Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс «Системно-деятельностный подход обучения на уроках русского языка»»
Мастер – класс
«Системно-деятельностный подход обучения
на уроках русского языка»
«Урок как дорога в будущее»
Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты не попал,
И по какой распутице
Дорога та, что сам искал
Вовек не позабудется.
Н .Рыленков
Для жизни, а не для школы учимся мы.Сенека
Системно-деятельностный подход
В современных условиях перехода на новые ФГОС системно-деятельностный подход является основным подходом в обучении.
Почему выбран именно деятельностный подход?
Как реализовать его в своей практике?
На эти вопросы мы вместе постараемся дать ответ
Назовите ключевые слова
деятельностного подхода на уроках
искать
думать
сотрудничать
системно-деят. подход
действовать
исследовать
адаптироваться
Системно-деятельностный подход
Системный подход —
это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов.
Деятельностный подход
позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.
Актуальность
выбранной темы состоит в том, что использование в практике системно-деятельностного подхода позволяет учителю грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания
Цель мастер-класса
Изучить и использовать приёмы, формы и методы системно-деятельностного подхода в обучении учащихся как средства повышения продуктивности современного урока.
Научиться проектировать уроки с применением системно-деятельностного подхода при активном взаимодействии всех участников занятия.
Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
На уроках русского языка, на этапе «Мотивация», использую приемы: «Удивляй», «Поздоровайся глазами», «Ладошка желаний» и т.д.
«Поздоровайся глазами»
Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. Этот прием заключается в том, что поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом прошу каждого ученика глазами показать, какое у него сегодня настроение.
«Ладошка желаний»
Повернитесь друг к другу, прикоснитесь ладошками и мысленно загадайте желание.
Цель: позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться.
На этапе «Актуализация знаний», создаю проблемную ситуацию
- У вас на столе карточки. Вам нужно в каждой группе найти лишнее слово и объяснить свой выбор.
мороз
разбудить
школа
лесной
весёлый
писать
я
ты
книга
оно
интересный
читать
Я, ты, оно
Постановка проблемного вопроса.
- Эти слова вы не отнесли ни к существительным, ни к прилагательным, ни к глаголам. К какой же части речи относятся эти слова? Давайте разберемся.
Этап «Открытия нового знания»
Цель : решение устных задач и обсуждение проекта её решения.
Способы: диалог, групповая или парная работа.
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
Организация самостоятельной исследовательской деятельности.
Выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.
Этап «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль»
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
Выполняется письменно;
Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
Этап использования полученных знаний на практике
Прием «Жокей и лошадь». Учащиеся делятся на «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
У «жокеев» и «лошадей» части высказываний имеющих непосредственное отношение к нашей учительской работе. Предлагаю Вам собрать их воедино и представить общему вниманию.
«Вся радость творчества /– в возможности делиться»
«В любой работе / - есть место творчеству» (С.Довлатов )
«Творческая работа – это прекрасный, необычайно /- тяжелый и изумительно радостный труд» (Н.А.Островский)
«Великая цель образования / – это не знания, а действия». (Г Спенсер)
Какое из высказываний наиболее подходит
к теме нашего мастер – класса?
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться , а тем самым овладеть базовыми учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание. Значит, прежде всего, на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации , чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
Использование полученных знаний на практике для мастер-класса
Системно-деятельностный подход обеспечивает:
1. Развитие личностногопотенциала школьника.
2. Формирование готовностиличности к саморазвитию и непрерывному образованию.
3. Проектирование и конструированиесоциальной среды развития обучающихся в системе образования.
психологических и физиологических особенностей обучающихся.
6. Применениепри изучении любого предмета
7. Сочетается с различнымисовременными образовательными технологиями
8. Обеспечение болеепрочного усвоения знаний учащимися
Рефлексия. Приём «Дорожка успеха»
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Отметьте, на каком этапе вы сейчас находитесь. В этом вам поможет «Дорожка успеха»
Вывод
Основная идеясистемно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).