kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система работы с одаренными детьми в условиях компетентностного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность детской одаренности диктуется временем.В связи с модернизацией казахстанского образования большое внимание уделяется способным, талантливым детям. В связи сэтим в школах учительство значительное место в своей работе отводит деятельности со способными  детьми: кружки, спортивные секции, курсы по выбору. В своей работе даю определение детской одаренности. Даю полный анализ работы 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система работы с одаренными детьми в условиях компетентностного подхода »

Детская одаренность.Развивающие аспекты деятельности при работе с одаренными детьми в начальных классах

Щербакова Галина Садовьевна

учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №12» ГУ «акимата Житикаринского района»

В связи с модернизацией современного казахстанского образования, главенствующее место отводится проблеме развития творческих, активных, неординарно мыслящих, способных решать нестандартные задачи школьников.

Актуальность развития детской одаренности диктуется временем.

Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что вступление в век инновационных технологий, компетентностного подхода к образованию невозможно без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны.

В системе образования, направленность на личностно-ориентированные развивающие технологии изменили отношения к учащихся, проявляющим неординарные способности. Появились образовательные учреждения, учебные программы, общественные организации, ставящие основной своей целью выявление, обучение, развитие одаренных детей.

Под одаренностью ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие одаренность происходит от слова «дар» и означает особо благостные предпосылки развития.

Словосочетание «одаренные дети» предполагает некую исключительность Произнеся его, мы допускаем возможность существования некой особой группы детей, которые качественно отличаются от сверстников. Некоторые дети с раннего возраста особенно настойчиво тянутся к учению, ищут, требуют умственную нагрузку. Нередко в 3-4 года они умеют читать и считать, увлекаются различными умственными занятиями. Вряд ли можно заставить таких детей быть пассивными, бездельничать. Их мозг нуждается не в отдыхе - ему необходима работа. В результате такие дети как бы больше видят и слышат, больше узнают и понимают, чем их ровесники, при тех же обстоятельствах. Неудивительно, что именно таких детей - с ускоренным умственным развитием называют одаренными.

Одаренность на ранних возрастных этапах (младший школьный возраст) менее дифференцирована и должна рассматриваться как универсальная способность. Специалистами выделено ряд признаков отличия одаренных детей:

  • множество задаваемых вопросов

  • большая настойчивость

  • превосходящий словарный запас

  • наблюдательность

  • высокая чувствительность и ранимость

  • критичность к себе

  • богатая фантазия

- стремление к творчеству

  • гибкость и оригинальность мышления

высокий уровень логического мышления-отличная память - сверхчувствительность к проблемам При наличии одаренности очень важно чтобы любопытство (ребенок в раннем возрасте задает 100 тысяч почему?) переросло в любознательность в любовь к знаниям; а любознательность в познавательную потребность. Схема 1

Самой популярной среди современных зарубежных концепций одаренности самой популярной без преувеличения может быть названа теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензули. Она представляет собой наличие трех составляющих: интеллекта, креативности, мотивации плюс знания и благоприятная среда. Схема 2

Условно можно выделить четыре категории одаренности.

  • дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);

  • дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);

  • дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;

  • дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность)

  • дети, хорошо обучающие в школе



Одаренность как интегративное личностное свойство, проявляется по-разному, в разных ситуациях.

Педагогическая практика свидетельствует, что ребенок может быть и творческим и «умненьким», но обучается тяжело. Одаренные дети не всегда учатся на «4» и «5».

Если ребенок одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности. У каждого ребенка - огромные возможности развития.

Таким образом, мною была разработана система работы с одаренными детьми.




Схема 4


Подробнее хочу остановиться на внеклассной работе.

По результатам диагностики «Методика карта одаренности» (включающая в себя 80 вопросов для родителей), «Методики общей одаренности (35 вопросов для детей), по методу наблюдения за развитием личности позволила создать в классе микрогруппыпо 6 направлениям.

  1. Интеллектуальная одаренность - 5 уч.

  2. Художественная - 5 уч.

  3. Творческая - 7 уч.

  4. Литературная - 2. уч.

  5. Спортивная - 7 уч.

  6. Академическая 12 уч.

По данным направлениям, был составлен план мероприятий, направленный на формирование всесторонне развитой, компетентной, творческой, интеллектуальной личности.

Коллектив мотитивированных учащихся разделен на микрогруппы

Министерство образования (интеллектуальная одаренность)направлено на развитие интеллектуальных способностей. Эти дети обладают высоким интеллектуальным потенциалом, широкими познавательными интересами, высокой мотивацией учебной деятельности, организаторскими способностями. Занимаются исследовательской работой. Участвуют в интеллектуальных марафонах
Оказывают помощь слабоуспевающим детям, занимаются исследовательской деятельностью.

Министерство творчества( творческая одаренность)направлено на развитие творческих способностей. Микрогруппа помогает в подготовке праздников, классных часов, в организации игр
на переменах.

Министерство спорта направлено на развитие физической подготовки обучающихся, формирование ЗОЖ. Ребята следят за санитарным состоянием класса, детей, проводят рейды по состоянию внешнего вида, умению соблюдать санитарно - гигиенические навыки, проводят зарядку до занятий, делают небольшие сообщения по профилактике здорового образа жизни

Союз художников( специальная одаренность) направлен на формирование художественного вкуса, нравственно-эстетической отзывчивости, творческой активности в области изобразительной деятельности. Ученики помогают в выпуске праздничных газет, поздравительных открыток. Участвуют в школьных, районных, областных конкурсах рисунков.

Союз писателей(специальная одаренность)направлен на развитие речевых умений. На уроках литературного чтения и во внеурочное время дети учатся рифмовать слова, составлять загадки, скороговорки, сочинять стихи, писать небольшие рассказы.

Достижения, победы детей всегда должны быть отмечены педагогом. Поощрение воспитанников - это стимул к новым победам и успехам.

Мною разработана и апробирована программа факультативного курса «Эрудит», состоящая из 34 занятий с углубленным изучением математики Работа направлена на развитие интеллектуальной личности, готовой к саморазвитию, к самосовершенствованию, формированию ключевых компетенций

Занятия состоят из трех составляющих: интеллектуальной разминки, с целью быстрого включения обучающихся в работу, направленной на развитие общей эрудиции, расширение кругозора; частично-поисковых, творческих заданий разного уровня, развивающих психические механизмы, когнитивные навыки, ключевые компетенции; занимательного материала, позволяющего развивать познавательный интерес к предмету и формирующего эмоционально-положительное отношение к учению. В программу включены компетентностно - ориентированные задания.

Одаренные дети опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и непросто. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной цельюразвития и успешного обучения одаренных детей является привлечение учащихся к самостоятельной исследовательско - проектной деятельности в урочное и во внеурочное время.

Достижения, победы детей всегда должны быть отмечены педагогом. Поощрение воспитанников - это стимул к новым победам и успехам.

Мозг человека с его способностью к мышлению, творчеству, безусловно, может рассматриваться как величайший дар природы и в этом смысле одаренность предстает перед нами уже ни как исключительность, а как потенциал, как имеющийся у каждого дар.


Литература:

Учителю об одаренных детях/Под ред. В.П.Лебедевой, В.И. Панова.-М., 1997. Савенков А. И. Одарённый ребёнок в массовой школе. М., 2001;

Рензулли Дж.С., Рис С.М. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей // Современные концепции одаренности и творчества /Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 1997; Star Cline, Ed. D. What Would Happen If, I Said 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Система работы с одаренными детьми в условиях компетентностного подхода

Автор: Щербакова Галина Садовьевна

Дата: 10.02.2015

Номер свидетельства: 170504

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»"
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaiarabotanatiemuorghanizatsiiarabotysodariennymidietmivsootvietstviisriespublikanskoiproghrammoiodariennyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "280138"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453319592"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(102) "orghanizatsiia-raboty-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "203774"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429542142"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "«Развитие творческой  личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-tvorchieskoi-lichnosti-na-urokakh-muzyki-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "243067"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445615714"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Развитие детской одаренности на уроках английского языка (обобщение опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(91) "razvitiie-dietskoi-odariennosti-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-obobshchieniie-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "219487"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434216349"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Повышение профессиональной компетентности учителя химии и биологии в условиях обновления содержания образования"
    ["seo_title"] => string(130) "povyshieniie-profiessional-noi-kompietientnosti-uchitielia-khimii-i-biologhii-v-usloviiakh-obnovlieniia-sodierzhaniia-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "131256"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416128939"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства