Система работы по обучению младших школьников ПДД.
Система работы по обучению младших школьников ПДД.
Мою работу можно использовать, как выступление на методическом объединение учителей начальных классов. В ней раскрыты основные направления по обучению младшего школьника соблюдению правил дорожного движения. Так же я рассмотрела систему работы с родителями и включила в статью варианты опросников и анкет, которые можно использовать на родительском собрание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система работы по обучению младших школьников ПДД. »
Система работы по обучению младших школьников ПДД.
Учитель начальных классов
КГУ «Школы-лицея №4
акимата города Рудного»
Астрелина Т.Ю.
Дети - это особая категория пешеходов и пассажиров. Они часто действуют необдуманно, потому что их мотивационная сфера по темпам развития отстаёт от интеллектуальной. Следовательно, младших школьников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать правилам безопасного поведения на улицах.
Обучение дорожной безопасности имеет целью не механическое заучивание Правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Младшие школьники еще не вполне осознают, что такое вообще опасность. Поэтому именно в младшем возрасте у детей должны формироваться безопасные способы поведения на дороге. Тогда у них сформируется умение прогнозировать опасность и её последствия, способность правильно оценивать свои возможности. Учащимся необходимо прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность – личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде.
Дети должны не только получить понятия по правилам дорожного движения, но и осознать смысл данных понятий.
Партнерское общение педагога с обучающимися на занятии, как взрослого со взрослым. Создается атмосфера доверия, которая помогает детям экспериментировать, высказывать свою точку зрения, не боясь ошибиться, сделать что-то « не так».
Совместная работа. Обсуждение изучаемого материала. Ученики сами придумывают контрольные упражнения, с помощью которых, по их мнению, можно проверить знания, которые они перед этим усвоили. Это, по - моему мнению, и есть воспитание самоконтроля.
Чтобы ученик усвоил свод правил дорожного движения необходимо выполнение следующих рекомендаций:
Для выявления уровня знаний с детьми младшего школьного возраста необходимо провести диагностику.
Мы должны подготовить ребят к встрече с различными сложностями, а порой опасными жизненными ситуациями. Для того, чтобы понять что именно они знают, думают, чувствуют я использую беседы (индивидуальные и фронтальные), мозговой штурм, дискуссии – это позволяет избежать передачи уже известных им знаний, или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности. В то же время, опираясь на уже имеющихся у ребят знания и представления, я могу выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать соответствующую методику (тренинг, занятие, игра, чтение, беседа). Занятия провожу используя системно-деятельностный подход, т.е. школьники сами на основе заложенных ранее знаний, сами открывают новые. Это способствует применению добытых знаний в реальной жизни и на практике. Я думаю, что безопасность дорожного движения – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести на улице и на дорогах. Я убедилась, что прямолинейное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее, нужно выделить совместно с учениками такие правила поведения, которые они должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят безопасность и здоровье. Для этого очень важно найти оптимальный вариант действий, а затем следить за их выполнением. 2. Необходимо использовать наглядные пособия. Это обеспечит накопление более полных и ярких представлений об изучаемых предметах и явлениях, обогатит жизненный опыт обучающихся. Необходимо также научит видеть наглядный материал – поставить задачу на восприятие (что именно нужно пронаблюдать в данном предмете, объекте), составить план наблюдения. Очень важно подвести итог наблюдения. Если дети что-то пропускают, не замечают, нужно вернуться еще раз и снова внимательно рассмотреть, это способствует развитию самоконтроля. 3. Следует чередовать задания, выполняемые устно с составлением графических схем и рисунков. 4. Целесообразно формировать правила в утвержденной форме. Например – «Если ты идешь по тротуару и тебе надо обойти препятствие – лужу, яму или еще что-либо, - то обходить это препятствие надо только по тротуару, предпочтительнее, чем «не следует, обходя препятствие на тротуаре, выходить на проезжую часть. 5. Необходимо не просто заучивать правила дорожного движения, понимать их смысл и необходимость. Постоянно должен присутствовать вопрос –почему? Обучающийся должен уметь объяснить, например почему, прежде чем переходить проезжую часть нужно сначала остановиться, потом посмотреть налево, а затем направо и снова налево. На занятии необходимо задавать детям вопросы, обсуждать ответы, направлять, рассуждать, т.е. приучать их к деловому общению. Вся работа должна преследовать одну цель – осознание важности соблюдения правил дорожного движения. Чем больше мы понимаем смысл и необходимость соблюдения тех или иных правил, тем легче нам следовать им. 6. Важно, чтобы каждое правило сопровождалось иллюстрацией конкретной дорожной ситуации. Ученик должен выбрать оптимальный вариант поведения и обосновать этот выбор. Без целенаправленной работы по обучению, воспитанию и привитию навыков безопасного поведения и дисциплинированности человека в дорожно-транспортном процессе невозможно обеспечить безопасность всей системы «человек – транспортное средство – дорога и среда». 7. Моя цель – научить детей тем знаниям, которые помогут им выйти победителями из сложных ситуаций нашей жизни, в том числе и дорожных.
Условия для ознакомления младшего школьника с основами безопасности дорожного движения.
Воспитательная среда.Во время работы я создала комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивым к стрессам, атмосферу тепла.
Пространственно- предметное окружение.Я создала пространство, где ребята могут познакомиться с разными интересными материалами по основам безопасности дорожного движения. Это – художественная литература, плакаты, рисунки, альбомы, настольные игры, видеофильмы, и т.д. Здесь им представляется возможность выбрать интересующую игру, пособие, и играть индивидуально и совместно с одноклассниками. Готовясь к проведению тематических утренников, вечеров, должен учитываться опыт детей. При этом надо включать материал, помогающий развивать не только умственную активность, смекалку, конструктивные умения, но и осуществлять формирование в школьниках находчивость, самостоятельность, ловкость, привычку к труду.
Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств. Мной были отобраны литературные произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. (Юрмин Г. «Ехала дорога», Маршак С. «Светофор», Савушкин С. «Я бегу через дорогу», Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков», Садовский «Дорожная азбука в картинках», Дружинина М. «Наш друг светофор», Андреев Н. «Автомобиль, автомобиль», Михалков «Моя улица», Дорохов А. «Зеленый, желтый, красный!», Еремеев С. «Правила движения», Волков С. «Про правила дорожного движения»,Тайдре Х. «Таня, Петя и Шарик на улице»,Козловская Е. «Дорожная безопасность»; Книжка-пазл «Правила дорожного движения»,Книжка пазл-игра «Гонка»).
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Ребята сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства.
Наблюдение. Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт школьника. Что - бы ни делал ученик, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребят всегда активен. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что школьнику было бы видеть педагогически нецелесообразно. Роль наблюдения усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, то есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила поведения на дороге .
Учебная деятельность важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях младший школьник имеет возможность приобретать знания под руководством учителя, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.
Провожу тематические занятия, игровые уроки, классные часы, экскурсии, конкурсы, викторины, на которых учащиеся приобретают знания и навыки поведения на улице; усваивают правила движения по дороге; учатся понимать сигнал светофора; знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги. В процессе обучения школьников Правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить ребятам постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил стараюсь строить беседу на разборе конкретной ситуации (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть).
Материал по Правилам дорожного движения включаю в различные уроки: диктанты по русскому языку; рассказы, стихи, загадки на уроках литературы и риторики; творческие проекты на уроках труда. Ученики с удовольствием смотрят театрализованные представления, видеофильмы и участвуют в конкурсе рисунков, которые проводят в нашей школе.
Сотрудничество с родителями
Велика роль участия родителей в подготовке и организации работы по безопасности движения младших школьников. К сожалению, семья часто недооценивает значения такого воспитания, пренебрегает необходимостью ознакомления ребенка с правилами поведения на улице. Поэтому на родительских собраниях постоянно напоминаю о необходимости знакомить ребенка с правилами дорожного движения, используя каждый подходящий момент на улице, на дороге, гуляя в парке, в школьном дворе.
Родителям рассказываю, что дети должны знать ответы на следующие вопросы:
1. Из каких частей состоит улица?
2. Что такое перекресток?
3. Зачем нужны тротуары?
4. Как пешеходы должны вести себя на тротуарах?
5. Когда и где можно переходить улицу?
6. Зачем нужен светофор?
7. Что обозначает красный, желтый, зеленый цвета светофора?
8. Почему нельзя перебегать через улицу перед идущим автомобилем?
9. Как надо вести себя при выходе из автобуса?
10. Где можно кататься на велосипеде?
11. Где пассажиры должны ожидать транспорт?
12. Что обозначают дорожные знаки, для чего они нужны?
Чтобы родитель помог ребенку усвоить правила дорожного движения, он и сам должен быть грамотным в этих вопросах; знать и соблюдать правила безопасного движения, быть личным примером, так как за жизнь ребенка несет ответственность взрослый.
С родителями провожу консультации, даю домашние задания. Я провожу тестирование на тему «Откуда опасность», где задаю например такие вопросы:
1. На Ваш взгляд, с какого возраста нужно обучать детей правилам дорожного движения?
• С 3- 4 лет
• С 4 – 5 лет
• С 5 – 6 лет
• С 6 – 7 лет
2. Что необходимо сделать, чтобы оградить детей от опасности, подстерегающей их на дороге?
3. Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?
• Да
• Нет
• Иногда
4. Ведя ребёнка в школу, Вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу?
• Да
• Нет
• Иногда
5. Как Вы со своим ребёнком обходите транспорт на остановке?
6. Какие формы обучения школьников правилам дорожного движения с детьми Вы используете? (подчеркните)
• Личный пример поведения
• Просмотр телепередач, мультфильмов по данной тематике
• Объяснение, беседа
• Решение проблемной ситуации на практике
7. Используете ли Вы при перевозе ребенка в личном транспорте кресло безопасности?
• Постоянно
• Иногда
• Не используем
8. В какие мероприятиях по обучению школьников правилам дорожного движения Вы хотели бы принять участие? (подчеркните)
• Викторина
• Развлечение
• Кукольный театр
• Инсценировка
• Игра
Я использую следующие памятки для родителей:
Уважаемые родители!
Не жалейте времени на разъяснение правил поведения детей на улице.
Основные законы безопасности дорожного движения:
•«ЧЕМ ВЫШЕ СКОРОСТЬ – ТЕМ БОЛЬШЕ ОПАСНОСТЬ»
•«ПЕРЕД ВЫХОДОМ НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ - ОСТАНОВИСЬ!»
•«НЕ ВИДИШЬ – ОСТАНОВИСЬ!»
•«УМЕТЬ ВИДЕТЬ, НАБЛЮДАТЬ И ПРЕДВИДЕТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ БЕЗОПАСНО!»
Запомните:в начальной школе ваш ребенок должен хорошо знать и выполнять:
1.Играть только в стороне от дороги.
2.Переходить проезжую часть не спеша и только по пешеходному переходу.
3.Не пересекать путь приближающемуся транспорту. Опасаться стоящего транспорта (за ним может быть скрыта движущаяся машина).
4.Входить и выходить из любого транспорта только при полной его остановке.
5.Выходить из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару.
6.При переходе улицы на разрешающий сигнал светофора необходимо уступить дорогу машинам с включенным проблесковым маячком и звуковым сигналом.
В зимнее время года
Главное правило - удвоенное внимание и повышенная осторожность!
Зимой день короче. В сумерках и в темноте значительно ухудшается видимость. Световозвращающиеся элементы (нашивки на курточке, элементы рюкзака) помогут водителю увидеть ребёнка в темноте.
В снегопады появляются заносы, ограничивается и затрудняется движение пешеходов и транспорта. Снег залепляет глаза пешеходам и мешает обзору дороги.
Яркое солнце и белый снег тоже могут быть помехой. Они создают эффект бликов, человек как бы «ослепляется». Мешают увидеть приближающийся транспорт:
•сугробы на обочине
•сужение дороги из-за неубранного снега;
•стоящая заснеженная машина.
Теплая зимняя одежда сковывает движения. Поскользнувшись, сложнее удержать равновесие. Капюшоны, мохнатые воротники и зимние шапки также мешают обзору.
Обратите внимание: скользкие подходы к остановкам общественного транспорта - источник повышенной опасности.
При посадке и высадке из транспорта
•Выходите первыми, впереди ребенка
•Подходите для посадки к двери только после полной остановки
•Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверьми).
•Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу)
При ожидании транспорта
Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.
Важно, чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.
СЕМЬ ПРАВИЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
1.Постоянно напоминайте детям о правилах поведения на дороге. Помогут обучающие детские книги и видеофильмы.
2.Перед 1 сентября пройдите с ребенком по маршруту от дома до школы, туда и обратно. Желательно несколько раз. Обратите внимание на сложные и опасные участки на дороге, пешеходные переходы, светофоры, разметку и дорожные знаки.
3.Во время передвижения на авто, обязательно используйте детские кресла и ремни безопасности.
4.При перевозке маленьких детей, аккуратно и плавно совершайте маневры без резких движений.
5.Во время езды на авто, когда проезжаете различные детские учреждения, заблаговременно снижайте скорость, будьте внимательней.
6.Если собираетесь приобрести велосипед или мотороллер, не забудьте проинструктировать ребёнка о правилах дорожного движения.
7.Самое главное правило - не нарушать ПДД в присутствии детей.
Формы работы с родителями: родительские собрания, беседы, папки-передвижки, консультации-практикумы.