kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном сборнике представлены упражнения для коррекции речевых нарушений у младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений»













Сборник упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений.















Камышлов, 2022

Сборник игр направлен на коррекцию речевых нарушений./ сост. В.Ю Голыгина учитель начальных классов, 2022



Сборник включает в себя упражнения, направленные на коррекцию трудностей речевых нарушений у младших школьников. В сборник включены содержание, пояснительная записка, упражнения, список литературы.

Сборник предназначен для студентов специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании», учителей начальных классов и родителей.

















Содержание

Пояснительная записка.

  1. Упражнение для мотивации учащихся

  2. Упражнения для открытия новых знаний

  3. Упражнения для закрепления знаний

  4. Упражнения для осуществления контроля





















Пояснительная записка.

Актуальность коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи определяется прежде всего значимостью речи в психическом развитии, в организации и развитии психической деятельности ребенка и в процессе его социальной адаптации. Речь является одним из важнейших компонентов человеческого общения. При тех или иных ее нарушениях неизбежно страдают многие аспекты жизнедеятельности человека. Трудности возникают в общении, учебе, при выборе профессии и т.д. Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Понятие «тяжелые нарушения речи» объединяет различные виды речевой патологии, требующие дифференцированных подходов к их коррекции и выбору методов обучения. Контингент детей с тяжелыми нарушениями речи, характеризуется не только многообразием речевых нарушений, но и особенностями личностного, когнитивного, эмоционального развития, зависящими как от влияния первичного речевого нарушения, так и от своевременности квалифицированной и систематической психолого-педагогической помощи, индивидуальных особенностей ребенка и условий его воспитания в семье.

Цель: коррекция речевых нарушений у младших школьников.

Задачи:

- осуществить комплексный подход к профилактике и коррекции     детей младшего школьного возраста;

- оказать помощь в решении проблем  агрессивного ребенка;

-  снизить уровень агрессивности детей;

- создать  благоприятные условия для адекватного восприятия и принятия детей с повышенной агрессией;

- оказать помощь родителям и педагогам в работе  с агрессивными  детьми.

Рекомендации по работе с детьми с нарушениями речи

Для большей эффективности занятий необходимо создать благоприятные условия. Во-первых, подготовьте ребенка психологически к будущей деятельности. Объясните ему, почему надо учиться говорить правильно. Настройте его на долгую, трудную, но интересную работу. Во- вторых, приготовьте место для занятий: небольшой стол, два стула одинаковой высоты. Для выполнения упражнений для языка и последующей отработки звуков понадобится зеркало. Оно должно быть такого размера, чтобы ребенок мог видеть свое лицо полностью. Будет еще лучше, если Вы сядете с ним вдвоем перед большим зеркалом. Есть некоторые особенности проведения отдельных видов работы. На начальном этапе важно подготовить язык для постановки звука. Поэтому почти все внимание уделяется артикуляционной гимнастике. Выполнение ее занимает 10-15 минут. Ребенок должен хорошо освоить основной комплекс упражнений, способствующих повышению активности органов артикуляционного аппарата. Гимнастику следует проводить каждый день, добиваясь четкого, правильного выполнения заданий.

Система коррекционных занятий

Упражнения на этап мотивации.

1.Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил

ански

кьоинк

лыжи

санки

коньки



 Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

2. Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания, повышение мотивации для дальнейшей работы.

А П Р О Н К Г О Ш Щ З Ж Д Л Б Ь О К Р П А С В К У Ы Ц К Е Н Г А Ш Щ Д Л О К Ь О Р П А В У Ы Ц К Е Н Г Ш Щ Щ Л О Р Н К П Е А В К У Ы Ц В А Е П Н Р Г О Ш Л Щ Д О Р Т П И А С Ч И А О Е К Е Р М А Р О Г Л Д К А Р П П РИ П А В К Е П Р К П А Ы Ф С М Р О Л К Ы А П Р О Ь И М У Г Б О А Е К Ы У П Р М У К А Р О Л Д Ж

Послушай внимательно стихотворение.

Кто на дереве сидит? Кит.

В океане кто плывет? Кот.

В огороде что растет? Рак.

Под водою кто живет? Мак.

Перепутались слова!

Я командую "раз-два"

И приказываю вам

Всех расставить по местам".

"Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?

Главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

3. Цель: развитие умения определения количества звуков в слове на слух.

Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово "мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три".

Образец: МАК - 000

Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три - [к - о - н']. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.

Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.

4. Цель: формирование умения сравнивать слова на слух.

Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать.

Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.

Упражнения на этап открытия новых знаний

1. Цель: формирование знаний о прилагательном.

"Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"

железо -

бумага -

дерево -

снег -

пух -

стекло -

2. Цель: подведение к теме урока (упражнение на синонимы).

Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)

Ценный - это какой? Жесткий - это какой?

Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?

3. Цель: подведение к теме урока

Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?

Грустный, печальный, унылый, глубокий

Храбрый, звонкий, смелый, отважный

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий

Крепкий, далекий, прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

4. Цель: научить ребенка узнавать новые слова через объяснение, ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?



нож, шляпа, мяч, письмо;

зонтик, подушка, гвоздь, осел;

мех, алмаз, соединить, лопата;

меч, неприятность, храбрый, герой;

стихотворение, азартная игра.

  1. Цель: способствует развитию речи, умению грамотно высказать свою мысль, а также умению находить и использовать ассоциации. Ссылка на задание -https://learningapps.org/display?v=pdf0qunha20

Упражнения на этап закрепление.

1. Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: пробка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

I

пробка

вьюга

чулок

I I

подъезд

склад

ворона

дубки

варенье

чучело

съемка

град

ворота

гриб

ручьи

чум

подъем

клад

воробей

  

2.Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: учитель раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.  

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Составить предложения, используя данные слова.

3.Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).



4.Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК

РОМАШКА

РОЗА

ЛУК

КОШКА

СОБАКА

ВОРОБЕЙ

КОРОВА

БЕРЕЗА

ДУБ

МАЛИНА

ОСИНА

КОРОВА

ЛИСА

ВОЛК

МЕДВЕДЬ





5.Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания, закрепление изученной буквы

Найди и зачеркни все буквы «О»

К Е П Н Р О Р П А В О А Ч П Р О Л Р П А О В Ы К Е Н Г Ш О Р П А В Щ О В Ы Я У К Е Н О Г Ш Л Д О Р Ь Р О П А В О Ы У К Е Н Г Ш О Щ Л Г О Н Е К О У Ц Ф Ы Я В Ч О

Упражнения на этап контроля и самооценки.

1.Цель: способствует формированию орфографической зоркости.

Контрольная работа по теме «Слова, обозначающие действия предметов»

Прорубь.

Был март. Снег осел. Ваня побежал на пруд. Он ступил на тонкий лёд. Лёд треснул. Ваня упал в воду. (20 слов)

Задания.

1) Изменить слова по принципу «один – много»

пруд – … , снег – … .

2) Подчеркнуть в 3 – 6 предложениях слова, обозначающие действия предметов.

2. Цель: способствует формированию орфографической зоркости.

Контрольное списывание

У Ромы слон. У Шуры шар.

– На, Рома, шар.

– На, Шура, слона. (12 слов)

Задание. Подчеркнуть буквы а, у, о, ы.







3. Цель: совершенствование умения находить гласные, согласные.

Диктант.

Зимой.

Настала зима. Пошёл снег. В саду столик для птиц. Катя сыпала корм. (13 слов)

Задания.

1) В 1-ом предложении подчеркнуть гласные.

2) В 4-ом предложении подчеркнуть согласные.

4. Цель: развитие логического мышления

-Послушай предложения и скажи, все ли в них верно.

Зимой в саду расцвели яблони.

Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

В ответ я киваю ему рукой.

Самолет сюда, чтобы помочь людям.

Скоро удалось мне на машине.

Мальчик стеклом разбил мяч.

После грибов будут дожди.

Весной луга затопили реку.

Снег засыпало пышным лесом.

Как нужно исправить предложение?

5. Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных

Ссылка на задание: https://learningapps.org/display?v=phza4ip6t20

























Список литературы

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования № 373 от 06.10.2009 (далее – ФГОС НОО)

2. Закон Российской Федерации № 273 - ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. № 38, от 21.04.2016 г. № 459, от 29.12.2016 № 1677

4. Приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Сборник упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений

Автор: Голыгина Валерия Юрьевна

Дата: 29.10.2022

Номер свидетельства: 616200

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Игровые упражнения как способ коррекции коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с синдромом аутизма "
    ["seo_title"] => string(134) "ighrovyie-uprazhnieniia-kak-sposob-korriektsii-kommunikativnykh-umienii-u-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta-s-sindromom-autizma"
    ["file_id"] => string(6) "189627"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426972037"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Сказочные истории из жизни Язычка"
    ["seo_title"] => string(34) "skazochnyieistoriiizzhizniiazychka"
    ["file_id"] => string(6) "279396"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453222798"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Рабочая адаптированная  программа  по «Письму и развитию речи» для  5  класса "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-adaptirovannaia-proghramma-po-pis-mu-i-razvitiiu-riechi-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "133874"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416592182"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства