Просмотр содержимого документа
«СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ. »
СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Тарасюк Гульнара Шайдулловна, учитель начальных классов. Стаж 29 лет. Высшая категория высшего уровня квалификации.
Аннотация
Автор статьи, опираясь на многолетний опыт работы в начальной школе, изучение методической литературы и обобщение опыта передовых педагогов, коллег, предлагает направления и формы работы учителя начальных классов по созданию эффективной целостной системы взаимодействия семьи и школы.
В последние годы казахстанское общество, а вместе с ним и школа, претерпевают значительные изменения. В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Успешное решение задач, стоящих перед школой возможно через участие и взаимодействие в системе «родитель – ученик - учитель».
Проблеме взаимодействия семьи и школы уделяется много внимания в методической литературе, периодической печати. Именно семья и школа играют важную роль в раскрытии и развитии у ребенка индивидуальных способностей,лучших качеств личности, и от того, насколько успешно сложится содружество семьи и школы, будет зависеть успех в решении многих сложных вопросов обучения и воспитания.Поэтому, набирая новый класс, учитель ставит цель: установить такие взаимоотношения с семьей, чтобы родители были заинтересованы в активном сотрудничестве со школой.
Проработав много лет в начальной школе, я убедилась, что только хорошо продуманная, согласованная, совместная работа учителя и родителейсоздаст благоприятные условия для развития, обучения и воспитания ребенка. Эта работа будет эффективна и успешна при условии создания единой целостной системы взаимодействия учителя, ребенка и родителей,которая складывается из следующих звеньев: установление доверительных отношений и взаимопонимания, осознание необходимости сотрудничества,включение родителей в учебно- воспитательный процесс, активное сотрудничество и взаимодействие.
Ведущая роль в создании эффективной целостной системы отводится учителю. Именно, учитель должен помочь родителям осознать, что
Взаимодействие - это
Мы - семья и школа; ребенок, родитель и учитель. Это-
Ежедневная, целенаправленная,
Совместная деятельность.
Только тогда мы решим все проблемы,
Если будем вместе.
В основе этого сотрудничества – взаимное доверие и внимание,взаимоуважение, взаимопомощь и взаимоподдержка, где родители выступают не как помощники учителя, а становятся союзниками и видятв учителе первого советчика в воспитании своего ребенка.
Дать единственно правильный совет о том, как взаимодействовать с семьей невозможно. В школу приходят дети из семей с разным социальным, образовательным и общекультурным уровнем, установившимся стилем семейных взаимоотношений.У каждой семьи свои проблемы и трудности.
Способы и средства взаимодействия, приемлемые в одном классе, бывают неэффективны в другом, и их выбор зависит от мастерства учителя, его компетентности и заинтересованности в достижении поставленной цели.
Важно начать работу с установления взаимопонимания с родителями и поддержания доброжелательныхотношений. Благожелательная атмосфера в школе и классе, искренняя заинтересованность и уважение к учащимся и их родителям, внимание и интерес к каждой семьепомогут учителю расположить к себе родителей и завоевать их доверие.
Организацию работы условно можно разделить на три взаимосвязанных этапа.
Первый этап - организационно-подготовительный.
Второй этап-организация совместной деятельности.
Третий этап- подведение итогов.
На первом этапе учитель ставит цель: изучить образ жизни семьи, познакомиться с особенностями воспитания, взаимоотношениями в семье, выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу с новым коллективом, организовать взаимодействие с родителями с максимальной эффективностью, продумать направления коррекционной работы. Используя различные методы психолого – педагогической диагностики (наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры), учитель имеет возможность получить характеристику микроклимата семей,создать банк данных о семьях учащихся, составить социальный паспорт семей.
Работу на этом этапе необходимо начинать задолго до того, как ребенок пошел в 1 класс, систематически пополнять и корректировать полученную информацию.
Целью второго этапа является налаживание позитивной связи: школа - ребенок - семья.
Организуя работу на этом этапе, каждый учитель должен придерживаться нескольких правил:
1. Определенных результатов можно достичьтолько проводя систематическую, последовательно организуемую работу, используя разнообразные формывзаимодействия;
2.При общении с родителями советоваться, прислушиватьсяи учитывать их мнение;
3. Взаимоотношения с родителями строить, учитывая их запросы, уровень психолого-педагогической компетентности, степень активности;
4.Взаимодействие с семьей – это не просто перечень мероприятий, а планомерная, комплексная работа, охватывающая все виды деятельности.
На первом родительском собрании необходимо выяснить мнение родителей о том, какие вопросы хотели бы обсудить на родительских собраниях, выслушать предложения и совместно определить направления по организации взаимодействия семьи и школы.
Такая беседа поможет создать атмосферу доверия, установить психологический контакт с родителями.
Взаимодействие с родителями учащихся осуществляется по следующим направлениям:
Психолого-педагогическое и правовое просвещение.
Современные родители все больше нуждаются в знаниях о подходах к обучению и воспитанию, психолого- педагогической помощипо вопросам взаимодействия с ребенком, семейного воспитания.
Тематика занятий составляется с учетом выявленных проблем в семейном воспитании,уровня психолого-педагогической грамотности родителей, запросов родителей.
Основные формы организации педагогического просвещения: система родительских собраний, групповые и индивидуальныетематические консультации, конференции, школьный родительский клуб,дни открытых дверей;
II. Коррекционно- развивающая работа.
Организуется взаимодействие классного руководителя, школьного психолога и родителейс целью создания благоприятных условий социально-психологического комфорта и защищенности ребенка.
Осуществляется психолого-педагогическая помощь родителям в организации семейного воспитания детей, в решении трудных проблем семейного воспитания, в преодолении конфликтных ситуаций, профилактике вредных привычек.
Формы коррекционно – развивающей работы: консультации по проблемам воспитания и развития детей; информированиепо итогам проведения психологических диагностик; организация индивидуальных и групповых консультаций по запросам родителей с учителями–предметниками, специалистами (логопедом, дефектологом, психиатром и др.).
III. Работа с социально неблагополучными семьями.
Формы работы:
• обследование жилищных условий семьи;
• выявление причин и характера неблагополучия;
• планирование и проведение мероприятий, направленных на устранение неблагополучия (индивидуально для каждой семьи);
• привлечение к активному участию в жизни школы;
• систематический контроль ;
• применение мер воздействия на родителей, уклоняющихся от воспитания детей или отрицательно влияющих на них.
• составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ по решению проблем.
IV. Работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Деятельность направлена на оказание поддержки семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.
Формы работы:
• своевременное выявление семей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
• консультативная, информационно-просветительская работа, поиск способов решения проблемы
• психологическая помощь и своевременная поддержка родителей и детей.
•организация социальной защиты.
• адресная материальная помощь малообеспеченным семьям
• предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.
V. Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Родители должны быть в курсе школьной жизни своего ребенка, знать о его достижениях и трудностях, о событиях, происходящих в классе и школе, участии в них детей и родителей.
Информированность родителей способствует формированию положительного отношения к школе, помогает лучше узнать ребенка с разных позиций, предупредить назревающие конфликты и негативные поступки, выработать единые согласованные требования семьи и школы, а так же является своеобразным стимулом для участия в различных делах.
Учителю важно своевременно отметить ивыразить одобрение по поводу каждого успеха и достижения ребенка, найти способы поощрения (не обязательно материального)за успешное воспитание и обучение детей, за проявленную инициативу, участие при проведении совместных дел.
VI. Вовлечение родителей в совместную деятельность.
Сотрудничество предполагает включение семей в воспитательный процесс, в учебно-познавательную, общественнозначимую деятельность, организацию разнообразной и интересной жизни через систему совместных мероприятий, создание единого коллектива.
Взаимодействие осуществляется через:
• Познавательную деятельность (смотры знаний, мастер - классы и открытыеуроки, праздники знаний и творчества,предметные олимпиады, выполнение творческихработ и семейных проектов, семейные конкурсы знатоков по учебным предметам, совместные познавательные мероприятия детей и родителей );
• Трудовую деятельность (участие в ремонте, оформлении, озеленении кабинета, совместное участие в субботниках, выставках творческих работ);
• Организацию полезного досуга (общешкольные коллективные творческие дела (КТД),праздники и концерты,игровые семейные конкурсы, экскурсионные поездки)
• Спортивную деятельность (Дни здоровья, спортивные семейные праздники, походы, мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни);
Совместно организуемое делодает возможность родителям не только ближе узнать своих детей, раскрыть их способности, выявить интересы,привязанности, но также раскрыть творческий потенциал семьи, сблизить семью и школу,осознать важность и ценность такого взаимодействия. А какую гордость, радость, счастье испытывает ребенок, участвуя в таких делах совместно со своими родителями.
Любое совместное творческое дело организуется и строится по алгоритму: замысел - определение цели -совместное обсуждение программы деятельности с просьбой активного индивидуального участия - распределение совместно с детьми роли, места, объема участия каждого(детей, родителей, учителя) - подготовка и проведение – анализ и оценка результатов - прогнозирование нового творческого дела.
Учитель, организуя общее дело, должен уделить внимание каждому члену коллектива, стремиться привлечь к участию всех детей и родителей класса, не забыть выразить благодарность за отклик и участие.
Родители будут принимать активное участие, если запланированное дело актуально, интересно по содержанию, тщательно подготовлено, используются нестандартные формы совместной деятельности.
Сейчас все шире используются новые, активные формы работы с родителями, которые позволяют вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. В печатных изданиях, в сети Интернет очень много методических разработок, сценариев, помогающих учителю подобрать материал для проведения родительских собраний, коррекционной работы, досуговых мероприятий. Отбирать материал необходимо с учетом индивидуальных особенностей своего класса.
Конечно, не сразу и не все родители готовы и стремятся к сотрудничеству. Только терпение, такт, педагогическое чутье помогут учителю решать эту проблему. Всегда есть родители, проявляющие интерес, желающие участвовать в жизни класса. Опираясь на активность и поддержку таких родителей, возможнововлечь остальных родителей в совместную деятельность.
На третьем этапе подводятся итоги за определенный период. Учитель анализирует результаты проведенной работы за год по всем направлениям. То положительное, что достигнуто в результате сотрудничества, станет очередной ступенькой системы работы по взаимодействию семьи и школы.С переходом в следующий класс, учитель усложняет задачи, постепенно углубляя требования, изменяя формы работы.
Эффективными результаты будут, если к окончанию начальной школы в совместной деятельности сформируется коллектив со сложившимися традициями, сформированным положительным отношением к школе. Коллектив,который, выработал общие цели,действует согласованнои сообща,заинтересован вдостижении цели.
Таким образом, происходит объединение детей, родителей и учителя: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги., взаимодействуя с родителями, лучше узнают ребенка, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения, главное же, дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя увереннее, спокойнее, комфортнее.
Список литературы:
Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В., Жокина Н.А., Мартишина Н.В. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 1999 г
Воликова Т. В. Учитель и семья. – Москва, 1987.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя.- М, 2004г.
Зыкова К.С. Совместная работа школы и семьи. Обобщение опыта работы школы № 28 г. Томска – Т., 2000 г