умение договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
представление о роли денег в семье и обществе;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
проведение элементарных финансовых расчётов.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. При входе возьмите карточки и займите место за столом с шаром такого же цвета.
(Распределение на 3 группы-семьи. (Занимают места согласно распределению. Можно предложить при входе взять цветные карточки и занять место за столом с карточкой такого же цвета)
Актуализация знаний.
Мотивация.
- Зовут меня Светлана Васильевна. Я рада видеть вас на ЗАНЯТИИ по финансовой грамотности. Сегодня вам предстоит побывать в необычной роли, решить интересные задания, побывать в гостях у старых друзей.
- Чтобы определить тему занятия, разгадайте ребус.
я
Е + ЙНЫЙ БЮ М Т
Семейный бюджет (сл)
- Для того чтобы определить цель занятия послушайте стихотворение Ш. Галиева «Три копейки на покупку».
- Подумайте, сможет ли мама приобрести все покупки на те деньги, что даёт ей мальчик?
Учитель читает стихотворение Ш. Галиева «Три копейки на покупку». (сл.)
Маму в магазин провожает сын,
Три копеек ей дает : «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку, танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски, маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу можешь даже и свистульку мне купить...»
- Можно ли купить столько товаров на три копейки? Почему? Как вы считаете?
- А что можно купить на три копейки? (Ответы детей)
- А вы знаете, почему ваши родители иногда не могут купить то, что вам хочется? (у них нет денег, считают, что я ещё мал)
- Какую задачу мы поставим? (сл.)
Задача: научиться объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи.
Прочитайте слова немецкого писателя Бертольда Авербаха, которые я выбрала в качестве эпиграфа к нашему сегодняшнему занятию.
Эпиграф (сл)
«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство».
- Именно о мудрости и искусстве траты денег мы будем говорить сегодня на нашем занятии. По ходу занятия мы будем составлять ментальную карту бюджета семьи.
- Сегодня вам предстоит быть в роли взрослых членов семьи. В начале урока каждый из вас взял со стола цветную метку. В соответствии с цветом метки занял место. Таким образом вы разделились на семьи. Задания, которые будут предложены, требуют от вас слаженной работы в группе.
- Выберите ответственного. Это глава семьи, он будет озвучивать ваша ответы. При работе в группе помните, нужно слушать, что говорят другие, говорить спокойно, ясно, только по делу.
Обсуждение базовых понятий.
Денежные средства в семье – это бюджет семьи (карточка на доску).
( - Как называются денежные средства, поступающие в семью?)( карточка на мент. карту)
- В каких случаях мы можем сказать, что «семейные денежные средства» это доходы?
-Из чего состоит доход семьи? (зарплата, пособие по уходу за ребёнком, подарили на день рождение, стипендия, пенсия бабушки…)
- Если в семье что-то покупают - это доходы или расходы? (расходы).
Т.е. бюджет семьи тесно связан с доходами и расходами семьи.
- Выполняя задание, вы подсчитаете доходы семьи. Сейчас один представитель семьи подойдет и возьмёт конверт с заданием соответствующего цвета.
В конверте задание 1: заполните таблицу и подсчитайте доход вашей семьи.
1.Семья Рублёвых.
В семье Рублёвых мама работает продавцом в магазине и получает зарплату 20 000 рублей в месяц, папа – водитель, его зарплата 27 000 рублей в месяц. Пенсия бабушки составляет 12 000 рублей. Дочь работает учителем и получает заработную плату 18 000 рублей, сын учится в школе.
семейный статус
место работы
виды дохода
сумма в рублях
Мама
заработная плата
20 000
Папа
заработная плата
27 000
Бабушка
пенсионерка
пенсия
12 000
Сын
ученик
-
-
Дочь
учитель
зарплата
18 000
общий доход семьи
77 000
2.Семья Копейкиных
В семье Копейкиных мама получает пособие по уходу за маленьким ребёнком 11000 рублей в месяц, папа – строитель, его зарплата 45 000 рублей в месяц. Пенсия бабушки составляет 15 000 рублей. Дочь учится в институте и получает стипендию 3 000 рублей.
семейный статус
место работы
виды дохода
сумма в рублях
мама
пособие по уходу за маленьким ребёнком
11 000
папа
строитель
заработная плата
45 000
бабушка
пенсионерка
пенсия
15 000
дочь
студентка
стипендия
3000
общий доход семьи
74 000
3. Семья Денежкиных
Мама – работает поваром в детском садике и получает зарплату 20 000 рублей.
Папа – работает врачом, его зарплата составляет 30 000 рублей. Пенсия бабушки и дедушки 12 000 и 15000 рублей соответственно.
Сын – 15 лет (учится в школе).
семейный статус
место работы
виды дохода
сумма в рублях
мама
повар
заработная плата
20 000
папа
врач
заработная плата
30 000
бабушки
пенсионерка
пенсия
12 000
дедушки
пенсионер
пенсия
15 000
Сын
ученик
-
-
общий доход семьи
77 000
- Представьтесь и назовите доход своей семьи. (один из учеников представляет семью и называет её доход) ( правильные ответы на слайд)
- Но кроме доходов в семье есть и расходы.
- На что семья тратит свои доходы? (питание, одежда и обувь, транспорт, коммунальные платежи) – прикрепляю на ментальную карту
-Это обязательные расходы, кроме этого есть и незапланированные расходы.
_ Какие незапланированные расходы вы знаете? ( на лекарства, на подарки, на поход в кино и т.д.)
(Расходы – плата за коммунальные услуги, покупка продуктов питания и одежды, плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе, учебу в некоторых учебных учреждениях, прочие расходы)
- Итак, следующее задание. Возьмите конверты с заданием 2.
Задание 2 Выберите карточки, в которых указаны расходы семьи.
(карточки в конвертах, ребята в группах выбирают слова с расходами)
Заработная плата, коммунальные платежи, пенсия, деньги на лечение, доход от аренды квартиры, проценты по вкладу в банке, деньги на питание, деньги на поход в кино, стипендия.
расходы
Проверка по образцу на слайде.
Физкультминутка «Финансы».
- А теперь давайте немного отдохнём, я произношу понятия, если названное является доходом – вы хлопаете в ладоши, если расходом семьи топаете ногами.
Выиграли в лотерею — Д.
Потеряли кошелёк — Р.
Продали часть урожая помидор — Д.
Нашли 50 рублей — Д.
Порвались штаны — Р.
Купили арбуз — Р.
- Продолжаем работу.
Задание 3 (для каждой семьи составляется своя задача)
- А сейчас вам предстоит подсчитать расходы вашей семьи. Для этого решите задачу и заполните таблицу.
Семья Рублёвых.
Семья Рублёвых каждый месяц тратит на питание 20 000 рублей, коммунальные платежи составляют 4000 рублей, на одежду и обувь – 10 000 рублей в месяц. Расходы на транспорт составляют 6 000 рублей в месяц. На непредвиденные расходы Рублёвы ежемесячно оставляют 5000 рублей.
( расход семьи 45 000)
Семья Копейкиных.
Семья Копейкиных каждый месяц тратит на питание 15 000 рублей, коммунальные платежи составляют 5000 рублей, на одежду и обувь – 15 000 рублей в месяц. Расходы на транспорт составляют 3 000 рублей в месяц. На непредвиденные расходы Копейкины ежемесячно оставляют 4000 рублей.
( расход семьи 42 000)
Семья Денежкиных.
Семья Денежкиных каждый месяц тратит на питание 16 000 рублей, коммунальные платежи составляют 4000 рублей, на одежду и обувь – 16 000 рублей в месяц. Расходы на транспорт составляют 4 000 рублей в месяц. На непредвиденные расходы Денежкины ежемесячно оставляют 3000 рублей.
( расход семьи 43 000)
ВИД РАСХОДА
СУММА
(РУБ)
Обязательные
незапланированные
ИТОГО
…….. тысяч
- Давайте проверим, что у вас получилось. ( вывесить таблички на доску)
- Возвратитесь к заданию, где вы подсчитывали доходы вашей семьи и сравните доходы и расходы. Что у вас получилось?
- Ребята, какая сумма должна быть больше, доходы или расходы и почему?
- Что произойдёт если?
Доходы ≥ расходов
- в таком случае у семьи появляются накопления. Такой бюджет называется профицитным (слайд «Профицит бюджета»)
Доходы = расходам (не можем отложить сбережения «Сбалансированный бюджет»)
Доходы ≤ расходов (нехватка денег «Дефицит бюджета»)
- Ребята, что нужно делать, чтобы расходы не превышали доходы?
Вывод: расходы не должны превышать доходы, необходимо просчитывать семейный бюджет.
- Обычно взрослые так и поступают. Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.
- Продолжаем работать.
Посмотрите мультфильм «Трое из Простоквашино» и ответьте на вопрос:
- Почему Матроскин поссорился с Шариком? (Израсходовал деньги не по назначению).
Просмотр мультфильма
- Так почему же Матроскин был так недоволен покупкой Шарика?
- Как вы думаете, он жадный или экономный?
- Чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, воспользуйтесь карточкой – подсказкой.
Карточка-подсказка (на столах)
жадный — стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;
экономный — бережливо расходующий что-либо.
- Матроскин - жадный или экономный?
- На чем можно сэкономить в семейном бюджете? (Ответы детей)
- Люди, не умеющие вести семейный бюджет, попадают в неприятные жизненные ситуации. Понятно, что расчет бюджета сам по себе не увеличивает доходы и не снижает расходы, но он помогает понять, как это сделать грамотно и избежать личного и семейного банкротства.
Задание 4. « Поход в магазин»
Вам необходимо посчитать стоимость продуктов в магазинах
Наименование продуктов
Магазин №1
Магазин №2
Магазин №3
Хлеб
30
22
25
Молоко
65
70
68
Картофель
45
43
43
Сахар
65
60
63
Яйца
100
90
92
Итого
305
285
291
- Итак, подумайте, в каком магазине выгоднее сделать покупки и почему?
Итог. (подхожу к ментальной карте)
- Сегодня вы узнали, что семейный бюджет состоит из доходов и расходов, что он может быть дефицитным и профицитным. Познакомились с тем, что нужно делать, чтобы бюджет был профицитным.
Задание 5.
- Наверное, в ходе занятия каждый из вас задумался о том, что он может сделать для экономии семейного бюджета.
Давайте составим памятку. Из предложенных советов выберите полезные и поместите их на кошелёк.
Семья Рублёвых.
Экономить свет, бережно носить обувь, не ломать игрушки, покупать часто сладости, часто менять гаджеты.
Семья Копейкиных.
Экономить воду, бережно носить одежду, укреплять здоровье, чтобы не тратить деньги на лекарства, покупать часто чипсы, не контролировать расход воды и света.
Семья Денежкиных.
Бережно относиться к школьным принадлежностям, меньше покупать сладостей, ходить пешком на небольшие расстояния, покупать много одежды, покупать много игрушек.
Рефлексия.
- Занятие подошло к концу. Я благодарна вам за работу и прошу наполнить мой кошелёк вашими эмоциями. На столах у вас лежат монетки (из бумаги) трех видов: золотые, серебряные, медные, выберите одну из них:
золотая – на занятии было интересно, все полезно, у вас все получилось;
серебряная – было нам занятно, но немного непонятно;
медная – надо больше нам трудиться, есть к чему стремиться!
( дети подходят и наполняют кошелёк)
- Я вижу, что на занятии вам было интересно и всё полезно. И мне с вами было очень интересно. ( кладу монету в кошелёк)