kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер – класс «Системно-деятельностный подход обучения на уроках русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях перехода на новые ФГОС системно-деятельностный подход является основным подходом в обучении.

Почему выбран именно деятельностный подход?

Как реализовать его в своей практике? 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс «Системно-деятельностный подход обучения на уроках русского языка»»

Мастер – класс «Системно-деятельностный подход обучения  на уроках русского языка» «Урок как дорога в будущее» Пока идёшь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты не попал, И по какой распутице Дорога та, что сам искал Вовек не позабудется. Н .Рыленков Для жизни, а не для школы учимся мы.  Сенека

Мастер – класс

«Системно-деятельностный подход обучения

на уроках русского языка»

«Урок как дорога в будущее»

Пока идёшь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты не попал,

И по какой распутице

Дорога та, что сам искал

Вовек не позабудется.

Н .Рыленков

Для жизни, а не для школы учимся мы. Сенека

Системно-деятельностный подход В современных условиях перехода на новые ФГОС системно-деятельностный подход является основным подходом в обучении. Почему выбран именно деятельностный подход? Как реализовать его в своей практике?  На эти вопросы мы вместе постараемся дать ответ

Системно-деятельностный подход

В современных условиях перехода на новые ФГОС системно-деятельностный подход является основным подходом в обучении.

Почему выбран именно деятельностный подход?

Как реализовать его в своей практике? 

На эти вопросы мы вместе постараемся дать ответ

Назовите ключевые слова деятельностного подхода на уроках искать думать сотрудничать системно-деят. подход действовать исследовать адаптироваться

Назовите ключевые слова

деятельностного подхода на уроках

искать

думать

сотрудничать

системно-деят. подход

действовать

исследовать

адаптироваться

Системно-деятельностный подход Системный подход  — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход   позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

Системно-деятельностный подход

Системный подход  —

это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов.

Деятельностный подход

позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

Актуальность  выбранной темы состоит в том, что использование в практике  системно-деятельностного подхода позволяет учителю грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия»  нового знания  

Актуальность

выбранной темы состоит в том, что использование в практике  системно-деятельностного подхода позволяет учителю грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия»  нового знания  

Цель мастер-класса Изучить и использовать  приёмы, формы и методы системно-деятельностного подхода в обучении учащихся как средства повышения продуктивности современного урока. Научиться проектировать уроки с применением системно-деятельностного подхода при активном взаимодействии всех участников занятия.

Цель мастер-класса

Изучить и использовать  приёмы, формы и методы системно-деятельностного подхода в обучении учащихся как средства повышения продуктивности современного урока.

Научиться проектировать уроки с применением системно-деятельностного подхода при активном взаимодействии всех участников занятия.

Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности.

Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3) Выявление места и причины затруднения.

4) Построение проекта выхода из затруднения.

5) Реализация построенного проекта.

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8) Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.

На уроках русского языка, на этапе «Мотивация», использую приемы: «Удивляй», «Поздоровайся глазами», «Ладошка желаний» и т.д. «Поздоровайся глазами» Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. Этот прием заключается в том, что поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом прошу каждого ученика глазами показать, какое у него сегодня настроение. «Ладошка желаний» Повернитесь друг к другу, прикоснитесь ладошками и мысленно загадайте желание. Цель: позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться.

На уроках русского языка, на этапе «Мотивация», использую приемы: «Удивляй», «Поздоровайся глазами», «Ладошка желаний» и т.д.

«Поздоровайся глазами»

Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. Этот прием заключается в том, что поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом прошу каждого ученика глазами показать, какое у него сегодня настроение.

«Ладошка желаний»

Повернитесь друг к другу, прикоснитесь ладошками и мысленно загадайте желание.

Цель: позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться.

На этапе «Актуализация знаний», создаю проблемную ситуацию - У вас на столе карточки. Вам нужно в каждой группе найти лишнее слово и объяснить свой выбор. мороз разбудить школа лесной весёлый писать   я ты книга оно интересный читать Я, ты, оно Постановка проблемного вопроса. - Эти слова вы не отнесли ни к существительным, ни к прилагательным, ни к глаголам. К какой же части речи относятся эти слова? Давайте разберемся.

На этапе «Актуализация знаний», создаю проблемную ситуацию

- У вас на столе карточки. Вам нужно в каждой группе найти лишнее слово и объяснить свой выбор.

мороз

разбудить

школа

лесной

весёлый

писать

 

я

ты

книга

оно

интересный

читать

Я, ты, оно

Постановка проблемного вопроса.

- Эти слова вы не отнесли ни к существительным, ни к прилагательным, ни к глаголам. К какой же части речи относятся эти слова? Давайте разберемся.

Этап «Открытия нового знания»  Цель : решение устных задач и обсуждение проекта её решения. Способы: диалог, групповая или парная работа. Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. Организация самостоятельной исследовательской деятельности. Выведение алгоритма.  Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.

Этап «Открытия нового знания»

Цель : решение устных задач и обсуждение проекта её решения.

  • Способы: диалог, групповая или парная работа.
  • Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
  • Организация самостоятельной исследовательской деятельности.
  • Выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.

Этап « Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль» Цель:  каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); Выполняется письменно; Методы: самоконтроль, самооценка. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.  При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Этап « Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль»

Цель:  каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

  • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
  • Выполняется письменно;
  • Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Этап использования полученных знаний на практике Прием «Жокей и лошадь». Учащиеся делятся на «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». У «жокеев» и «лошадей» части высказываний имеющих непосредственное отношение к нашей учительской работе. Предлагаю Вам собрать их воедино и представить общему вниманию. «Вся радость творчества /– в возможности делиться» « В любой работе / - есть место творчеству» (С.Довлатов ) «Творческая работа – это прекрасный, необычайно /-  тяжелый и изумительно радостный труд» (Н.А.Островский) «Великая цель образования  / – это не знания, а действия». (Г Спенсер) Какое из высказываний наиболее подходит к теме нашего мастер – класса?

Этап использования полученных знаний на практике

Прием «Жокей и лошадь». Учащиеся делятся на «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

У «жокеев» и «лошадей» части высказываний имеющих непосредственное отношение к нашей учительской работе. Предлагаю Вам собрать их воедино и представить общему вниманию.

«Вся радость творчества /– в возможности делиться»

« В любой работе / - есть место творчеству» (С.Довлатов )

«Творческая работа – это прекрасный, необычайно /-  тяжелый и изумительно радостный труд» (Н.А.Островский)

«Великая цель образования  / – это не знания, а действия». (Г Спенсер)

Какое из высказываний наиболее подходит

к теме нашего мастер – класса?

Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться , а тем самым овладеть базовыми учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание. Значит, прежде всего, на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации , чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться , а тем самым овладеть базовыми учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание. Значит, прежде всего, на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации , чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

Использование полученных знаний на практике для мастер-класса Системно-деятельностный подход обеспечивает: 1. Развитие личностного потенциала школьника. 2. Формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию. 3. Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования. 4. Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.  5. Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 6. Применение при изучении любого предмета 7. Сочетается с различными современными образовательными технологиями 8. Обеспечение более прочного усвоения знаний учащимися

Использование полученных знаний на практике для мастер-класса

Системно-деятельностный подход обеспечивает:

1. Развитие личностного потенциала школьника.

2. Формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию.

3. Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования.

4. Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

5. Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,

психологических и физиологических особенностей обучающихся.

6. Применение при изучении любого предмета

7. Сочетается с различными современными образовательными технологиями

8. Обеспечение более прочного усвоения знаний учащимися

Рефлексия. Приём «Дорожка успеха» Цель:  осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. - Отметьте, на каком этапе вы сейчас находитесь. В этом вам поможет «Дорожка успеха» 

Рефлексия. Приём «Дорожка успеха»

Цель:  осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Отметьте, на каком этапе вы сейчас находитесь. В этом вам поможет «Дорожка успеха» 

Вывод  Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Вывод

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!  Поэтому Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; Веди ученика от собственного опыта к общественному; Будьте не «НАД», а «РЯДОМ»; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; Учи анализировать каждый этап работы; Критикуя, стимулируй ученика.

Вы - блестящий учитель,

у вас прекрасные ученики!

Поэтому

Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

Веди ученика от собственного опыта к общественному;

Будьте не «НАД», а «РЯДОМ»;

Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

Учи анализировать каждый этап работы;

Критикуя, стимулируй ученика.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Мастер – класс «Системно-деятельностный подход обучения на уроках русского языка»

Автор: Шуфаева Ольга Сахиповна

Дата: 19.01.2021

Номер свидетельства: 570675


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства