kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Самоанализ урока как один из способов формирования педагогической компетенции

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены материалы самоанализа конкурсной работы "Учитель года", составленной в соответствии с ФГОС. Поможет составить грамотный самоанализ своей деятельности любому учителю. Тема урока, по которому составлен самоанализ: "Наглядная геометрия. Точка", образовательная программа "Планета знаний".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока как один из способов формирования педагогической компетенции »

Самоанализ урока

«Измерение величин. 2 класс».

учителя начальных классов I квалификационной категории

МАОУ «Гимназия №57» Атнашевой Л.В.

1. Место данного занятия в общей программе.

Занятие входит в систему уроков по формированию представлений о величинах и единицах измерений и направлен на формирование и разведение понятий "Величина" и "Мерка/единица величины" общеобразовательной системы «Планета знаний». Данный урок является первым для учащихся и представляет собой открытие новых знаний.

Сама по себе тема «Величина. Единицы измерения величины» является одной из самых важных для усвоения, так как дает учащимся ключ к умению видеть неоднородные величины и выполнять арифметические действия только с ними.

2. Характеристика реальных учебных возможностей учащихся.

При планировании урока были учтены следующие особенности группы:


٧ Возрастные особенности.

Возраст учащихся – 8-9 лет. В младшем школьном возрасте главное внимание сосредоточено на развитии учебной мотивации у младшего школьника. На первый план выходит появление повышенной ответственности за выполняемые действия, способность к саморефлексии. Поэтому важно сформировать у младших школьников познавательную активность с опорой на их жизненный опыт, сформировать у них умение планировать собственную деятельность и рефлексировать ее.


٧ Характеристика данной группы.

Класс, в котором проводился урок, непростой. Разноуровневый. Часть ребят быстро усваивают новую информацию, другая часть требует времени для свободного владения материалом и его практического применения. Часть учащихся имеют неустойчивое внимание, что требует постоянной смены учебной деятельности. Об эффективности выбранной формы урока и использованных методах свидетельствуют заинтересованность детей в предлагаемой информации, высокий эмоциональный настрой и творческая активность ребят в ходе всего урока. В классе есть часть детей замкнутых и гиперактивных. Поэтому на занятии чередовались приемы по созданию ситуации успеха и снижения завышенной самооценки некоторых из них.

3. Обоснованность постановки цели.

Цель: создать условия для формирования и разведения представлений о величинах (время, расстояние, объем, масса) и названиях единиц измерения величин.

Задачи:

Задачи урока:

1. Образовательные:

  1. создать условия для актуализации представлений обучающихся о величинах и единицах их измерения;

  2. способствовать разведению и формированию понятий "величина" (время, расстояние, объем, масса), как особое свойство реальных объектов, и "единица измерения величины" (час, см, л. кг и т.д.), как средство наименования количества этой величины;

  3. формировать умение сравнивать и выполнять арифметические действия операций сложения и вычитания однородных величин;

  4. создать условия для обобщения выявленных сведений.


2. Воспитательная: способствовать воспитанию доброжелательности, познавательной активности к предмету, чувства взаимопонимания и сотрудничества, потребности участвовать в исследовательской деятельности.

3. Развивающая: способствовать развитию операций логического мышления (анализа, синтеза, классификации), воображения, памяти, речи.


Планируемые результаты:

1. Предметные:

- имеют разрозненные представления о "величине" и "единицах измерения величины";

- соотносят единицы измерения с соответствующей величиной,

- сравнивают и выполняют арифметические действия операций сложения и вычитания однородных величин,

- знают, что неоднородные величины невозможно сравнить и произвести с ними операции сложения и вычитания;

- обобщают полученные сведения.


2. Личностные: ученик умеет

- исполнять роль «хорошего ученика»;

- принимать разные точки зрения;

- активно проявлять себя во фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности;

- активно участвовать в уроке;


3. Метапредметные результаты:

Коммуникативные: ученик умеет

- доносить свою позицию до других;

- слушать и слышать других;

- оформлять свою мысль в устной и письменной форме;

- договариваться в ходе совместных действий.


Регулятивные: ученик умеет

- формулировать цель,

- высказывать своё предположение;

- работать по намеченному плану;

- оценивать свою работу на уроке.


Познавательные: ученик умеет

- отличать новое от уже изученного;

- добывать новые знания, используя предыдущий опыт;

- сравнивать и группировать предметы;

- участвовать в исследовательской деятельности.


Для достижения поставленных задач при проведении урока использовались следующие формы, приемы и методы:

  • кластер с опорой на имеющийся опыт воспитанников;

  • методы диалога и беседы с опорой на развитие аналитической способности детей;

  • метод создания проблемных ситуаций;

  • диалоговых и интерактивных форм деятельности;

  • элементы ролевой игры;

  • технология Fishburn использовалась для разведения понятий "величина" и "единицы измерения" .

На данном занятии была обеспечена комплексность решаемых задач, прослеживалась их взаимосвязь. Цели и задачи поставлены последовательно и четко. Деловой ритм занятия обеспечивал целевую направленность мышления, воли и внимания учащихся за счет использования приемов критического мышления на протяжении всего урока и опоры на составленный совместно с учащимися план работы. Решение поставленных задач способствовало успешному достижению поставленной цели. Тип урока полностью соответствует поставленной дидактической цели.

4. Содержание занятия.

Для реализации поставленной цели были использованы интерактивные формы обучения, где каждый учащийся мог реализовать свой умственный потенциал и готовность к взаимодействию через работу в группе.

Кроме формирования основных понятий, внимание учителя было направлено на расширение общего кругозора воспитанников, взаимосвязь предметов (использование различных мерок для измерения величин). Во время занятия участники взаимодействовали друг с другом (выражение собственного мнения по вопросу), привлекался субъектный опыт детей с целью получения прочных и глубоких знаний, работа в парах, которая является одной из основных в "Планете знаний" (выражалась во взаимопроверке).

6. Структура занятия и формирование УУД. Была направлена на организацию взаимодействия учащихся в интерактивном ключе и на построение диалога между участниками образовательного процесса. Избранная структура рациональна для решения этих задач, полностью соответствует требованиям ФГОС и содержит следующие этапы:

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Он имеет не только учебно-воспитательный, но и психологический характер. Задача этого этапа заключается в создании благоприятной психологической атмосферы на уроке и подготавливает учащихся к общению и учению. С целью мотивации воспитанников на нестандартное занятие был использован прием установки отношений сотрудничества и взаимопонимания между учителем и учащимися – необычное обращение к детям (улыбнитесь), для активизации учебной деятельности использованы элементы игровых технологий.

Ребята к занятию готовы, о чем говорит не только внешний вид и рабочая поза, но и активное желание к сотрудничеству с учителем, порядок на столе. Условиями достижения положительных результатов при проведении организационного момента являлись: внешний вид учителя, сосредоточенность, доброжелательность учителя и учащихся.

Показателем выполнения задачи этого этапа является быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учащиеся воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий, актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»); попытались самостоятельно выполнить задание в группах на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке, зафиксировали возникшее затруднение в его обосновании.

Показателем выполнения задач этого этапа является умение применять на практике ранее сформированные умения при усвоении новых знаний.

Особое внимание уделялось формированию регулятивных УУД: умению определить и поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, что еще не известно;

Учащиеся:

- проанализировали свою работу и проговорили вслух, что и как они делали;

- зафиксировали место затруднения;

- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной.


Главная задача этапа была достигнута, ребята проявили активность, самостоятельность и инициативу. Показателем выполнения задач этого этапа является активность детей и понимание практической значимости изучаемого материала. Дети осознали причину затруднения и проговорили ее во внешней речи. Шло активное формирование познавательных УУД, а именно: указывать в недоопределенной ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия.

Дети:

- в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);

- предложили тему урока;

- выбрали способ построения нового знания;


Учителем формировались регулятивные УУД: умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Реализация построенного проекта. Открытие нового знания.

С помощью приема "Fishburn" учащиеся практическим путем смогли соотнести "единицы измерения" с соответствующими величинами, определили понятия "величина" и "единица измерения".

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

На данном этапе учащиеся постарались применить новые знания в новых условиях. Учитель предложил найти секретные задания - задания "ловушка".

Условием достижения положительных результатов было включение каждого в поисковую работу, были применены элементы эвристической беседы и игровых технологий.

Критерием выполнения дидактической задачи является качество ответов на всех этапах занятия, прочность и осознанность знаний воспитанников, умение соотносить факты с понятиями, идеями, выделять и конкретизировать признаки ведущих математических понятий в самостоятельной работе.

Учащиеся смогли оперировать полученными знаниями, решали на их основе практические задачи.

6. Самостоятельная работа.

Учащиеся самостоятельно выполнили задания - "ловушки", выявив с легкостью признаки предметов, не относящиеся к величинам.

На обоих этапах учитель уделил внимание формированию следующих УУД:

- познавательные УУД:

формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

- регулятивные:

формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- коммуникативные:

формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

7. Возвращение к проблеме и включение в систему знаний.

На этапе включения в систему знаний каждый учащийся в ходе пробного действия смог выделить противоречие: с единицами измерения разных величин арифметические действия выполнить невозможно. Пользуясь кейсом знаний учащиеся смогли самостоятельно сделать выводы. Показателем эффективности этапа стало составление кластера о величинах.

Учителем формировались познавательные УУД: сравнивать и группировать предметы, участвуя в обобщении.

8. Рефлексия УД на уроке.

Учителем была организована рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке посредством оценочного окна, учащиеся соотнесли цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировали степень их соответствия (в кейсе знаний каждый имел возможность наклеить ленты нужного цвета на блок с трудными заданиями или не совсем понятными), наметили цели дальнейшей деятельности посредством "обратного вопроса".

Показателем успешности этого этапа является качественная рефлексия. Положительные результаты данного этапа были достигнуты. Выявленные пробелы будут устраняться на последующих уроках.

Урок информационно насыщен и содержателен. Представленная информация научна, опирается на установленные наукой факты.

Активно формировались на данном этапе следующие УУД:

Регулятивные - формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

10. Возможности наглядного материала.

Использовался только тот наглядный материал, который способствовал активной работе воспитанников. Большое разнообразие предлагаемых форм подачи материала снижает риск развития утомляемости в ходе занятия.

11. Высокая результативность и работоспособность.

Она обеспечивалась за счет использования широкого спектра форм подачи материала, использования активных форм ведения урока: приемов критического мышления, кейс-технологии. Все знания, умения, навыки, полученные учащимися в ходе занятия, тесно связаны с реальностью и могут быть использованы в конкретных жизненных ситуациях.

Высокая результативность и работоспособность детей на занятии достигнута за счет использования деятельностного подхода и инновационных форм и методов обучения.

12. Соблюдение правил санитарии, гигиены и техники безопасности.

Был создан оптимальный температурный режим, помещение проветрено и подготовлено к занятию. Нормы освещения соответствующие, мебель соответствует возрасту детей. Предупреждение переутомления детей и педагога обеспечивалось вследствие рационального переключения от одного вида деятельности к другому, доброжелательности взаимоотношений, постоянного поддерживания рабочей атмосферы на занятии, физкультминутке, связанной с темой урока.

13. Благоприятная система общения и микроклимат обеспечивались за счет партнерских отношений и демократического стиля общения.

15. Система работы педагога.

Авторитет педагога в данной группе учащихся подтверждается высокой дисциплинированностью и степенью доверительных отношений с педагогом. Учитель успешно актуализировал детей на сотрудничество и взаимоподдержку.

Каждый учащийся в достаточной мере сумел себя реализовать, получил кейс теоретических и практических знаний по теме, который продолжит формировать на других уроках.

Учитель успевает обращать внимание на каждого воспитанника, поддерживает учебный коллектив на высоком эмоциональном подъеме, не оставляет без внимания фразы учащихся.

Благодаря правильно подобранной форме занятия, учащиеся активно себя проявляют. Работа детей стимулировалась одобрением со стороны педагога. Темп занятия был достаточно высоким, психологическая атмосфера способствовала проявлению способностей каждого учащегося.


17. Мое настроение после занятия.

Мое настроение после занятия значительно улучшилось, так как цель, поставленная при планировании, была достигнута. Дальнейшее изучение раздела будет построено на основе выявленных пробелов в знаниях учащихся. К концу раздела дети должны будут свободно владеть свойствами геометрических фигур. В будущем необходимо будет использовать больше дифференцированных заданий, чтобы каждый смог себя реализовать в деятельности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Самоанализ урока как один из способов формирования педагогической компетенции

Автор: Атнашева Лилия Владимировна

Дата: 13.04.2015

Номер свидетельства: 201050

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Самообразование педагогов – как фактор повышения профессиональной компетентности"
    ["seo_title"] => string(80) "samoobrazovaniie_piedaghoghov_kak_faktor_povyshieniia_profiessional_noi_kompieti"
    ["file_id"] => string(6) "398777"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489080494"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Педагогический проект «Развитие коммуникативной компетентности посредством проблемных методов обучения обучающихся 5 класса» "
    ["seo_title"] => string(145) "piedaghoghichieskii-proiekt-razvitiie-kommunikativnoi-kompietientnosti-posriedstvom-probliemnykh-mietodov-obuchieniia-obuchaiushchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "107614"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403351237"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Тема: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(140) "tiema-formirovaniie-iazykovykh-i-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "146110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419081607"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Проектирование урока в свете реализации требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(56) "proiektirovaniieurokavsvietieriealizatsiitriebovaniifgos"
    ["file_id"] => string(6) "278360"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453057055"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Курс внеурочной деятельности "Секреты внимания" "
    ["seo_title"] => string(53) "kurs-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-siekriety-vnimaniia"
    ["file_id"] => string(6) "128325"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415470493"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства