kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система работы со слабоуспевающими обучающимися

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы со слабоуспевающими обучающимися необходимо в работе учителя начальных классов. В данном материале отражена система занятий, бесед. упражнений с обучающимися, которым усвоение учебного материала дается гораздо труднее, чем другим ребятам класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система работы со слабоуспевающими обучающимися»

Система работы с неуспевающими детьми

Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы (табл. 2).

Таблица 2

Этапы формирования положительного отношения к учению

Формируемые отношения

1-й этап

2-й этап

3-й этап

К содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но не привлекательный материал

К процессу учения (усвоения знаний)

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

К себе, своим силам

Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий

Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий

К учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

 

Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока (табл. 3).

Таблица 3

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий







РАБОТА С НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧЕНИКАМИ



ПЛАН РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ И НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ

  ГБОУ СОШ №2035 Г. МОСКВЫ

 

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОК

1.  Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.
Цель: 
а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3.  Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года

5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса.

В течение учебного года

6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года

7. На заседаниях школьных методических объединений обязательно следует обсуждать вопросы работы  со слабыми учащимися  и обмениваться опытом.

В течение учебного года

















Введение

 

          Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного предмета, как  физика. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь  слабоуспевающему ученику  подготовить  посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него  причинам:

  пропуски занятий по болезни;

  слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

  задержка психического развития. Часто  дети  с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием  классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

  педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных  умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

  неблагополучная семья;

  проблема «улицы»;

  прогулы;

 

  Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости  учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

 

    Цели:

-ликвидация пробелов у учащихся в обучении физики;

-создание условий для  успешного индивидуального развития ученика.

 

Что  прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

 - создать благоприятную атмосферу на уроке;

 - своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;

 - изменить формы и методы учебной работы на уроках физики, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

 - освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

 - ориентировать  детей на ценности: человек, семья,  отечество, труд, знания, культура,  мир,  которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

 

 





















План работы со слабоуспевающими  учащимися

 на 20____ – 20_____учебный год.

            

Мероприятия

Срок

1.    Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем,  врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

 3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

 

В течение учебного года.

5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

 

6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

 

 7.Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

 

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса, по возможности  вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

 

В течение учебного года.

 

9. Проводить дополнительные  (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

 



























Отчет  по работе со слабоуспевающими учащимися

(форма отчета)

 

Ф.И.О. ученика

Причины неуспеваемости

Использованы виды работы

Формы ликвидации пробелов

Результат работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 





























































































 

План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.



 

 

ФИО учителя .………………………………………                           

Фамилия ученика (класс)………………………………….

Предмет   ……………………………………..

Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема) ………………………….

 

 

  Планируемые мероприятия.  Сроки их реализации.

1.Индивидуальные дополнительные занятия.

Тематика занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Дифференцированные задания.

Указать методическое пособие.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Дифференцированный контроль знаний.

Сроки. Темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Работа с дневником и тетрадью.

 

 

 

5.Консультации для родителей.

Дата. Тема.

 

 

 

 

 

 

6.Создание ситуации успеха на уроке

 

 

 

 

 

 

 























Дополни слово». 
Ведущий называет часть слова (кни...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га).В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно. 
2. Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: 
а, к, с, о, и, м, р, т м, ш, а, н, и, ы, г, р 

3. Назвать слова, противоположные по значению. 
Тонкий – 
Низкий – 
Острый – 
Здоровый – 
Чистый – 
Победа – 
Громкий – 
и т.д. 
4. «Кто больше сочинит». 
Подбирают несколько предметных картинок. Ребенку предлагают найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом соответствующих картинок. 
Огурец – молодец. 
Заяц – палец. 
Очки – значки. 
Цветок – платок. 
И т.д. 
Примечание. Для объяснения понятия «рифма» можно привлечь отрывок из книги Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его дру¬зей» о том, как Незнайка сочинял стихи. 
5. «Перевернутые слова». 
Ребенку предлагают набор слов, в которых буквы пе¬репутаны местами. Необходимо восстановить нормаль¬ный порядок слов. 
Пример: МАИЗ – ЗИМА. 
В сложных случаях буквы, являющиеся в окончатель¬ном варианте первыми, подчеркивают. Пример: НЯНААВ – ВАННАЯ. 
ШИАМНА – ЛАБОСАК – СЫУБ – 
ТЕЕВР – ДАУМ – ЛОХДО – 
ФЕКРИ – ТРКО – ЛОРЬ – 
ЕЗЕЖОЛ – РМЕО – МЕТА – 
АКША – НАЛЕП – ВОРЬК – 

6. «Из слогов – слова». 
Из предварительно отобранных слов формируются несколько блоков слогов. Ребенку предлагают составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу. 
•Составьте три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (От¬вет: ра-ма, ко-мар, ди-ван.) 
•Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру,ка,ре. 
•Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из слогов: ро, ло, мо, до, ко, га. 
7. Соединить половинки слов. 
Это задание составляется следующим образом. Слова делят на две части: например – ГА-ЗЕТА, ПЫЛЕ-СОС и т.д. Затем первые половинки записывают вразнобой в левый столбик, а вторые – в правый. Ребенку предлагают соединить эти половинки между собой так, чтобы полу¬чились целые слова. 

САМО ЛЯР РОД PACT 
БУК ВЕРТ ПРИ ЕЗДКА 
ФУТ ВАРЬ ВОЗ ИНА 
БАЛ ВАР РАЗ ГОРОК 
КАП КОН ПО ОЧКА 
КОН НАЛ СОР БОР 
ВА КА ПАР ВОЗ 
КА ГОН ВОДО ФОР 
ГОН КАН СЕМА ТА 

8. Составить слова по конструкции. Предлагают разные варианты конструкций, в соответ¬ствии с которыми необходимо подобрать слова. 
а) составить не меньше 10 слов по следующим конст¬рукциям: 
_О_Ь М__ __ 
б) составить 6 слов, в которых первые две буквы СВ, а количество остальных не ограничено. Пример: СВОБОДА, СВИРЕЛЬ и т.д. 

9. За 3 мин написать как можно больше слов, состоя¬щих из 3-х букв. 

10. Составить как можно больше слов (имен существи¬тельных) из букв, образующих какое-либо слово. 
Пример: ФОТОГРАФИЯ – риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т.д. 
Добавлять другие буквы воспрещается! 

11. Предлагают слово-корень: стол, кот, дом и др. Не¬обходимо в возможно короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов. 
Пример: ДОМ – домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др. 
12. Разгадывание кроссвордов. 
13. Составление писем, телеграмм по заданным словам. 
14. Игра «Найти замаскированные слова» 
15. Работа с пословицами. 
Заключение. 
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае (т.е. диагностировать трудности в учебной деятельности) и уметь или устранить их, или корригировать последствия. 
Литература: 
1. Бардин К.В. Если ваш ребёнок не хочет учиться. – М.: Знание, 1980. 
2. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи.- М.: Просвещение, 1988. 
3. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. / Под ред. Ю.К. Бабанского. – Ростов-на-Дону, 1972. 
4. И. В. Дубровина . Практическая психология образования. 
5. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевабщему школьнику. – М.: Просвещение, 1997. 
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М ТЦ «Сфера», 2001. 
7. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вох¬мянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. 
8. Славина С.С. Индивидуальный поход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. – М.: Просвещение, 1986. 
9. Учебно – воспитательные занятия в группе продлённого дня. / авт.-сост. Н. А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007. 
Приложение 1 
Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми 
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, 
больше времени готовиться к ответу у доски, делать предваритель¬ные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр. 
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие после-довательно излагать материал. 
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха. 
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уро¬ 
ков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине. 
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается ат-мосфера благожелательности. 
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспеваю-щих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных раз-делах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в ус-воении нового материала. 
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школь¬никам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечают¬ся положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным раз¬витием самостоятельности в учении. 
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школь¬ников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домаш¬них заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необ¬ходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегруз¬ки школьников 
Приложение 2 
Памятка "Психотерапия неуспеваемости" 
1. "Не бить лежачего" 
Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков. 
2. Не более одного недостатка в минуту 
Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним. 
3. "За двумя зайцами погонишься…" 
Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося. 
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение 
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной. 
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами 
Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам. 
6. Не скупитесь на похвалу 
Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. 
7. Техника оценочной безопасности 
Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать". 
8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели 
Не искушайте его невыполнимыми целями. 
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки 
Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.
10. Сравнивайте достижения 
Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система работы со слабоуспевающими обучающимися

Автор: Соколова Татьяна Алексеевна

Дата: 17.09.2016

Номер свидетельства: 344233

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Анализ работы ШМО учителей физико-математических наук за 2014-2015 уч. г."
    ["seo_title"] => string(70) "analizrabotyshmouchitielieifizikomatiematichieskikhnaukza20142015uchgh"
    ["file_id"] => string(6) "282734"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453730918"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Разноуровневые тестовые задания для работы со  слабоуспевающими обучающимися по теме "Цивилизации Древнего мира" "
    ["seo_title"] => string(133) "raznourovnievyie-tiestovyie-zadaniia-dlia-raboty-so-slabouspievaiushchimi-obuchaiushchimisia-po-tiemie-tsivilizatsii-drievniegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "190410"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1427168919"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Работа со слабоуспевающими обучающимися"
    ["seo_title"] => string(50) "rabota-so-slabouspievaiushchimi-obuchaiushchimisia"
    ["file_id"] => string(6) "257475"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448343483"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технология проблемного обучения на уроках физики в условиях ФГОС"
    ["seo_title"] => string(68) "tiekhnologhiiaprobliemnoghoobuchieniianaurokakhfizikivusloviiakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "310975"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459142594"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства