию детьми лексического значения слова, но и даст верное представление о предмете или явлении окружающей действительности, обогатит память ребенка образцом научно-познавательного или художественного текста, будет способствовать развитию воссоздающего или творческого воображения. Так, учитель может предложить детям следующее стихотворение: Урожай, урожай! Наше лето провожай! Сколько красного гороха! Огурцы, как на подбор, На гряде сорвать неплохо Крупный красный помидор! Пробежишься огородом - Съешь морковку мимоходом. Е. Трутнева. После ознакомления с текстом учитель задает ряд вопросов: 1) Подготовьтесь прочитать выразительно текст. О чём он? 6 2) Что мы называем помидором? Найдите и прочитайте предложения, где говорится о помидоре? 3) Что вам понравилось в описании помидора? Какую картинку вы представили, читая текст? Каким бы вы нарисовали помидор? Далее работа над словом продолжается в форме обсуждения формулировок значений слова: 1) помидор — огородное растение, овощ; 2) помидор — округлый, красный плод этого растения. Второй этап работы над словом — его орфографический (возможно, и этимологический) анализ. Учащимся предлагается вслушаться в звучание слова помидор и определить в нем орфограммы. Учитель может записать на доске слово с пропуском букв-орфограмм: п..м..дор. Затем ученики «исследуют» возможность найти проверочное слово для каждой из пропущенных букв, в результате чего появляется цепочка однокоренных слов: п..м..дорчик, п..м..дорина, п..м..дорка, п..м..доровый, п..м..дорный ; приходят к выводу: слово помидор словарное, а значит, следует воспользоваться словарем, чтобы узнать о написании слова. Ученики всматриваются в графическое написание слова в тексте (либо в словаре), учитель вписывает пропущенные гласные в слово помидор и в однокоренные ему слова, обращает внимание на единообразное написание однокоренных слов (при этом орфографическая работа сопровождается и лексическим анализом однокоренных слов). Цепочку однокоренных слов дети записывают в тетрадь, подчеркивают гласные буквы, написание которых надо запомнить. Одновременно с орфографическим анализом может быть проведен и этимологический. Учитель может воспользоваться этимологической справкой: Слово помидор происходит от итальянского помидоро, что означает «золотое яблоко». Томатом это растение назвали перуанские индейцы. Третьим этапом работы с изучаемым словом может стать использование его в речевой практике (устной или письменной) сообразно решению задачи урока. Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. Учитель всегда может найти возможность предложить ученикам написать нужное слово, осмыслить его, составить с ним словосочетания, употребить их в предложении и тексте. Языковым материалом для проведения упражнений могут стать этимологические справки, сочетаемость слов, синонимы, антонимы, фразеологизмы, загадки, пословицы, предложения и тексты, представленные на страницах пособия по каждому изучаемому слову. Работа со словарными словами дает возможность не только активизировать и обогащать словарный запас ребенка, но и развивать умения связной речи. 1.3. Этимологический анализ – одно из средств запоминания словарных слов Изучение этимологии (происхождения и истории) слова в школе – давняя отечественная традиция, которой, к сожалению, на протяжении довольно 7 длительного времени уделялось недостаточное внимание. Однако правильное написание слова, его орфография зависит от значения слова и его структуры. Когда восстановлен утраченный образ слова в процессе этимологического анализа, тогда становится понятным и его современное написание. Школьный этимологический анализ применяется для того, чтобы пробудить у детей интерес к трудным словам, развить у них орфографическую зоркость, чтобы они легче усваивали их написание. Для этимологического анализа возьмём слово «рябина». Я, показывая цветной рисунок с изображением ветки рябины, говорю: «Слово рябина произошло от славянского слова ряб, что означало рябой, пёстрый; ведь сочетание мелких ярко – зелёных разных листьев рябины и оранжево – красных ягод этого деревца вызывает такое ощущение, что в глазах рябит». С помощью ребят составляются и записываются слова с корнем рябин-. - Как мы назовём маленькую рябину? Что нам надо, чтобы образовать слово рябинка? Как называют рябиновую рощу, заросли рябины? Что нужно, чтобы образовать слово рябинник? Сколько «н» надо писать в слове рябинник? Почему? Как мы назовём варенье, приготовленное из ягод рябины? (Рябиновое). Что возьмём для этого слова? В ходе беседы на доске и в тетрадях появляется следующая запись: рябина ряб – пёстрый, рябой рябинка рябинник рябинный рябиновое На следующем уроке дети используют данные слова в предложениях: Под рябиновым кустом цветик розовый цветёт. Рябину называют осенней красавицей. Мама приготовила на зиму рябиновое варенье. За деревней растёт целый рябинник. Рассмотрим ещё работу, которая прошла со словом иностранного происхождения – вокзал. - Ребята, вам уже говорили, что наш язык изменялся, слова исчезали, появлялись новые, старые слова вдруг становились новыми. Как вы думаете, мы пользуемся только русскими словами или и словами иностранного происхождения? (Ребята могут привести примеры нерусских слов: ранец, тетрадь, трамвай, абзац, багаж и т.д.). Теперь познакомимся со словом «вокзал». Попробуйте объяснить значение слова. (Вокзал – здание большой станции на путях сообщения). - Слово вокзал пришло к нам из английского языка. Лет триста тому назад английская дама Джейн Вокс превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала «Воксхолл» или «зал госпожи Во». Потом это слово стало означать «концертный зал на железнодорожной 8 станции». Такой зал в городе Павловске под Петербургом стали называть вокзалом. Когда была построена железная дорога из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали Вокзал. Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции России. -Записываем предложение: «На вокзале есть помещение для пассажиров – зал ожидания». Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым написанием использую замену развёрнутого определения одним словом из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса самостоятельной работы учащиеся получают задания типа «Ответить письменно одним словом: комната для занятий в школе; приём пищи в середине дня; помещение для выставки картин; узкая полоска земли, по которой движутся машины, идут люди». Или другое задание: 1. Ответить на вопросы, ответы записать. Кто продаёт билеты в кассах? Какую единицу массы составляет тысяча граммов? Как называется группа лиц, объединённых общей работой, общими интересами? Как называется рисунок в книге? 2. При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова. 1) Сообщение по телеграфу - … . 2) Килограмм – это тысяча … . 3) Смотр готовности войск - … . 4) Специалист в области земледелия и сельского хозяйства - … . 5) Огородное растение, растущее кочаном - … . 6) Домашнее животное, родственник волка - … . 7) Мальчики и девочки в раннем возрасте - … . 8) Шестой день недели - … . Как показывает практика, этимологический анализ – важное средство повышения грамотности. Это и понятно: при сознательном, интересном усвоении чего бы то ни было, степень запоминания значительно повышается. Немаловажно и то обстоятельство, что всякая сознательная работа приносит человеку большое моральное удовлетворение, чем механическая. Итак, этимологический анализ слова играет большую роль в запоминании непроверяемых написаний. 1.4. Использование приёмов эйдетики и мнемотехники для формирования и совершенствования орфографического навыка. Вот уже последние несколько лет я активно использую методы эйдетики и мнемотехники. Применяя эти методы на уроках русского языка я убедилась в их эффективности в повышении грамотности учащихся. «Эйдос» по-гречески образ. Эйдетизм является разновидностью образной памяти, выраженной в сохранении ярких, наглядных образах предметов по прекращению их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их. Эйдетической способностью в разной мере обладают все люди, но 9 именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы. Именно в начальной школе у детей преобладает образная память. Такую психическую особенность можно с успехом использовать для запоминания правописания словарных и других трудных для написания слов. Суть этого метода в том, чтобы с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспомнилось, и дети были уверены, какую именно букву в нём надо писать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких делах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом. Эйдетика включает в себя систему игровых упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, воображения. В играх и упражнениях используется присущая каждому ребёнку способность к воображению. Дети быстро и с энтузиазмом входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют. При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти. Приёмы эйдетики можно использовать непосредственно на уроке. Для этого и существуют игры: «На что похоже буква», «Расшифруй эти жесты», «Превращения слов», «Как образуются слова», «Дорисуй букву», «Измени одну букву – изменится слово», загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Таким образом, они знакомятся с самыми простыми приёмами эйдетики и мнемотехники, а самое главное учатся творчески мыслить, то есть нестандартно, нешаблонно. Играя, дети привыкают внимательно вглядываться в каждое слово, рассматривая его с разных сторон. Порой у детей появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова. Даже если этот образ неправильный, опираясь на него, можно легко привести детей к правильному выводу. Например, при обращении к словарному слову пассажир, дети сразу видят легко выделяемое слово жир. Возникает проблемная ситуация: что именно в этом слове нужно запоминать. Приходим к выводу, что «и» здесь не опасное место, а вот «асса» надо запомнить. Затем постепенно приходим к составлению мини-сказки: пассажир перед поездкой берёт билет в кассе. Получается ребус. Дети обязательно должны его нарисовать. Это может быть их домашним заданием. к пассажир Теперь у детей есть на что опереться для правильного написания этого слова. С помощью этих методов мне удалось повысить качество знаний учащихся по русскому языку. Такого результата я добилась благодаря использованию опорных слов-подсказок. 10 «Подсказка-образ» должен быть ярким, смешным, нереальным, фантастическим, даже несуразным, например, салют из сала. Лучше, если дети представят какое-то действие, запах, включат тактильные и вкусовые ощущения. Например, мини-сказка: «Женщина варит щи. Она хорошая хозяйка. Дома вкусно пахнет щами. Они горячие. Идёт пар. Семья любит кушать щи». Кроме всего прочего, у детей вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу, этимологии. Дети учатся думать, рассуждать, дискуссировать над словом. Иной раз дети путают слова-подсказки с проверочными словами, например, думая, что белая и берёза – это родственные слова. В таких случаях я объясняю детям, что это просто подходящее к данному слову слово-образ. Приёмы и методы запоминания слов можно разделить на несколько групп: 1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Багаж – носильщик на вокзале говорит: «Ага, тяжёлый багаж!». Базар – бабы на базаре. Берёза – белая берёза. Завод – завтра на завод. Завтрак – «На завтрак - рак, кричи ура. Запад – на западе солнце падает. Квартира – Ква-ква! Хорошая квартира!» - квакает лягушка. Капуста – капли капают на капусту: кап, кап, кап. Комната – комната у Наты. Лопата – лопата лопнула. Коридор – Коля и Ира в коридоре. Медведь – мёд ведает. Малина – маленькая ягодка малинка. Месяц – ясный месяц. Осина – осина красива осенью. Пальто – Павел в пальто. Петух – Петя, Петя, петушок. Помидор – помни милый помидор. Рабочий, работа – раб работает. Ребята – ребята решают ребус. Рисунок – на рисунке нарисован рис. Сапоги – Саша в сапогах. Сегодня – сегодня я играю в сего. Собака – собака лаяла на о. Соловей – соловей поёт соло. Суббота – в субботу две подружки Барбара и Бабетта идут в гости. Тарелка – тарелка – это тара. Тетрадь – тетрадь по-гречески тетра. Топор – топор топает: « Топ! Топ!» 11 Улица – на улице встречают знакомые лица. Ученик – учение; честно учится. Хорошо, хороший – у нас в школе хороший хор. Язык – ябеда показывает язык. 2. В слове спряталось другое слово. Вдруг – друг Горизонт – гори, зонт! Лисица – братец Лис Облако – лак Платок – плат Винегрет – вино не гретое Трамвай – трамвай съело чудовище – ам! Ужин – ужи на ужин Топор – топ Иногда – иногда не чувствую ног Карандаш – кара Орех – ор Потом – пот Работа – раб Человек – чело Базар – база Балкон – бал Баран, баранка, барабан – бар Ворота – вор Газета – газ Кровать – кров Метро – метр Мечта – меч Печаль – печь Пример – Рим Ромашка – Рома Фамилия – ноты фа и ми Фонарь – фон Ягода – год Яблоко – блок 3.Графические ассоциации / по схожести изображения / Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке. 4. Составление ребусов. Чтобы совершенствовать мыслительный аппарат ребёнка, развить его находчивость, сообразительность, умение логично рассуждать, нужно обязательно с ним составлять ребусы. Это отличная гимнастика для развития интеллекта ученика. 12 Глава II 2.1. Виды работ со словарными словами для 1 класса В начальном курсе грамматики, правописании и развитии речи большое значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Первоклассники знакомятся с правописанием таких слов, как барабан, баран, ветер, воробей, диван, ещё, заяц, капуста, картон, коньки, корзина, корова, машина, обед, огород, помидор, сапоги, собака, сорока, суббота, топор, хорошо, что, шёл, яблоко, яблоня, ягода. Словарно-орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописание слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами. Работу над словарными словами начинаю в букварный период. Провожу слого-звуковой анализ. А со второго полугодия первого класса провожу систематическую работу над усвоением детьми словарных слов. Для этого использую разнообразные виды работ с изучаемыми словами: 1. Загадки: Дружит с солнышком весной – Тихий, ласковый такой… А зима завьюжит – Он с морозом дружит. В трубах завывает, С ног меня сбивает! (Ветер) В огороде вырастаю. А когда я созреваю. Варят из меня томат, В щи кладут и так едят. (Помидор) Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для неё готовим кадки И крупной соли пол-мешка. (Капуста) Длинное ухо, Комочек пуха, Прыгает ловко, Грызёт морковку. (Заяц) 13 По горам, по долам ходят шуба да кафтан. (Баран) Не говорит, не поёт, А кто к хозяину идёт – она знать даёт. (Собака) Четыре ходунка, два бодунка и один хлестун. (Корова) Длиннохвостая она, со спины черным черна. Брюхо белое да плечи. Тарахтенье вместо речи. Хоть кого увидит – вмиг поднимет стрекот-крик. (Сорока) Мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, крохи подбирает, По полям ночует, зерно ворует. (Воробей) Хоть и ростом невелик, А к почтению привык: Перед ним дубы и клёны, И берёзы бьют поклоны. (Топор) Деревянные подружки пляшут на его макушке, Бьют его, а он гремит – в ногу всем шагать велит. (Барабан) Отгадай загадку: кто мы? В ясный день сидим мы дома, Если дождь - у нас работа – Топать-шлёпать по болотам. (Сапоги) Пьёт бензин, как молоко, может бегать далеко. (Машина) Два коня у меня, два коня. По воде они возят меня. А вода твёрдая, Словно каменная! (Коньки) Была зелёной, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. (Ягода) Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие дети. (Яблоко) 14 Не родная маменька, а гостинец подарила. (Яблоня) Он работе – первый враг, Он лентяям очень рад: Отдохнут пускай на нём, Ну а дело – подождёт! Как на нём легко сидится, И приятно, сладко спится! Спинка мягкая, подушки… Что ещё для счастья нужно? (Диван) Когда за грибами Ты в рощу идёшь, Её непременно С собою берёшь. (Корзина) 2. Из слогов составь слово. ба со ка (собака) зи на кор (корзина) мо ко ло (молоко) ми по дор (помидор) бан ра ба (барабан) пус ка та (капуста) бей во ро воробей) ка ро со (сорока) тон кар (картон) о род го (огород) шо хо ро (хорошо) ко ло яб (яблоко) яб ня ло (яблоня) ро ва ко (корова) ги по са (сапоги) ши ма на (машина) 3. Из каких слов выпали гласные. . г . д . к . рт . н б . р . н т . п . р . г . р . д х . р . ш . к . ньк . с . п . г . д . в . н 4. Первый слог потерялся. …зина …рошо …рока …поги …шина …бед …бака …рова …рабан 5. Выписать слова, где ударение падает на первый слог. (Ягода, капуста, помидор, город, заяц, баран, ветер) 15 6. Выписать слова, где ударение падает на второй слог. (Сорока, хорошо, корова, яблоня, корзина…) 7. Выборочный диктант. Учащиеся записывают только словарные слова. Это наиболее эффективный приём, с помощью которого формируется умение находить слова с непроверяемыми написаниями. Собака – друг человека. Я живу в городе Чебоксары. Холодный ветер налетел на дерево. Света помогает бабушке ухаживать за коровой. Собаки увидали кошку и бросились за ней. Воробей уселся высоко на ветке дерева. В такое время хорошо гнать метлой грязную воду в канавах. 8. Дописывание предложений. Чебоксары – чистый и красивый ….(город) В конуре лежит …(собака) В зале мы поставили новый …(диван) Рыба в воде, а в траве - …(ягода) Зимой мы будем кататься на …(коньках) Грибы и ягоды мы собирали в …(корзину) Мне мама купила резиновые …(сапоги) 9. Выписать двусложные слова из словаря. (Топор, …) 10. Выписать трёхсложные слова из словаря. (Капуста, …) 11. Выписать из словаря слова, в которых только буквы твёрдых согласных звуков (Хорошо, …) 12. Выписать из словаря слова, в которых есть «принцессы» (буквы е,ё,ю,я). (Ягода, заяц, …) 13. Образование единственного числа из множественного или наоборот. (Барабан, корзина, машина, топор, воробей, помидор) барабан – барабаны машина – машины воробей – воробьи корзина – корзины топор – топоры помидор – помидоры 14. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот. (Суббота, ещё, топор, огород, заяц, ветер, обед) 14. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот. (Суббота, ещё, топор, огород, заяц, ветер, обед) 16 15. Выпиши слова, которые начинаются с буквы согласного мягкого звука. (Сапоги, ветер, собака, яблоня, диван, что, шёл, воробей) 16. Выпиши слова, которые начинаются с буквы согласного твёрдого звука. (Картон, яблоко, ветер, топор, диван, хорошо, машина, капуста) 17. Приведи примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге. 18. Выборочный ответ. В последнее время в начальной школе стали применяться элементы программированного обучения, в частности, выборочный ответ. Суть его в том, что, предлагая учащимся задание(упражнение, вопрос), учитель сопровождает его несколькими ответами, из которых один правильный, а остальные неправильные. Учащиеся должны выбрать правильный ответ. Н – р: с . рока 1)а 2)о 3)и 18.Запишите слова, в которых встречается буква р. 2.2. Виды работ со словарными словами для второго класса Список словарных слов: алфавит, артист, берёза, вдруг, весело, вокруг, воробей, город, граждане, гражданин, громко, девочка, дорога, иногда, карандаш, мальчик, мороз, Москва, народ, овощи, однажды, Отечество, погода, потом, работа, ранец, рассказ, ребята, Россия, русский, рябина, сегодня, сколько, скоро, слева, сначала, собака, столько, театр, тетрадь, тогда, только, трамвай, улица, ученик, учитель, учительница, человек, язык. Во втором классе работа над словарными словами усложняется. 1. Найти в словах парные согласные. Выписать их из словарика. (Город, вдруг, мороз, рассказ, тетрадь, язык, народ) 2. Расположить слова в алфавитном порядке. (Человек, сначала, ранец, Россия, погода, дорога, артист, однажды, девочка) 3. Выписать только те слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? (Берёза, весело, учитель, сегодня, тетрадь, иногда, театр, ученик, девочка) 4. От указанного слова образовать родственные слова. Воробей, воробьиный, воробушек. Берёза, берёзка, берёзовый, берёзонька. Мороз, морозит, морозильник. Артист, артистка, артистичный. 17 Работа, работник, рабочий, безработный. Москва, московский, москвич. Рябина, рябинник, рябиновое, рябинушка. 5. Группировка и запись слов по орфографическим признакам. Учащиеся записывают слова в два столбика: в первый – с буквой безударного гласного а, а в другой – с буквой безударного гласного о. (Трамвай, дорога, Россия, работа, народ, гражданин, вокруг, овощи, иногда, тогда, скоро, рассказ, сначала, артист) трамвай дорога работа Россия народ вокруг гражданин овощи рассказ иногда сначала тогда артист скоро 6. Ответы на вопросы. 1) Каких домашних животных вы знаете? (Собака) 2) Что едет по шоссе? (Машина) 3) Кто рисует зимой узоры на окне? (Мороз) 4) Кого мы видим на сцене театра? (Артиста) 5) Как называется столица России? (Москва) 6) Чем не советуют спешить? (Языком) 7. Комментированное письмо с пословицами и поговорками. 1) Язык у сплетницы длиннее лестницы. 2) От лени – болезнь, от работы – здоровье. 3) Берёзой согреешься, а не оденешься. 4) Москва слезам не верит, ей дело подавай. 5) Русский человек без родни не живёт. 6) Скоро дерево садят, да не скоро с него плоды едят. 7) Весело поётся, весело и прядётся. 8) Собака кусает не для сытости, а для лихости. 9) Без мороза вода не замёрзнет. 10) Ученику – удача, учителю – радость. 11) Плохой карандаш лучше плохой памяти. 12) Слово как воробей, вылетит, не поймаешь. 8. «Цепочка». Записать 10 слов: последняя буква первого слова становится первой буквой следующего слова. (Вдруг, город, дорога, алфавит, театр, ребята, артист, только, овощи, иногда) 18 Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре не сложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений, помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные. Вот некоторые упражнения, которые можно использовать. 9. Составить предложения по опорным словам. (Артист, театр, Москва; ребята, собака, дорога; девочка, мальчик, громко, улица) 10. Составить предложения с данными словосочетаниями. Н-р: шустрый воробей длинная дорога чистая тетрадь интересный рассказ трескучий мороз прилежный ученик 11. Придумать и записать словосочетания со словарными словами. Берёза – берёза кудрявая работа – работа интересная Ребята – ребята радостные дорога – дорога извилистая Артист – артист талантливый город – город шумный Народ – народ дружный карандаш – карандаш цветной 12. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения. Ребята в книге Воробей в школе Овощи на улице Учитель в небе Рассказ в огороде 13. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. 14. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос. Кто видел цветущую берёзу? Я приехал в свой родной город. Старый учитель жил один. Лук растёт в огороде. 15. От словарных слов образовать слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? 19 Учитель - учительский, учительская, учительское. Москва – московский, московская, московское. Воробей – воробьиный, воробьиная, воробьиное. Ученик – ученический, ученическая, ученическое. Народ – народный, народная, народное. Весело – весёлый, весёлая, весёлое. Громко – громкий, громкая, громкое. Мороз – морозный, морозная, морозное. 16. «Сказочный» диктант. О каких героях сказок идет речь? Отгадайте и запишите их. 1. В сказке «Бременские музыканты» главные герои: Осёл, Кот, Петух и …(Собака) 2. Куда ушли родители, наказав дочери: «Береги братца, не ходи со двора».(Работа) 3. Главные герои сказки «Приключения Чиполлино». (Овощи) 4. Кто наградил Рукодельницу золотом? (Мороз) 5. Что показывает клубок Ивану-царевичу в сказке «Василиса Прекрасная»?(Дорогу) 17. «Догадайся». ( Ранец, работа, рассказ) 18. «Волшебная лесенка». Подберите слова из словаря и заполните «лестницу». (Город, дорога, погода, воробей) (Язык, мороз, ребята, рассказ, граждане, Отечество) 20 Ответьте на вопросы и заполните «Лесенку». Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык) Заплечная сумка, школьная принадлежность. (Ранец) Домашняя … (работа). Порядок букв, принятый в азбуке. (Алфавит) Человек, живущий в данном государстве. (Гражданин) 19. Словарные квадраты. Про какие предметы можно сказать так: Свежие, солёные, законсервированные … (овощи). Великий, талантливый, русский … (народ). Кукольный, драматический …(театр). Тихая, узкая, деревенская … (улица). Лютый, страшный, февральский … (мороз). Современный, шумный, областной … (город). 20. «Смешанный» кроссворд. Вставьте в кроссворд пропущенные слова. 21 Слово не ______, вылетит – не поймаешь. (Воробей) ______ человек без родни не живёт. (Русский) Бабушка, женщина, девушка, _____. (Девочка) ______ судят не по одежде, а по уму. (Человек) На заводе без него встанет производство. (Рабочий) 21. «Сквозное слово» 1. Развернули дети голубые сети, Но за партой, а не в речке, Не на рыб, а на словечки. (Тетрадь) 2. Интересный, поучительный, юмористический … (рассказ). 3. На странице букваря Тридцать три богатыря, Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. (Алфавит) 4. Столица нашей великой Родины. (Москва) 5. Кругом, около. (Вокруг) 6. Тот, кто занимается публичным исполнением произведений искусства. (Артист) 7. Время от времени, порой. (Иногда) 22. 22. 22 По горизонтали: 6. Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (Собака) 7. Всё объясняет, помогает и проверяет. (Учительница) 8. Русский, английский, немецкий …(язык). 9. Неожиданно, внезапно. (Вдруг) 10. Шустрая, маленькая, серая птица … (воробей). 11. Шоссейная, асфальтированная, широкая …(дорога). По вертикали: 1. Тот, кто учится в школе. (Ученик) 2. На пеньке растут опята – Очень дружные … (ребята) 3. Время от времени, иной раз. (Иногда) 4.Ученическая сумка, портфель. (Ранец) 5. Крупный населённый пункт. (Город) |