Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Именно семья считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире (много ли, мало ли; истинные либо сложные), здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семья и школа - партнеры в воспитании»
Доклад учителя начальных классов МБОУ «Конарская СОШ» Цивильского района Чувашской Республики Моргуновой Людмилы Ильиничны для родительского собрания
Тема: «Семья и школа – партнеры в воспитании»
Закон об образовании возлагает всю ответственность за воспитание детей на семью. Он гласит «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Но в сложных современных условиях только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решить проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитателный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Именно семья считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире (много ли, мало ли; истинные либо сложные), здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, то есть начинается процесс его воспитания. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребенка до поступления его в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним говорите или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, как читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. В воспитательной работе нет пустяков. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно. Понимание этого, сознание ответственности за воспитание детей требует огромной внимательности родителей к себе, к своим словам, действиям, поведению, ко всему, в чем выражается внутренний мир. Учить добру надо не только словом, но и самим делом.
Условие правильного семейного воспитания – рационально организованный быт, режим жизни ребенка в семье. Организация жизни и деятельности детей в семье с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей требует правильного чередования труда и отдыха детей, создания условий для трудовой деятельности, чтения книг, занятий спортом, играми, полноценного общения с родителями, друзьями.
Очень важное значение имеет в режиме дня школьника организация труда. Распространенной ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только к учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участия детей в работах по самообслуживанию. Между тем, как показывает опыт, участие детей в бытовом, общественно- полезном труде необходимо для воспитания многих важных черт характера ребенка. Труд воспитывает самостоятельность, развивает прилежание, внимание и настойчивость, приучает к точности и аккуратности, поддерживает в детях бодрое и серьезное настроение. В труде формируются такие качества, как дисциплинированность, инициатива, стремление преодолевать трудности. В труде формируются дружеские взаимоотношения, желание выручить товарища, прийти на помощь, чувство коллективизма. Трудовая деятельность способствует умственному развитию ребенка. В процессе труда формируются такие качества, как любознательность, умение сравнивать и обобщать, делать выводы и умозаключения. Труд даёт широкую возможность для развития творческого воображения, смекалки, выдержки. Правильно организованный труд способствует также физическому развитию.
Приучать детей к труду надо начинать с малых лет. Иначе вместе с ребёнком будет расти и его лень. Практика показывает, что некоторые дети, только поступающие в школу, не владеют необходимыми навыками: неряшливо едят, небрежно обращаются с одеждой, обувью, не всегда моют руки. Дети дома должны сами следить за своей одеждой и обувью, убирать и мыть посуду за собой, застилать и убирать постель, помогать убираться дома, выносить мусор, ухаживать за животными, стирать свои маленькие вещи, складывать свои вещи на свое место. Девочки должны уметь ремонтировать одежду, вязать, вышивать. Мальчики забивать гвозди, выпиливать, вытачивать и т.д.
Корни добрых чувств закладываются в детстве, а человечность, доброта рождаются в труде. Необходимо, чтобы дети почувствовали, как приятно сделать что-то для других.
Труд является также действенным средством нравственного восприятия.
Как говорит народная мудрость, у человека портятся голова и сердце, если он не знает, чем занять руки. Нравственные основы личности, ее жизненные позиции закладываются в семье. Жизнь семьи, поведение родителей оказывает большое влияние на формирование нравственных качеств ребенка. Не редко можно услышать мнение о всесильном влиянии «улицы», товарищей. Чужое влияние всемогуще только тогда, когда семья не заложила краеугольные камни характера ребенка, когда родной дом не стал любимым, когда родители, хотя и рядом, но далеки от его переживаний, стремлений, когда отец и мать не научили сына или дочь радоваться тому, что действительно радостно, любить то, что только и достойно любви, когда не вызвали жажды духовной жизни. А ведь только это вырабатывает надежный и продолжительный иммунитет против других посторонних влияний.
Каков взгляд родителей на людей – добрый или недоверчивый, замечающий только недостатки? Ребенок усваивает, впитывает в себя этот недобрый взгляд на людей, приучается смотреть на окружающий мир через пелену зависти. Такой человек всегда будет недоволен жизнью, сколько бы он не получал от нее, всегда будет полон жгучей зависти к тому, кто имеет больше, чем он.
С раннего детства надо воспитывать у ребенка любовь к родным. Маленький ребенок с радостью помогает маме подметать, мыть посуду, радуется, когда его привлекают к «взрослым» делам.
Но как показывает иногда практика семейного воспитания, с возрастом некоторые дети утрачивают эту способность радоваться труду. Причина этого, по всей вероятности, в том, что родители не сумели удержать, закрепить в ребенке эту жажду деятельного добра. И, расплачиваются за это в будущем в первую очередь сами родители, когда замечают в своих взрослых детях по отношению к себе только проявление эгоизма, потребительских наклонностей, когда им так хотелось бы увидеть внимание, заботу о себе. Встречаются и такие родители, которые сознательно воспитав в своих детях эгоизм, зависть, недоброжелательство (Например «Пусть бьет других детей», или «Кидай в них камнями», «Пусть учиться не давать себя в обиду»), и такой ребенок вырастает озлобленным, недовольным тем, что ему удалось взять от жизни.
Доброта, заботливое и уважительное отношение к людям воспитываются у детей в повседневных делах. Оберегая молодое деревце, развешивая в саду кормушки для птиц, воспитывая щенка, ребенок начинает осознавать потребность защищать слабые существа.
А. С. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, общество, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
Важным условием успешного воспитания в семье является авторитет родителей. Авторитет родителей – это влияние отца и матери на детей, оснаванное на уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, словам и поступкам.
Свои симпатии и антипатии, нормы и правила поведения, отношения к событиям и явлениям окружающей жизни дети чаще всего заимствуют от родителей или членов семьи. Это налагает на родителей особую ответственность, обязывает их тщательнее анализировать свое поведение при детях.
Образ жизни родителей – основа их авторитета у детей. Требования к детям не должны расходиться с собственным поведением. Отец ругает сына за неряшливость, хотя сам бросает одежду на стул. Мать требует уважения к себе, но в присутствии детей грубит бабушке, неуважительно отзывается о пожилой соседке.
Необходимое условие для укрепления авторитета – уважение к личности ребенка, понимание его интересов, стремление видеть в нем человека.
Только уважая личность ребенка, можно помочь стать ему человеком в самом высоком смысле этого слова.
Очень важно уметь выслушать детей, правильно реагировать на их высказывания. Ребенок, рассказывая матери о чем-то своём, сокровенном, оказывает ей самое высокое доверие. Ни в коем случае нельзя говорить детям: «Не мешай», или «Не приставай, займись своими делами».
Некоторые родители объясняют причину недостаточного внимания к детям дефицитом времени, постоянной занятостью работой, хозяйственными заботами. Вот что рассказывает отец трех детей, которого попросили на родительском собрании поделиться опытом воспитания. Свой отказ от выступления отец объяснил так: «Ничего мы специально не воспитываем. Да и некогда нам – оба с женой работаем, а я еще учусь. Просто распределяем все обязанности по дому и огороду между всеми членами семьи, вот и остается время для совместного спорта, прогулок».
Безразличие к детям, невнимание к ним нельзя извинить ни служебной занятостью, ни поглощенностью какими-либо интересами.
Обязательное условие авторитета родителей – единство требований к детям всех членов семьи.
Единые требования, предъявляемые детям в семье взрослыми, способствуют тому, что ребенок привыкает поступать определенным образом. Постепенно у него вырабатывается навык не только поступать правильно, но и самостоятельно оценить ситуацию и характер своих поступков.
Провожая Алешу с папой в зоопарк, мама сказала, что нельзя кормить животных, просовывая руку в клетку: ведь даже самые безобидные звери могут поранить руку. По дороге в зоопарк папа купил бублики. Когда они подошли к оленям, папа протянул угощение длиннорогому красавцу. «Ой, папочка, – забеспокоился Алеша», – он тебе руку откусит!» «Что ты, сынок, это только мама такая трусиха. Дай ему кусочек». Неудивительно, если в другой раз, когда мама запретит мальчику переходить дорогу в опасном месте, ребенок свое ослушание расценит как проявление смелости и отваги.
Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки, правила поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания.
Недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались об учителе, позволяли себе при детях пренебрежительные высказывания в его адрес.
Ставя под сомнение авторитет учителя, родители тем самым подрывают уважение ребенка к другим окружающим взрослым людям, в том числе и к самим себе. Такие ученики позволяют себе непочтительное, пренебрежительное отношение к учителю. Обычно точкой подросток развязен, груб, дерзок.
С первых дней пребывания в школе ученик должен выполнять единые требования, которые предъявляет школа к своим учащимся. Сейчас я познакомлю вас с некоторыми пунктами единых требований к учащимся, которые необходимо знать и родителям.
До начала занятий:
1. В школу нужно приходить за 15 минут до первого урока.
2. Являйся в школу в чистой выглаженной форме, в начищенной обуви.
3. Не держи в карманах посторонних вещей.
4. На уроки физкультуры всегда являйся в спортивной форме.
5. Имей при себе носовой платок и расческу.
6. Не носи в школу ножи, лезвия и другие режущие предметы.
7. Не носи в школу семечки и орехи.
На уроке:
8. Внимательно слушай объяснения учителя и ответы товарищей.
9. За партой сиди прямо, не разваливайся и не оборачивайся.
10. Не поправляй ответ товарища без разрешения учителя. Не мешай товарищу подсказкой.
11. Если урок не выучил по уважительной причине (болезнь, несчастье в семье), предупреди до начала урока.
На переменах:
1. В помещении школы во время перемены не кричи, не бегай, соблюдай порядок.
2. При встрече с взрослыми остановись, поздоровайся.
После уроков:
1. Не оставайся в школе после уроков, если у тебя нет определенного дела.
У нас в школе работают различные предметные кружки, а также кружки по интересам. Нам бы хотелось, чтобы каждый ученик посещал хотя бы один кружок, чтобы он мог развивать свои интересы.
Учебники, тетради:
1. Все учебники, дневник, тетради должны быть в обложках и носи их в сумке или в портфеле. Бери учебник чистыми руками.
2. Не делай на книгах ручкой никаких пометок, не загибай страниц.
3. Полученную в библиотеке книгу в случае необходимости подклей и возврати в срок.
4. Держи свою парту в полном порядке, не клади ничего лишнего. Перед уходом из класса проверь состояние парты.
5. Не забывай принести на уроки рисования, труда необходимые предметы. Родители должны приучать детей складывать в сумку книги, тетради, другие необходимые предметы по расписанию.
Речь учащихся:
1. Не употребляй грубых выражений, кличек, прозвищ. Обращаясь к кому-нибудь с просьбой, говори слово «пожалуйста». За оказанную услугу благодари.
С малых лет мы должны приучать детей культуре общения, правилам этикета. Но бывает так, что учителя в школе говорят одно, а дома некоторые дети слышат не культурную речь.
В общественных местах:
1. Веди себя скромно, прилично. Не доставляй неприятности окружающим: не толкайся, не кричи не разговаривай очень громко.
Здесь хочется привести восточную мудрость, которая гласит: «Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам». Если следовать этому совету, то гораздо легче, проще становиться усвоение любых правил поведений.
2. При встрече со старшими уступай дорогу.
3. Если побеспокоил кого-нибудь, извинись. Умение извиняться надо прививать в детях с раннего возраста.
4. При встрече со знакомыми поздоровайся.
5. В автобусах уступай место взрослым, маленьким детям.
6. Строго соблюдай правила уличного движения.
Дома:
1. Твердо выполняй установленный режим – воспитывай свою волю.
2. Держи свой рабочий уголок в полном порядке.
3. Начинай выполнять домашние задания с наиболее трудных предметов.
4. По каждому предмету сначала выполняй устные, затем письменные задания.
5. Складывай в сумку книги и тетради по порядку, соответствующему расписанию уроков следующего дня.
6. Заботься о санитарном состоянии квартиры, об уюте в ней.
7. Контролируй выполнение режима младшими братьями и сестрами.
8. Держи в порядке свой костюм.
9. Веди себя культурно за столом, не разговаривай во время еды, помогай накрывать на стол и убирать со стола.
10. Будь вежлив и предупредителен не только с родными, но и с соседями, не беспокой их шумом.
11. Уходи из дома только с разрешения родителей, сообщив, куда и на какой срок уходишь.
Вот эти единые требования должны выполнять каждый ученик нашей школы. В начале учебного года мы в первых и вторых классах знакомим учащихся с этими требованиями, а в остальных классах повторяем их.
Единая система педагогических воздействий, единые требования, предъявляемые ребенку в школе и семье, способствуют выработке определенного динамического стереотипа поведения.
Идеалом, к которому стремятся семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно. Родителям хочется, чтобы их дети выросли порядочными, хорошими, здоровыми людьми.
И в конце хочется сказать, что условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит.
Любовь – творец всего доброго, возвышенного. Это основа человеческих отношений. Живя в семье, ребенок, по словам В. А. Сухомлинского, должен чувствовать, что его очень, очень любят и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта.
Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости.
Любовь, ласка, нежность, которые ребенок воспринял в детстве, в последующем помогают ему правильно решать сложные жизненные проблемы.