Системный подход в развитии интеллектуальных способностей одаренных детей
Системный подход в развитии интеллектуальных способностей одаренных детей
Интеллект - это совокупность способностей, которые характеризуют уровень и качество мыслительных процессов личности.
Выражением наиболее развитой формы интеллекта является направленное проблемное мышление. Оно создаёт новое знание для освоения окружающего мира. Так происходит и в развитии всего человечества, и в развитии каждого ребёнка.
Возникает вопрос, как должно протекать развитие интеллекта, чтобы каждый был наилучшим образом подготовлен? Нам известно, что врождённым может быть не интеллект, а только некоторые необходимые задатки интеллекта и интеллектуального развития. Они называются задатками, лежащими в основе развития способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Системный подход в развитии интеллектуальных способностей одаренных детей»
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛИКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Интеллект - что это такое?
Интеллект - это совокупность способностей, которые характеризуют уровень и качество мыслительных процессов личности.
Выражением наиболее развитой формы интеллекта является направленное проблемное мышление. Оно создаёт новое знание для освоения окружающего мира. Так происходит и в развитии всего человечества, и в развитии каждого ребёнка.
Интеллект каждого отдельного человека есть индивидуальная система его умственных способностей и выражается в умениях, которые становятся зримыми в деятельности. По деятельности можно судить об интеллектуальных способностях и протеканию умственных процессов у человека. Но уровень отдельных способностей личности еще мало говорит об интеллектуальном уровне в целом. В жизни известны, например, блистательные люди - счетчики, но из-за низкого развития остальных способностей они плохо справлялись с заданиями в других видах деятельности.
Способности человека в системе интеллекта тесно связаны между собой и развиваются похожим образом. Основой для развития способностей является деятельность. Та или иная способность проявляется и развивается в деятельности совместно с другими способностями.
Различие требований к индивидууму приводит в процессе развития личности к интеллектуальным различиям между людьми. Отсюда, если родители получили школьное образование намного ниже среднего уровня, а также не имели дела с серьёзными интеллектуальными задачами на работе (водители, лесники, сельские рабочие, шахтеры) и, наоборот, те, кто имел продолжительное школьное образование, далее высшее, имел дело с решением
интеллектуальных проблем (научные эксперты, химики, электротехники, машиностроители, медицинские работники), то такие семьи в дальнейшем совершенно не одинаково влияют на умственное развитие своих детей. Всё это доказывает, что степень развития интеллекта и таким образом интеллектуальные различия между людьми изначально определяются и объясняются их общей жизненной ситуацией.
Возникает вопрос, как должно протекать развитие интеллекта, чтобы каждый был наилучшим образом подготовлен? Нам известно, что врождённым может быть не интеллект, а только некоторые необходимые задатки интеллекта и интеллектуального развития. Они называются задатками, лежащими в основе развития способностей.
Психолог С.Л.Рубинштейн («Основы общей психологии») подчеркивал: «Между задатками и способностями существует большая разница, между ними лежит весь путь развития личности».
По данным современной науки, к важнейшим базовым компонентам человеческого интеллекта относятся:
а) объём памяти, особенно объём кратковременной памяти;
б) время, в течение которого информация удерживается на поверхности сознания. В среднем она составляет 5-6 секунд, иногда значительно дольше.
в) способность организма к адекватному кодированию и декодированию поступившей или поступающей информации.
Но они не есть еще человеческий интеллект, хотя именно эти базисные компоненты важно знать и учитывать в учебно-воспитательном процессе.
Обычно считается, что умственные способности человека можно измерить с помощью теста на интеллект. Анализ результатов позволяет сделать два вывода: во-первых, по ним можно судить о том, как некая личность сравнительно со своими ровесниками справляется с заданиями аналитико-синтетического характера: лучше, так же или хуже, чем они. Во-вторых, такая личность будет решать и другие интеллектуальные задачи, включающие такие операции.
Тесты на интеллект измеряют только владение мыслительными операциями и лишь в сравнении с другими людьми.
Что такое одарённость?
Одарённость основывается на совокупности особых качеств личности.
Совокупность врождённых способностей при условии их постоянной и упорной тренировки допускает развитие способностей человека в различных направлениях. Развитие способностей зависит от соответствующего уровня развития индивидуальных качеств личности и от объективных условий, при которых протекает её деятельность.
Таким образом, способности являются результатом индивидуального развития личности.
Для типичных способностей характерны следующие направления:
Осуществление теоретической и научно - технической деятельности;
Овладение родным и иностранными языками;
Осуществление деятельности, связанной с искусством;
Реализация психомоторной деятельности, включая спортивную и технико-прикладную;
Управление коллективами и отдельными личностями.
Постоянное повышение качества образования - основа для дальнейшего развития способностей во всех областях.
Развивать и поощрять способности!
Выявление особых способностей требует, во-первых, знания биографии детей. При этом необходимо учитывать общую обстановку, окружающую ребенка дома и в школе, относиться с уважением к его занятиям тем делом, к которому у него есть способности.
Определённую пользу приносит также тестирование интеллекта, т.к. оно дает понятие об уровне развития умственных способностей общего характера.
Другую возможность выявить одаренных предоставляют результаты, которых добились дети одного возраста.
Высокие творческие достижения ни в коем случае не являются результатом одного лишь мышления, они есть продукт настойчивости, неуклонного стремления к цели, огромного напряжения воли и пренебрежения многими препятствиями и ограничениями.
Даже невысокий уровень владения способностями можно значительно повысить благодаря направленному педагогическому воздействию и благоприятному влиянию окружающей среды.
На умственное развитие человека, оцениваемое с точки зрения творческих результатов и при помощи тестов, на развитие интеллекта особое влияние могут оказать такие цели:
внести личный вклад в прогресс всего общества, в дело укрепления отечества;
достичь подлинно созидательных результатов, найти или открыть что-либо новое;
как можно больше отдавать другим, приносить пользу людям, оставить свой след в жизни;
найти дело, которому можно было бы отдать всего себя.
Прогресс в умственном развитии, напротив, незначительный, если деятельность человека определяется иными целями, как: наслаждаться жизнью, настоящая жизнь - своё свободное время, использовать все возможности, чтобы иметь как можно больше денег.
Стимулирование умственной активности требует учета внутренних особенностей, т.е. учета уровня умственного развития и установок, свойственных данной личности.
Помощь в развитии дарований человека будет эффективной лишь при условии, что он поймёт, насколько важно для него достижение высокого уровня
развития своих способностей. Человек должен сознавать, какой вклад он, благодаря этому, сможет внести в общественный прогресс. Постоянные цели, которые ставит перед собой человек, помогают ему соотнести развитие способностей со своими жизненными перспективами, преодолеть трудности, возникающие на пути их достижения (и большое количество занятий ...)
Необходимо учитывать и качества личности общего характера, которые проявляются в процессе деятельности. К ним относятся: система ценностей личности, стабильность интересов и мотивов, наконец, такие качества, как настойчивость, готовность действовать и напряженно работать в той области, в том направлении, для которого есть все задатки.
Значение питания
Недостаток питания оказывает на учебу серьёзное тормозящее воздействие. Оно выражается в:
пропуске занятий по болезни;
недостаточном прилежании из-за сниженной мотивации, несобранности, чрезмерной напряженности;
пониженной активности и апатии, которые еще усиливаются вследствие того, что взрослые, особенно учителя, недостаточно привлекают этих
детей к умственной деятельности. В обществе, где гарантировано полноценное питание детей и их матерей еще со времени беременности, это создаёт базу для нормального развития интеллекта.
Признаки, отличающие способных учеников
Одаренные дети, как правило, очень активны и всегда чем-либо заняты.
Они настойчиво преследуют поставленные перед ними цели.
Одаренные дети хотят учиться и добиваться настоящих успехов.
Они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью.
Одаренные дети умеют критически рассматривать окружающую их действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений.
Они задают множество вопросов.
Урок особенно интересен для них тогда, когда используется исследовательский метод.
Одарённые дети в большинстве случаев умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти важные источники информации. Они заинтересованы в самостоятельном получении знаний.
В сравнении со своими сверстниками они лучше умеют раскрывать отношения между явлением и сущностью, индуктивно и дедуктивно думать, манипулировать логическими операциями, систематизировать, классифицировать и обобщать их.
Многие их них ставят перед собой задачи, выполнение которых потребует много времени,
Коллективное воспитание стимулирует у ребят готовность и стремление к само- и взаимовоспитанию. Воспитание в коллективе и через коллектив особенно важно для формирования способностей, т.к. способствует становлению тех качеств, которые наиболее востребованы обществом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойко В. Растет ребенок…/ сост. Я.Л. Сухотин. – Л.: Лениздат, 1982.-64с. 4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М.: Педагогика, 1973.- 117с. 5. Винокурова Н.К. Магия интеллекта, или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых.- М.: Эйдос, 1994.- 153с.