Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»
Сборник заданий,
направленных на развитие универсальных учебных действий
Камышлов, 2023
Сборник заданий, направленных на развитие универсальных учебных действий/ сост. Роик Е.А. Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж, 2023.
В сборнике представлены увлекательные задания, которые помогут детям в развитии универсальных учебных действий. Сборник предназначен для использования ОУ – учителем начальных классов и коррекционной педагогики в начальном образовании.
Задания и игры на формирование познавательных УУД 7
Задания и игры на формирование коммуникативных УУД 10
Задания и игры на формирование регулятивных УУД 12
Задания и игры на формирование личностных УУД 13
Пояснительная записка
Универсальные учебные действия (УУД) в широком значении — умение ученика учиться, способность к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности. Это совокупность приемов, которые помогают успешно усваивать новые знания и навыки.
Любая современная образовательная программа в России построена на развитии универсальных учебных действий. Основные функции УУД:
-Предоставляют ученику возможность самостоятельно получать новые знания по предметам, ставить учебные цели, находить средства для их достижения, а также контролировать и оценивать свои результаты.
-Создают условия для гармоничного и всестороннего развития личности, помогают школьникам в дальнейшей самореализации, формируют способность и готовность к постоянному обучению, устраняют препятствия для самообразования и успешного освоения новых знаний во взрослой жизни.
В ФГОС НОО содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор).
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ неизвестно;
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в
случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,
осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные УУД – это общеучебные, логические универсальные действия, постановка и решение проблем. Они включают действия поиска, исследования, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. К познавательным УУД относится умения:
- ставить цель изучения;
- создавать алгоритм деятельности;
- найти информацию;
- использовать различные методы поиска фактических данных;
- выбрать наиболее эффективные из них;
- изучить материалы при помощи смыслового чтения;
- структурировать полученную информацию;
- сделать осознанные высказывания о том, что изучил.
В ходе познавательных учебных действий ребенок учится создавать и проверять собственные гипотезы, выстраивать причинно-следственные связи, сравнивать и классифицировать результаты, делать выводы, находить доказательства гипотезам.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Целью данного сборника является систематизация, подбор заданий, направленных на формирование познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
подобрать задания, направленных на развитие универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста;
систематизировать и описать задания;
оформить сборник заданий, направленных на развитие универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
Владение УУД позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться.
Актуальность данного сборника состоит в том, что он позволяет формировать и развивать универсальные учебные действия посредством решения различных заданий и игр. Сборник даёт возможность выявить уровень сформированости развития универсальных учебных действий у детей на ступени начального общего образования. Сборник можно использовать не только в школе, но и дома.
Данный сборник адресован учителям начальных классов в качестве примера для организации уроков с использованием заданий, направленных на развитие универсальных учебных действий. Задания имеют готовый вид. Если педагог начальных классов решится использовать на своём уроке какое-либо задание, он сможет взять за основу примеры заданий из составленного сборника, подкорректировать его структуру в соответствие со своим уроком.
Задания и игры на формирование познавательных УУД
«Единственный путь, ведущий к знанию,
- это деятельность.»
— Б. Шоу
При формировании познавательных универсальных учебных действий акцент делают на развитие памяти, мышления, пространственно – временных представлений. Очень важно в младшем школьном возрасте стимулировать познавательный интерес, развивать внимательность и навыки анализа. Представленные в сборнике задания и игры направлены на формирование следующих мыслительных операций: классификация, анализ, синтез, обобщение.
1. Задание «Разнообразные фигуры»
Цель: формированиеумения классифицировать.
Формулировка задания: сгруппируй фигуры по следующим признакам:
а) по цвету.
б) по форме.
в) по количеству углов.
2. Задание «Верные и неверные утверждения».
Цель: формирование обобщать предложенную информацию.
Формулировка задания: Определите являются ли утверждения верными. Отметьте в скобочках - ( ) знак «+» (если да) и знак «-» (если нет).
Можно ли назвать фигуру, которая имеет 4 угла, 4 стороны прямоугольником? ( )
Верно ли, что все прямоугольники одинаковы по размеру? ( )
Можно утверждать, что у прямоугольника все углы прямые? ( )
Является ли прямоугольник одним из видов четырёхугольников? ( )
Можно ли сказать, что противоположные стороны прямоугольника не равны? ( )
3. Задание «Четвертый лишний»
Цель: формирование умения выделять закономерность, развитие умения строить логическую цепь рассуждений.
Формулировка задания: в каждом ряду три числа обладают общим свойством, а одно число этим свойством не обладает. Укажите, что это за свойство и какое число лишнее. а)5; 9; 12; 4;
б)1; 19; 7; 4;
в)8; 10; 3; 2.
4. Задание «Что, где находится?»
Цель: формированиеумения строить логическую цепь рассуждений, выбирать наиболее эффективный из способов решения задач.
Формулировка задания: Пообещала Баба-Яга дать Ивану- Царевичу живой воды и пояснила: «В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, приворотное зелье, живая и мертвая вода. Мертвая вода и молоко не в бутылке, сосуд с приворотным зельем стоит между кувшином и сосудом с живой водой, в банке – не приворотное зелье и не мертвая вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Выбирай!» Помоги Ивану царевичу разобраться, где какая жидкость.
5.Задание «Найди пару»
Цель: формирование умения классифицировать.
Формулировка задания: прочитай предложенные ниже слова и найди пару.
лист
Чашка
пуговица
Рыбка
аквариум
Игла
цыплята
Курица
блюдце
Дерево
6. Задание «Отгадайка»
Цель: формирование умений давать определения понятиям.
Формулировка задания: отгадай загадку.
1.Зацвела весной бела – весь овражек замела! И не снегом – лепестками. Кто она, узнайте сами! (черёмуха).
2. Маленький Тимошка, голова да ножка. Подрастёт немножко, попадёт в лукошко (гриб).
3. Затерянный и одинокий, вблизи тропинки полевой скрывает он во ржи высокой осколок неба над землёй (василёк).
4. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок, словно снег у них реснички и, как солнышко глазок (ромашки).
5. По заснеженной лужайке ходит мальчик в белой майке (подснежник).
7. Задание «Исключение понятий»
Цель: формирование умения классифицировать и анализировать.
Формулировка задания: перед тобой ряд слов, объединенных общим родовым понятием. Выбери из этой лексической группы одно слово, которое не имеет родового понятия со всеми другими словами и подчеркни его.
Формулировка задания: найди подходящее для этих слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?
1. Автобус, самолет, пароход – …
2. Грабли, метла, тяпка – …
3. А, О, У, И, Э – …
4. Вишня, арбуз, клубника, ежевика – …
9. Игра «Закончи слово»
Цель: активизация мыслительной деятельности.
Инструкция: «Внимание! В этой игре мы будем пытаться заканчивать слова, которые будут начинаться, например, на слог: ра; зем; го; па. Я буду кидать каждому из вас мяч, и говорить первый слог слова, вы должны будете поймать мяч, бросить его мне обратно, договорить это слово (т.е. закончить слово). Сначала все дети заканчивают слова, начинающиеся на слог «ра» (дается несколько раз закончить слова, начинающиеся на один и тот же слог), а потом можно каждому из детей задавать разные слоги, с которых начинаются слова.»
Задания и игры на формирование коммуникативных УУД
«Командная работа — это возможность работать вместе над общей целью.
Это топливо, которое позволяет обычным людям достигать необычных результатов»
— Эндрю Карнеги
Формирование коммуникативных качеств и позитивного отношения к собеседнику, умения конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками является одной из самых важных задач, стоящих перед учителем. Представленные в сборнике задания и игры направлены на развитие умения работать обучающихся в группах и парах, прислушиваться к мнению окружающих, осуществлять взаимопроверку.
1. Задание «Счетоводы»
Цель: развитие умения работать в группе, слушать и принимать другую точку зрения, оценивать себя и партнеров по группе.
Инструкция: класс делится на 4 команды (удобнее - по вариантам). Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые заготавливаются на каждую команду отдельно. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.
Формулировка задания: в группах решите примеры столбиком.
Цель: развитие умения работать в парах, прислушиваться к собеседнику, приходить к общему мнению.
Инструкция: на доске таблица. Учитель стучит по разрядам чисел, а дети записывают в парах на карточках. Один считает, другой пишет.
Формулировка задания: посовещайтесь в парах и договоритесь, кто будет считать разряды, а кто их записывать. Заполните карточку.
Сот.тыс.
Дес.тыс.
Ед.тыс.
Сот.
Дес.
Ед.
156480, 45077, 12508, 34347, 440122
3. Задание «Проверяйка»
Цель: развитие умения оценивать партнера.
Формулировка задания: решите примеры. Обменяйтесь карточками с соседом по парте, проведите взаимопроверку.
250+137
984+154
562-100
233-199
360+689
4. Задание «Восстанови порядок»
Цель: развитие умения слушать собеседника, работать в паре.
Формулировка задания: Составьте в парах правильную последовательность алгоритма решения буквенных выражений.
- Подставить значение буквы в выражение.
- Вычислить значение выражения.
- Прочитать выражение.
- Записать выражение.
5. Игра «Рукавички»
Цель: развитие умения договариваться и принимать точку зрения партнера.
Необходимый материал: вырезанные из бумаги рукавички по количеству участников игры. На каждой паре контуры различного орнамента. Наборы красок, фломастеров, мелки, кисти.
Инструкция: ведущий по залу разбрасывает рукавички. Дети берут одну рукавичку и ищут свою пару. Нужно как можно быстрее договориться с партнером, и совершенно одинаково раскрасить обе рукавички. В ходе выполнения ведущий наблюдает за парами, как они организуют совместную работу, как делят материал, как договариваются. В конце идет обсуждение.
Задания и игры на формирование регулятивных УУД
«Секрет успеха - в постоянстве цели.»
— Бенджамин Дизраэли
Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Представленные в сборнике задания и игры направлены на развитие умения определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий, выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
1. Задание «Таблица ЗХУ»
Цель: развитие умения планировать свою деятельность через построение плана урока.
Формулировка задания:
Решите выражения.
2×5; 1×3; 6×7; 4×10; 7×10; 2×10; 8×10; 3×10
- Все ли выражения вы смогли решить? Какие нет?
- Давайте заполним таблицу «ЗХУ», что вы знаете уже, что хотите узнать. В конце урока мы заполним последний граф таблицы «Узнал».
2. Задание
Цель: развитие умения ставить цель урока, планировать свою деятельность через построение плана урока
Формулировка задания:
-Тема нашего сегодняшнего урока – Буквенные выражения. Как вы думаете, какую цель нам предстоит поставить и выполнить?
- На доске вы увидите слова-помощники. Давайте с помощью них составим план урока:
1)Узнаем….
2)Научимся…
3)Оценим…
3. Задание «Составляйка»
Цель: развитие умения составлять план решения задачи и работать по нему.
Формулировка задания: Составь план решения задачи и реши её.
На верхней полке 7 книг, а на нижней – на 4 книги меньше. Сколько книг на этих двух полках.
Задания и игры на формирование личностных УУД
«Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью.»
—Поль Валери
Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценносто-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, личностные качества. Представленные в сборнике задания и игры направлены на формирование саморефлексии и самовоспитания у обучающихся.
1. Задание «Закончи фразу»
Цель: формирование умения объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе)
Формулировка задания: продолжи фразы (на выбор).
1. Сегодня я узнал …
2. Было интересно …
3. Было трудно …
4. Я выполнял задания …
5. Я понял, что …
6. Теперь я могу …
7. Я почувствовал, что …
8. Я приобрел …
9. Я научился …
10. У меня получилось …
11. Я смог …
12. Я попробую …
13. Меня удивило …
14. Урок дал мне для жизни …
15. Мне захотелось …
2. Задание «Дневник достижений»
Цель: формирование умения объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе)
Формулировка задания: заполни дневник достижений на уроке. Подумай: что не получилось? Почему такая отметка? Что нужно сделать, чтобы уменьшить количество ошибок?
Этап урока
Отметка
Устный счет
Домашнее задание
Первичное закрепление нового материала
Итоги урока
Рефлексия
Отметка за урок
3.Задание «Рассуди»
Цель: Осознание важности изучения данной темы в жизни.
Формулировка задания:
- Рассуди: зачем нам с вами нужно знать единицы стоимости? В чем важность изучения темы «Единицы стоимости. Рубль. Копейка.» в жизни?
4. Игра «Какой я буду кошкой»
Цель: развитие рефлексии и самосознания, творческой активности, эмпатии и чуткости.
Инструкция: «Представьте себе, что вы стали кошкой. Какая вы кошка?» Далее с детьми необходимо провести анализ упражнения: Есть ли сходство между вашим характером и описанием животного? Что из того, что сказала о себе кошка, тебе понравилось больше всего? Есть ли у твоей кошки какие-нибудь отрицательные стороны? Чьи рассказы были для тебя самыми интересными?»