Развитие когнитивных способностей младших школьников во внеурочной деятельности с использованием ИКТ |
| Уважаемые коллеги, у каждого из нас, конечно, не раз возникал вопрос: Как осуществлять развитие детей с ОВЗ в смешанных классах? В современной школе, особенно в начальных классах учится по 30детей (а бывает и больше!) |
| И если 45 минут урока поделить на количество учеников, то на 1 ребенка приходится 1,5 минуты внимания. Если же еще убрать и время, которое учитель отводит на объяснение, демонстрацию, то его останется ещё меньше! А внимания требует каждый ребенок, а уж ребенок с ОВЗ тем более! Всем учителям – практикам понятно, что на уроке нет временного пространства для индивидуальной работы с детьми |
| Поэтому, на мой взгляд, нужно строить работу в классе так, чтобы развитие ребенка с ОВЗ происходило за счет развития детского коллектива в целом. Большие возможности для этого предоставляются как на уроке, так и во внеурочной деятельности. |
| Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить. Томас Эдисон |
| Согласно новому стандарту учитель исполняет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьников к самостоятельному принятию решений, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы включить в работу каждого ученика. Невозможно изучить всё, да всё знать и не нужно. Нужно научить ребёнка умению находить ту информацию, которая в данный момент необходима. |
| В нашей школе во всех начальных классах в рамках внеурочной деятельности ведётся надпредметный курс «Мир деятельности», |
| который позволяет учителю вместе с детьми открывать секреты успешной учебы. |
| Он даёт возможность развитию метапредметных результатов и является инструментом формирования УУД младших школьников. |
| Несколько классов оснащены персональными компьютерами. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным с точки зрения ребенка, и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей. |
| Использование ИКТ на различных уроках с детьми со сложными дефектами позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. |
| Кроме того, применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения. Предлагаю Вам несколько видеофрагментов внеурочного занятия по курсу «Мир деятельности» с использованием ИКТ. |
| Это занятие входит в Познавательную линию курса. |
| проведено с учениками 3В класса. Все ученики класса имеют персональные компьютеры, которыми пользуются на предметных уроках и внеурочных занятиях. Открытие новых знаний по данной теме было запланировано в групповой деятельности, поэтому в каждой группе по 2-3 компьютера для выполнения заданий. Обратите внимание, как достигаются метапредметные результаты. В первом фрагменте ученики, выполняя пробное действие, встречают затруднение, фиксируют его и строят проект выхода из затруднения. Это же пробное действие я предлагаю выполнить и ВАМ! Постарайтесь запомнить слова: МЫШЬ, ДОМ, ЧЕРЕПАХА, ПЯТЕРКА, КАРАНДАШ, ПЛАНЕТА, ТОРТ, РОЗА, МАШИНА, ОКНО, ТАКСИ, ЧАЙНИК Мысленно воспроизведите эти слова? Сколько слов запомнили? А их было 12! - Какое затруднение вы встретили? Подумайте, какая тема занятия будет сегодня? |
На данном этапе урока прослеживается формирование регулятивных УУД : учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, определяют цель урока Видео 1 |
В следующем фрагменте вы увидите, как формируются Познавательные и коммуникативные УУД на этапе реализации построенного проекта. Познавательные УУД: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют. Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, умеют сотрудничать. Видео 2 |
После проделанной работы проверяю, удалось ли детям улучшить свой результат? Как вы думаете? Удалось? Видео 3 |
На этапе рефлексии ученики оценивают результат своей работы (тоже регулятивные УУД.) Видео 4 |
Давайте задумаемся, какие навыки позволяют современному человеку быть успешным сегодня, и позволяет ли обучение в школе эти навыки освоить или хотя бы заложить их основы? Простой пример: сегодня многим сотрудникам ежедневно необходимо использовать электронную почту для взаимодействия с коллегами, и умение пользоваться почтовой программой зачастую является обязательным требованием при приеме на работу. Можно считать, что это обязательный навык сотрудника современной компании. Сложно спорить, что юных граждан, которые сегодня ходят в школу, следует обучать тем навыкам и умениям, которые будут им полезны как в процессе дальнейшего обучения, так и в будущей профессиональной деятельности. Учитывая степень проникновения информационных технологий в различные сферы жизни, такое обучение невозможно представить без компьютера. Поэтому обучение умению использовать информационные технологии, искать, обрабатывать, делиться информацией, решать творческие задачи, мыслить критически, работать совместно - целесообразно преподавать в самом начале образовательного процесса, тем более что способность к обучению и когнитивные навыки интенсивно развиваются именно с ранних лет жизни ребенка. |
2) В следующем фрагменте вы увидите, как формируются Познавательные и коммуникативные УУД на этапе реализации построенного проекта.
Познавательные УУД: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют.
Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, умеют сотрудничать. Видео (13:00 - 21:30)
После проделанной работы проверяю, удалось ли детям улучшить свой результат? Как вы думаете? Удалось? (25:24 – 26:30)
4. Личностные УУД: учащиеся проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу, понимают причины успеха в учебной деятельности
Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор творческих заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии Слайд 14. Давайте задумаемся, какие навыки позволяют современному человеку быть успешным сегодня, и позволяет ли обучение в школе эти навыки освоить или хотя бы заложить их основы? Простой пример: сегодня многим сотрудникам ежедневно необходимо использовать электронную почту для взаимодействия с коллегами, и умение пользоваться почтовой программой зачастую является обязательным требованием при приеме на работу. Можно считать, что это обязательный навык сотрудника современной компании.
Сложно спорить, что юных граждан, которые сегодня ходят в школу, следует обучать тем навыкам и умениям, которые будут им полезны как в процессе дальнейшего обучения, так и в будущей профессиональной деятельности. Учитывая степень проникновения информационных технологий в различные сферы жизни, такое обучение невозможно представить без компьютера. Поэтому обучение умению использовать информационные технологии, искать, обрабатывать, делиться информацией, решать творческие задачи, мыслить критически, работать совместно - целесообразно преподавать в самом начале образовательного процесса, тем более что способность к обучению и когнитивные навыки интенсивно развиваются именно с ранних лет жизни ребенка.