Просмотр содержимого документа
«Система оценки достижения планируемых результатов, формирования УУД»
Система оценки достижения планируемых результатов, формирования УУД
В профессиональную жизнь педагога вошло понятие «универсальные учебные действия» - ключевой термин для понимания современных требований к результативности образовательного процесса, складывающейся из комплекса показателей.
О качестве образования и эффективности профессиональной деятельности педагогов свидетельствуют наличие у учащихся необходимых предметных знаний, владение различными способами познания и сформированность универсальных учебных действий. Важно понимать, что получение знания тесно связано с развитием УУД.
Учитель должен стремиться организовывать усвоение нового знания с опорой на деятельностные технологии, способствующие развитию УУД, а применяя уже полученное знание для решения учебных и практических задач – создавать ситуации для применения универсальных умений.
Если говорить о системе оценки достижений планируемых результатов, то можно выделить следующие составляющие…
В нашей школе на начало учебного года проводятся входные контрольные работы + стартовая диагностика УУД 1-х классов.
В ноябре, декабре, марте контрольные работы по предметам (проверка предметных знаний).
В конце каждого года проводятся комплексные контрольные работы, мониторинг метапредметных универсальных учебных действий.
Я остановлюсь на мониторинге метапредметных образовательных результатов. Они являются предметом итоговой оценки в составе итоговых работ 4 класса. Но отслеживать процесс формирования метапредметных УУД необходимо в течение всех лет обучения в начальной школе. Для этого требуется специальная диагностическая процедура - мониторинг метапредметных УУД.
Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
Задачи мониторинга
1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе.
2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
3. Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, звене школы и подбор педагогических и управленческих средств их достижения.
Периодичность
Мониторинг проводится 1 раз в год, в апреле, и позволяет отследить приращение в уровне сформированности основных метапредметных УУД начальной школы.
В 1 классе проводится две диагностические процедуры: в сентябре (3-4неделя) – методика «Школьный старт», позволяющая поставить педагогические задачи на адаптационный период, и в апреле - первый срез мониторинга. На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год. Результаты мониторингового среза первого класса - это объективная психолого-педагогическая информация о том, как на данный момент развиваются УУД у каждого ребенка и класса в целом. Оценить динамику развития метапредметных УУД поможет учет результатов диагностики «Школьный старт» и наличие или отсутствие первоначальных навыков чтения на начало первого года обучения.
Особенность анализа диагностических результатов мониторинга в первом классе состоит в том, что они не оцениваются с точки зрения «достаточности» или «недостаточности», результатам не присваиваются оценочные категории («базовый» и «ниже базового»). Это сделано осознанно и связано с тем, что в первом классе учитель вместе со своими учениками только начинает общий путь к достижению образовательных результатов начальной школы.
Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» является продолжением программы «Школьный старт» и представляет собой программу педагогического мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1–4 классов. В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса. Авторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой. Подробное описание процедуры проведения диагностики, оценки и анализа результатов представлены в методических рекомендациях для учителя.
Комплект открывает уникальные возможности для индивидуализации процесса обучения и достижения каждым ребенком высокого образовательного результата на основании системного, комплексного изучения его продвижения по образовательной траектории. Комплект может быть использован при любом УМК.
В первом классе предметом мониторинга является сформированность 8 основных универсальных учебных действий. Во втором классе к этим 8 показателям присоединяется еще 8 новых и всего в мониторинге представлено 16 универсальных учебных действий.
В полном объеме все 34 показателя изучаются и анализируются в мониторинге, начиная с 3 класса.
В 1 и 2 классах универсальные учебные действия изучаются только на базовом уровне сформированности, в 3-м и 4-м на базовом и повышенном.
Количество универсальных учебных действий
и уровень их изучения в мониторинге 1-4 классов
Класс
Число
показателей
в мониторинге
Базовый уровень
сформированности
показателей
Повышенный
уровень
сформированности
1 класс
8
«Представление»
Нет
2 класс
16
«Представление»
Нет
3 класс
34
«Способ»
Есть
4 класс
34
«Овладение УУД»
Есть
В целом данная система показателей позволяет учителю не только отслеживать процесс достижения каждым учеником метапредметных образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику этого процесса.
На основе данных мониторинга педагог сможет проводить целенаправленную работу по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, регулированию темпа прохождения учебной программы, методов и форм организации учебной деятельности учащихся на уровне групп и класса в целом.
Данные мониторинга могут быть включены в портфолио ребенка как отражение динамики его развития.
На выставке представлены тетради «Школьный старт», «Учимся учиться и действовать», комплексные работы по разным УМК, анализ проведённого мониторинга, анализ комплексных контрольных работ.
Оформить анализ мониторинга УУД просто. Достаточно зайти на сайт Л.Занкова, там есть таблица, в которую вбиваешь данные основные, остальные таблицы заполняются автоматически (специальная программа).
Про комплексные контрольные работы расскажет Хромова Ирина Александровна.