Просмотр содержимого документа
«Схема « современные технологии»»
Физическая культура личности — это уровень сформированности правильного отношения человека к своему здоровью и физическому состоянию, обусловленный образом жизни, системой сохранения здоровья и физкультурно-спортивной деятельностью, знанием о единстве гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил (Б. Т. Лихачев). Здоровый образ жизни представляет собой образ жизни, положительно влияющий на здоровье личности.
В настоящее время состояние здоровья современных школьников является серьезной проблемой, которая выступает важной основой актуальности физического воспитания личности.
В качестве причин неудовлетворительного состояния здоровья школьников выделяют плохую наследственность, негативное влияние экологии, рост алкоголизма, табакокурения и др.
В свое время В. А. Сухомлинский говорил: «85% всех неуспевающих не успевает по причине плохого здоровья».
Физическое воспитание - целенаправленное и планомерное управление формированием физически и психически здоровой личности, обладающей основами здорового образа жизни, умеющей противостоять неблагоприятным внешним воздействиям. Сформулированы следующие основные задачи физического воспитания в начальных классах:
укрепление здоровья;
правильное физическое развитие, повышение умственной и физической работоспособности;
развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
гигиенические факторы (режим дня, гигиена жилища, одежды обуви и др.).
В настоящее время в педагогике сложилась определенная система работы по физическому воспитанию школьников:
1) диагностика здоровья школьников;
2) предупреждение переутомляемости учащихся, сохранение их работоспособности:
составление расписания в соответствии с гигиеническими требованиями; дозировка объема домашнего задания, исходя из возрастных особенностей детей;
соответствие мебели, оборудования, микроклимата класса возрасту учащихся;
уроки физической культуры, физкультминутки, гимнастика организованное проведение перемен;
3) внеклассная работа по физическому воспитанию:
физкультурные кружки;
спортивные секции;
подвижные игры;
соревнования: экскурсии;
туристские походы;
праздники и спартакиады и др.
4) внешкольная работа по физическому воспитанию;
5) система физического воспитания в семье.
Определены критерии физической воспитанности школьников:
соответствующие возрасту учащихся двигательные качества, умения и навыки выносливость, ловкость, способность выдерживать нагрузки в беге, подтягивании, упражнениях;
закаленность организма ребенка;
здоровье;
владение умениями и навыками, необходимыми для активного участия в спортивных играх.
Целесообразно представить определенные показатели физической воспитанности обучающихся:
систематическая физзарядка;
тщательное соблюдение личной гигиены;
четкая организация труда и отдыха, полезное для тела и духа проведение свободного времени;
последовательное проявление нравственной принципиальности и нетерпимости к злу;
развитая способность эстетического наслаждения содержанием и формой человека, прекрасного в своей физической деятельности.
Следует отметить, что физическое воспитание тесно взаимосвязано с другими направлениями воспитания личности: нравственным, умственным, трудовым, эстетическим.
К формам организации физического воспитания школьников относятся:
физкультурные занятия;
физкультурно-оздоровительные (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями);
повседневная работа по воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, самостоятельные занятия школьников различными видами физических упражнений, праздники).
Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня школьного учреждения.