Система заданий
по формированию
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
для младших школьников
2020г.
1.Игра «Самый внимательный»
Игра направлена на формирования познавательных УУД: анализ, сравнение.
Игра проводится в парах. Педагог озвучивает тему игры, указывает время проведения каждого этапа
игры, выполняет роль судьи: отмечает, какая пара выбрала наибольшее количество прилагательных,
помогает разрешить споры.
Послушайте песню «Резиновый ёжик». У каждого из вас есть текст песни.
Первый тур: выпишите как можно больше прилагательных (на эту работу детям дается 2 минуты).
После поиска прилагательных, пары по одной называют все слова и отмечают, какие уже назвали.
В этом туре побеждает та пара, которая выбрала наибольшее количество прилагательных.
Второй тур: подберите к выписанным прилагательным существительные так, чтобы получились
словосочетания и объясните их значения (2-4 минуты). Проверка словосочетаний проходит так же,
как и в первой части: ученики по очереди читают и объясняют получившиеся словосочетания (2-3
минуты). Выигравшие пары награждаются судьей (педагогом) степенями: 1 тур — «Научный
ассистент», 2 тур - «Научный консультант».
Резиновый Ёжик
По роще калиновой
По роще осиновой
На именины к щенку
В шляпе малиновой
Шел ёжик резиновый
С дырочкой в правом боку.
Были у ёжика
Зонтик от дождика,
Шляпа и пара калош.
Божьей коровке,
Цветочной головке
Ласково кланялся ёж.
Здравствуйте ёлки!
На что вам иголки?
Разве мы волки вокруг!
Как вам не стыдно!
Это обидно,
Когда ощетинится друг.
Небо лучистое,
Облако чистое.
На именины к щенку
Ежик резиновый
Шел и насвистывал
Дырочкой в правом боку.
Милая птица,
Извольте спуститься -
Вы потеряли перо.
На красной аллее,
Где клёны алеют,
Ждет вас находка в бюро.
Небо лучистое,
Облако чистое.
На именины к щенку
Ёжик резиновый
Шел и насвистывал
Дырочкой в правом боку.
Много дорожек
Прошел этот ёжик
А что подарил он Дружку?
Об этом он Ване
Насвистывал в ванне
Дырочкой в правом боку.
2.Игра «Большой-маленький»
Игра направлена на формирование познавательных УУД: анализ, сравнение, смысловое чтение,
доказательство.
В этой игре ученик играет каждый за себя. Педагог устанавливает время, отводимое на игру,
объясняет ход игры и правила. Будет только один победитель и одна поощрительная степень.
Победитель получает грамоту со степенью «Эрудит», поощрительная грамота: степень «Самый
любознательный».
На карточках написаны пословицы. В данные пословицы вставьте противоположные по смыслу
прилагательные (5 минут). Проверка происходит так же как и в предыдущем задании: один ученик
читает, другие проверяют (2 минуты). Выигрывает тот, кто правильно подобрал все прилагательные.
Объясните смысл пословиц. Докажите правильность выбранных слов (3 минуты).
... пенек опрокидывает ... воз. Даже самое ...дерево выросло из...семени. ...крючком ... рыбу не
выудишь. На ... челне по... озеру не плавают. В ... лодку ... груз не кладут. ... дело лучше ... безделья.
Карточка с пословицами:
И мал пенек, да опрокидывает воз.
Даже самое большое дерево, выросло из маленького семени.
Маленьким крючком рыбу не выудишь.
На большом челне по маленькому озеру не плавают.
В маленькую лодку тяжелый груз не кладут.
Маленькое дело лучше большого безделья.
3.Игра «Найди глаголы»
Игра направлена на формирование познавательных УУД: сравнение, доказательство.
Педагог выступает в роли судьи. Он следит за временем, отмечает количество подобранных и
доказанных правил. Дети сами определяют, сколько им надо времени (например, 15 минут).
Игра проводится в два этапа.
На первом этапе ученики выполняют работу самостоятельно. Им предлагаются карточки с текстом.
Нужно найти и выписать все глаголы.
На втором этапе игры, учащиеся объединяются в пары, сравнивают глаголы, выписанные из текста.
Теперь учащимся нужно подчеркнуть на карточке все опасные места в словах. Вспомнить правила и
записать их в тетрадь. Доказать правильность выбора правил с помощью учебников по русскому
языку (1-2 класс).
Побеждает пара, подобравшая наибольшее количество правил на опасные места. Они награждаются
дипломом степени «Книжник».
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калам,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденье.
4.Игра «Запиши вопросы»
Игра направлена на формирование познавательных УУД: анализ, смысловое чтение, доказательство.
Педагог только объясняет ход игры и озвучивает отводимое время на каждый этап. Дети выбирают
ученика, который будет следить за временем и за ходом выполнения заданий. Выигрывают те
ученики, которые быстрее всех справятся с заданиями одноклассников. Призеров может быть много,
они получают значки со званием «Покоритель вопросов».
На доске записан текст. Выпиши глаголы и в скобках запиши вопросы, на которые эти глаголы
отвечают (2 минуты). Придумай свои глаголы, отвечающие на такие же вопросы и составь с ними
текст (5-6 минут). Запиши текст на листе вместе с вопросами, но пропусти придуманные тобой
глаголы (1,5 минуты). Поменяйся с соседом по парте. Теперь нужно вставить задуманные глаголы
учеником и доказать, почему ты так считаешь (1,5-2 минуты).
Текст на доске
Очень приятно, когда в ясное морозное утро ноги, будто сами тебя несут по мёрзлым кочкам!
Попадёшь с разгона носком в лужицу - лёд с хрустом проломится, зазвенит, а ты уж помчался дальше,
и подошвы сухие. А потом как хорошо после переменки с холода вбежать в светлый класс!
5.Игра «Знатоки»
Игра направлена на формирование познавательных УУД: сравнение, доказательство.
Игра проводится в два этапа: на первом этапе детям нужно проанализировать стихотворение.
Выписать глаголы. На втором этапе ученикам нужно выписать все правила, которые встречаются в
глаголах, и доказать их с помощью учебников за 1-й и 2-й класс.
Проверка проходит так же, как и в предыдущих играх: один ученик читает глаголы, все проверяют, на
втором этапе ученики по очереди читают глаголы и правила, которые нашли в этих словах
Побеждает тот ученик, который выписал все глаголы и все правила.
Я шёл зимою вдоль болота,
В галошах, шляпе и очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических крючках.
Я побежал скорее к речке.
А он бегом спустился в лес.
К ногам приделал две дощечки,
Присел, подпрыгнул и исчез.
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул - вот и всё!
6.Игра «Что делать? Что сделать?»
Игра направлена на формирования познавательных УУД: анализ, сравнение.
Играют две команды (мальчики и девочки). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на
вопрос «что делать?», а другая - глаголы, отвечающие на вопрос «что сделать?» Учитель диктует
глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее
число ошибок.
Материал для игры:
Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать,
ехать, построить, шить, открыть, ставить, строить, нарисовать, возить.
7.Игра «Какое время?»
Игра направлена на формирование познавательных УУД: анализ, синтез, сравнение. Педагог выступает в роли организатора. Он раздает задание капитанам команд.
Учащимся нужно разделиться на три команды. Каждая команда выбирает капитана. Капитан
получает задание, распределяет роли в команды и представляет ответ.
Учащимся предлагается загадка, в которой все слова употреблены не в правильной форме. Каждой
команде нужно составить загадку, отгадать ее и определить время всех глаголов. Ответ команды
оценивают другие команды.
Загадка № 1
Летят без крыла и петь,
Прохожих задирать.
Одним проход не давать,
Другим он подгонять.
Загадка № 2
Длинная шея поверчу -
Грузы тяжёлые подхватить,
Где приказать - положу:
Человек послужить.
Загадка № 3
Приняться она за дело,
Завизжать и запеть.
Есть, ела дуб, дуб,
Поломать зуб, зуб.
Загадка № 1
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет. (Ветер)
Загадка № 2
Длинной шеей поверчу -
Груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут - положу:
Человеку послужу. (Кран)
Загадка № 3
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)
8.Игра «Лучший редактор»
Игра направлена на формирования познавательных УУД: анализ, сравнение.
Игра проводится в три этапа.
На первом этапе детям предлагается вырезать из газет и журналов различные заголовки статей и
принести их на занятие (урок). Заголовки перемешиваются.
На втором этапе дети делятся на 4 команды (6-7 человек в команде). Педагог - организатор игры.
В этом задании детям предлагается быть редакторами газет. Редакторы правят заголовки и пишут
статьи. На команду «редакторов» раздается по 10 заголовков. Ученикам нужно прочитать вырезки и
подобрать из них имена существительные единственного числа.
На третьем этапе команде «редакторов» нужно написать заметку с выбранными именами
существительными. Род выписанных имен существительных можно менять.
По окончанию игры команды по очереди вывешивают на доску выписанные из заголовков слова и
зачитывают составленную заметку. А жюри - это ученики других команд - подсчитывают
использованные имена существительные. После того, как все команды выступили, ученикам
предлагается проголосовать за лучшую заметку. За свою команду ученикам голосовать нельзя.
После голосования командам присуждается 1, 2, 3 и 4 места.
9.Игра «Сосчитай правильно»
Игра направлена на формирования познавательных УУД: анализ, сравнение, доказательство.
Педагог объясняет задание и делит учеников на команды участников (4 команды по 5 человек) и
команду судей (4 судьи).
На доске записаны названия предметов.
Задача участников: правильно назвать число одного из названных предметов от 1 до 6, например:
одно яблоко, два яблока и т.д. побеждает команда, допустившая меньшее число ошибок.
Яблоко, место, озеро, помидор, солдат, простыня, килограмм, оладья, цапля, туфля, щенок, гусёнок,
полотенце, блюдце, лимон.
Судьи располагаются около доски. Им выдаются карточки с правильными ответами. При каждом
выступлении команды судьи сравнивают ответ команды с правильным ответом, и отмечают
количество ошибок. После того, как все команды выступили, судьи совещаются и объявляют
количество ошибок у каждой команды и места (1, 2, 3 и 4 места).
10.Игра «Имя существительное»
Игра направлена на формирования познавательных УУД: анализ, сравнение.
Педагог загадывает слово. Участники задают вопросы, чтобы отгадать загаданное слово. Ведущий
может отвечать только «да» и «нет».
Примечание: на первом этапе загадываются слова, обозначающие предметы, затем постепенно
можно переходить к абстрактным понятиям.
11.Игра «Говори наоборот »
Игра направлена на формирования познавательных УУД: анализ, сравнение.
Ребёнку предлагается поиграть: «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, но только наоборот».
Например, я говорю «большой», а ты говоришь наоборот… да, «маленький».
Можно предложить следующие пары слов: большой-маленький, толстый-тонкий, черный-белый,
старый-новый, горячий-холодный, пустой-полный, легкий-тяжелый, чистый грязный, ученик-учитель,
больной-доктор, ребёнок-взрослый, лед-вода, силач-слабак, артист-зритель, ходить-стоять, смеяться-
плакать и т.д.