Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Разработка занятий.»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
РУССКИЙ ЯЗЫК
в 3 Г классе
на 2017-2018 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Маркова Марина Юрьевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобнауки РФ № 373 от 06.10.2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») (источник сайт Минобрнауки РФ; http//www.mon.gov.ru/)
- Примерной программы по русскому языку (3 класс ФГОС НОО);
- Авторской программы Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам» примерный план 1 – 4 класс, 2-е изд., часть 2, - М.: Академкнига.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
-формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира;
-социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
-обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный план МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа № 17» отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» в 3 классе, из расчета 4 учебных часа в неделю.
РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Планируемые предметные результаты
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
- выполнять звукобуквенный анализ слова.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся научатся:
- правильно употреблять приставки на - и о-;
- правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающиеся научатся:
- сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;
- мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;
Получат возможность научиться:
- обнаруживать регулярные исторические чередования видимые на письме.
Раздел «Лексика»
Обучающиеся научатся:
- отличать прямое и переносное значение слова;
- находить в тексте синонимы и антонимы;
- отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
- различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
- различать на письме приставки и предлоги;
- изменять существительные по числам и падежам; определять их род;
- различать названия падежей;
- изменять прилагательные по числам, падежам, родам;
- изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени – по родам; в настоящем и будущем – по лицам.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
- находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное и зависимое слово; ставить от первого ко второму вопрос;
- находить в предложении основу и второстепенные члены предложения;
- задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
- определять орфограммы;
- использовать разные способы проверок орфограмм;
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
- писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных;
- писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-, приставками на
–с, -з;
-писать слова с суффиксами – ек и – ик; писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;
- писать о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных;
Получат возможность научиться:
- находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающиеся научатся:
- Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;
- Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
- Грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания;
- Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;
- Работать со словарями;
- Соблюдать орфоэпические нормы речи;
Получат возможность научиться:
- Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
- Писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
В области познавательных УУД (общеучебных)
Обучающиеся научатся:
- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
- свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений, находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление", быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте, находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
- работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
Получат возможность научиться:
- работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги (в одной из которых - система словарей), "Рабочей тетрадью" и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
В области коммуникативных УУД
Обучающиеся научатся:
В рамках инициативного сотрудничества:
- работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
В рамках коммуникации как взаимодействия:
- понимать основание разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;
- находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.
В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)
Обучающиеся научатся:
- осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.
Планируемые личностные результаты
- Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научится, или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Задания типа: «Выбери для Миши один из ответов».
- Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения нравственных и этических ценностей
Планируемые метапредметные результаты
- Развитие познавательных УУД
- Обучающие научатся:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельных работ и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
Ученик научится или получит возможность научиться:
• Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
Развитие регулятивных УУД
- Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания через выполнение системы заданий, ориентированных на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образца решения и т.д.
• Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
• Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
• Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
• Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
• Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
• Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. • Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
• Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Развитие коммуникативных УУД
В рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
• выполнять работу по цепочке.
В рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА (136 ч)
Фонетика и орфография (16 ч)
Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.
Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.
Правописание наиболее употребительных приставок, приставки –с, приставок на -с, -з-
Правописание предлогов.
Разграничение на письме приставок и предлогов.
Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов –ик-/-ек- с учетом беглого гласного.
Написание суффикса – ок - после шипящих.
Звукобуквенный разбор слова.
Морфемика и словообразование (16 ч)
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.
Разбор слова по составу.
Морфология и лексика (75 ч)
Понятие о частях речи.
Имя существительное как часть речи. Категориальное значение.
Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность.
Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.
Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение.
Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Правописание безударных падежных окончаний.
Написание о-ё после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.
Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.
Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам.
Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Различение написания -ться и тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.
Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Синтаксис и пунктуация (14 ч)
Словосочетание и предложение. Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
Формирование умения составлять схему предложения.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.
Развитие речи с элементами культуры речи (15 ч)
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.
Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения.
Освоение изложения как жанра письменной речи.
Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Сравнение научно-популярных и художественных текстов.
Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.
Определение темы и основной мысли живописного произведения.
Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).
«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
Русский язык 3 класс – 136 часов (4 часа в неделю)
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Планируемые результаты
Дата
проведения
Предметные результаты
Метапредметные результаты
План
Факт
I четверть
1
Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм.
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
1
Повторение изученных орфограмм: безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением; большая буква в начале предложения; правописание предлогов со словами.
Правописание парных звонких–глухих согласных в корне и на конце слова; Ь после шипящих; разделительные ъ и ь; правописание суффиксов -ЧИК- и -ОК-
Личностные:
- система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научиться, или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Задания типа: «Выбери для Миши один из ответов». Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Коммуникативные:
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
04.09 - 08.09
2
Что такое орфограмма. Повторение изученных орфограмм. Непроизносимые согласные в корне.
1
3
Повторение изученных орфограмм. Правописание парных звонких–глухих согласных в корне и на конце слова.
1
4
Повторение изученных орфограмм. Разделительные ъ и ь. Правописание суффиксов – ЧИК и – ОК.
Формировать внимательное, осознанное отношение школьников к их собственным устным и письменным сообщениям.
Личностные:
- смыслообразование: мотивация учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- самостоятельное создание способов решения.
Коммуникативные:
-использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
11.09 – 15.09
6
Р/р. Речь и ее значение. Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Части речи. Имя существительное.Словарный диктант.
1
Части речи. Имя существительное. Род им. существительных, изменение по числам.
Личностные:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Коммуникативные:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- строить монологическое высказывание;
- владеть диалогической формой речи.
18.09 – 22.09
10
Входной контрольный диктант.
1
Формирование умения грамотного письма под диктовку и выполнения грамматических заданий.
11
Работа над ошибками. Условные сокращения в словарной статье толкового словаря с заголовочным словом именем сущ.
1
Условные сокращения в словарной статье толкового словаря с заголовочным словом им. существительным.
Одушевленные и неодушевленные существительные. Существительное как член предложения.
12
Одушевленные и неодушевленные существительные. Существительное как член предложения.
1
13
Словообразование имени существительного.
1
25.09 – 29.09
14
Имя прилагательное как часть речи.
1
Имя прилагательное как часть речи. Изменение имени прилагательного в зависимости от имени существительного.
Правописание орфограмм в именах прилагательных.
Познавательные:
- подведение под правило (понятие имя прилагательное); формирование умения поиска информации в Толковом словаре по заданию учебника и по условным обозначениям. Поиск и выделение необходимой информации. Анализ и интерпретация информации «Подтверди строчки, выделенные жирным шрифтом, своими примерами». Формирование умения пользоваться инструкциями на страницах учебника.
15
Имя прилагательное. Правописание орфограмм в именах прилагательных.
1
16
Р/р.Текст, тема текста и основная мысль. Последовательность предложений в тексте. Устное сочинение по картине.
1
Текст, тема текста и основная мысль.
Познавательные:
- формирование умения поиска информации в Обратном словаре по заданию учебника и по условным обозначениям. Поиск и выделение необходимой информации. Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Регулятивные:
- формирование умения работать по образцу.
17
Глагол как часть речи.
1
Глагол как часть речи. Начальная форма глагола. Состав слова.
Познавательные:
- обучение работе с разными источниками информации: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Применение и представление информации.
- обучение работе с разными источниками информации: формирование умения поиска информации в учебных словарях; получение, поиск и фиксация информации; понимание и преобразование информации. Постановка и решение проблемы: проблема идентификации существительных, имеющих не только предметное значение, но и значение признаков или действий.
Регулятивные:
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
02.10 – 06.10
18
Словообразование имени существительного от глаголов и прилагательных. Словарный диктант.
1
Правописание ъ в глаголах с приставкой.
19
Правописание Ъ в глаголах с приставкой.
1
20
Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов.
1
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слов.
21
Личные местоимения.
1
Местоимение как часть речь (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя) Личные местоимения.
09.10 – 13.10
22
Местоимение.
1
23
Р/р. Главное переживание автора, выраженное в тексте. Работа с картиной К. Моне «Прогулка».
Устное сочинение.
1
Текст, основная мысль текста, определение темы и основной мысли живописного произведения последовательность предложений в тексте. Использование плана для устного рассказа по картине.
Личностные:
- формирование базовых эстетических ценностей. Работа с картиной К. Моне «Прогулка».
Познавательные:
- проводить сравнение группы предложений и текста. Анализ текста с целью выделения в нем основной мысли.
24
Работа над ошибками. Предлоги и приставки.
1
Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Предлог как служебная часть речи. Различение предлогов и приставок.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу. Сопоставление своей работы с образцом.
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия.
25
Подлежащее и сказуемое – основа предложения.
Словарный диктант.
1
Различение частей речи и членов предложений. Понятие о главных и неглавных членах предложений. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Второстепенные члены предложения.
Личностные:
- мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний.
Познавательные:
- обучение работе с разными видами информации: обучение работе с информации, представленной в табличной форме. Постановка и решение проблемы: проблема различения частей речи и членов предложения.
Регулятивные:
- самоконтроль процесса и результатов деятельности.
16.10 - 20.10
26
Синонимы.
1
Понятие «синонимы». Сочетаемость синонимов с другими словами.
Личностные:
- смыслообразование и самоопределение: система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентация на учет чужой точки зрения.
27
Изменение имени существительного по числам.
1
Изменение по числам.
Личностные:
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные:
- формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Регулятивные:
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
28
Контрольный диктант за 1 четверть.
1
Формирование умения грамотного письма под диктовку и выполнения грамматических заданий.
Личностные:
- формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные:
- формирование умения контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные:
- формирование умения использовать установленные правила в контроле способа решения и формирование умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
29
Работа над ошибками.
Изменение имен существительных по падежам.
1
Падежи, падежные вопросы.
Личностные:
- формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся (наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном на базе текста).
Коммуникативные:
- умение применять правила и пользоваться инструкциями, подсказками Летучей Мыши;
- умение слушать и вступать в диалог.
23.10 – 27.10
30
Р/р. План текста. Порядок абзацев в тексте.
1
Деление текста на части, составление плана.
Познавательные:
- обучение работе с разными источниками информации: формирование умения поиска информации в учебных словарях.
Регулятивные:
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог.
31
Изменение имен существительных по падежам.
1
Знакомство с названиями падежей и падежными вопросами.
Создание условия для четкого осознания основных отличий И. п. и роль существительных именительного падежа в предложении. Начальная форма слова.
Личностные:
- формирование мотивации учебной деятельности при работе с текстом сказки и шуточной присказки;
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию при работе с учебником (плакат Летучей Мыши).
Познавательные:
- формирование умения подводить под правило и пользоваться инструкциями.
Регулятивные:
- формирование умения формулировать и удерживать учебную деятельность, формирование умения использовать речь для регуляции своего действия.
32
Падежи имен существительных. Именительный падеж.
1
II ЧЕТВЕРТЬ
33
Падежи имен существительных. Родительный падеж.
1
Формирование умения различения формы родительного падежа имен существительных, умения правильно задавать падежные вопросы умения определять с какими предлогами употребляется, о роли существительных в родительном падеже в предложении.
Личностные:
- формирование мотивации учебной деятельности и уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные:
- формирование умения применять установленные правила.
Коммуникативные:
- формирование умения строить монологическое высказывание. Формулировать собственное мнение и слушать собеседника.
08.11-10.11
34
Р/р.Порядок абзацев в тексте. Устное изложение «Новый голосок».
1
Понятие абзац. Порядок абзацев в тексте.
Личностные:
- формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся (наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном на базе текста «Сурка» по С. Аксакову).
Познавательные:
- строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные:
- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
35
Падежи имен существительных. Дательный падеж.
1
Формирование умения образовывать и распознавать форму дательного падежа, знакомство с предлогами, употребляемыми в Д. п.
13.11-17.11
36
Падежи имен существительных. Винительный падеж.
1
Формирование умения определять форму винительного падежа, отличать его от именительного и родительного падежей.
37
Р/р. Письменное изложение «Где ежик?»
1
Формирование умения письменно пересказать текст, обращая внимание на тему и основную мысль каждой части текста.
Личностные:
- формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовности следовать нормам природоохранного поведения при работе с текстом.
Познавательные:
- формирование умения осуществлять смысловое чтение и осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
Регулятивные:
- формирование умения адекватно использовать речь для регуляции своей деятельности. Адекватно воспринимать предложения учителя по исправлению допущенных ошибок.
Коммуникативные:
- формирование умения формулировать свои затруднения вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, слушать собеседника.
38
Работа над ошибками. Изменение существительных по падежам.
1
Формирование умения определять падежи имен существительных.
39
Различение падежей.
Словарный диктант.
1
20.11-24.11
40
Определение винительного падежа.
1
41
Проверка (самоконтроль) с помощью приема подстановки
1
42
Падежи имен существительных. Винительный падеж.
1
43
Винительный падеж. Тренировочные упражнения.
1
27.11-01.12
44
Падежи имен существительных. Творительный падеж.
1
Формирование умения определять форму творительного падежа имен существительных с предлогом и без предлога.
Познавательные:
- формирование умения применять правила и пользоваться основанными инструкциями и освоенными закономерностями.
Регулятивные:
- формирование умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, умения контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
45
Падежи имен существительных. Творительный падеж.
Словарный диктант.
1
46
Падежи имен существительных. Предложный падеж.
1
Формирование умения различать форму предложного падежа имен существительных, умения правильно задавать падежные вопросы, определять с какими предлогами употребляются, о роли в предложении.
47
Различение падежей.
1
Формирование умения определять падежи имен существительных, грамотного списывания и выполнения грамматических заданий.
04.12-08.12
48
Контрольный диктант по теме «Изменение существительных по падежам».
1
Формирование умения грамотного письма под диктовку и выполнения грамматических заданий.
Личностные:
- формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные:
- формирование умения контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные:
- формирование умения использовать установленные правила в контроле способа решения и формирование умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
49
Работа над ошибками.
Антонимы.
1
Обеспечение осознания и усвоения понятия антонимы.
Формирование умения использовать словари русского языка.
Познавательные:
- формирование умения поиска информации в учебных словарях, анализ и интерпретация информации (постарайся объяснить).
Регулятивные:
- формирование умения сличать способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные:
- формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы, обращаться за помощью.
50
Антонимы.
1
51
Р/р. Описание и повествование. Устное сочинение.
Формирование умения правильного написания письма, продолжать знакомить Главным Законом Общения.
Личностные:
- формирование этических чувств, прежде всего доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Познавательные:
- формирование умения применять правила и пользоваться инструкциями при работе с текстами писем.
11.12-15.12
52
Различение падежей.
1
Формирование умения определять падежи имен существительных, грамотного списывания и выполнения грамматических заданий.
Регулятивные:
-формирование умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, умения контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:
- формирование умения ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
53
Различение падежей.
Контрольное списывание.
1
54
Работа со Словарем устойчивых выражений.
1
Слово и его значение, использование словаря устойчивых выражений.
Личностные:
- формирование мотивации учебной деятельности и уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре.
Познавательные:
- формирование умения поиска и выделения необходимой информации в учебных словарях.
- формирование умения работать с информацией, представленной в табличной форме.
Регулятивные:
- понимание учебной задачи. Работа в заданном темпе. Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самоконтроль, сравнение с образцом.
18.12-22.12
56
1-ое, 2-ое и 3-ье склонения имен существительных.
1
57
Существительные I , II склонения.
1
58
Р/р. Работа с картиной Клода Моне «Лондон. Парламент». Письменное сочинение.
1
Формирование умения работать над выстраиванием логики устного описания живописного портрета.
Познавательные:
- формирование умения читать дидактические иллюстрации с размещёнными внутри словами и словосочетаниями, обрабатывать информацию.
59
Работа над ошибками. Существительные III склонения.
1
25.12-27.12
60
Итоговый контрольный диктант за 1 полугодие.
1
Формирование умения грамотного письма под диктовку и выполнения грамматических заданий.
Личностные:
- формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные:
- формирование умения контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные:
- формирование умения использовать установленные правила в контроле способа решения и формирование умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
61
Работа над ошибками.
Обобщение по теме «Склонение имен существительных».
1
III ЧЕТВЕРТЬ
62
Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова.
1
Формирование умения образовывать слова с удвоенной согласной на границе частей слова.
Познавательные:
- формирование умения поиска информации в учебных словарях, проблема разных оснований для написания слов с удвоенной согласной.
Регулятивные:
- формирование умения строить монологическую речь, формулировать собственное мнение, слушать собеседника, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать предложения учителей товарищей.
11.01 – 12.01
63
Непроизносимые согласные. Проверка орфограммы с помощью процесса словообразования.
Актуализация знаний учащихся о склонении существительных, формирование навыка распознавания существительных 2 склонения.
Личностные:
- контроль процесса и результатов деятельности.
Познавательные:
- формирование умения поиска информации в учебных словарях.
Регулятивные:
- самоконтроль учебных действий, определение и формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем.
15.01-19.01
65
Р/р. Текст-описание и текст-повествование. Устное сочинение.
1
Продолжить знакомить детей с текстом-описанием и повествованием.
Познавательные:
- формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное: сравнивать тексты.
Регулятивные:
- формирование умения составлять план и по нему рассказ, использовать речь для регуляции своего действия, адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и вступать в диалог.
- постановка и решение проблемы: проблема идентификации существительных, имеющих не только предметное значение, но и значение признаков или действий; проблема сходства и различения в предложениях функций дополнений и обстоятельств.
70
Второстепенные члены предложения. Дополнения.
1
71
Главные и второстепенные члены предложения.
1
72
Второстепенные члены предложения. Обобщение.
1
29.01 – 02.02
73
Р/р. Письменное изложение.
1
Составление письменного изложения.
Познавательные:
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Регулятивные:
- контроль и самоконтроль учебных действий.
Коммуникативные:
- оформление своей мысли в письменной речи.
74
Работа над ошибками. Второстепенные члены предложения. Словарный диктант.
1
Регулятивные:
- понимание учебной задачи, работа в заданном темпе, контроль деятельности при выполнении заданий, проверка правильности выполнения, адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению ошибок.
75
Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе.
1
Общий алгоритм работы над безударным окончанием существительного любого склонения.
Личностные:
- мотивация учебной деятельности через организацию участия детей в действиях интриги. Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи героям интриги.
Познавательные:
- обучение работе с информацией, представленной в табличной форме. Формирование умения пользоваться инструкциями на страницах учебника.
Регулятивные:
- контроль и самоконтроль учебных действий.
76
Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе.
1
05.02 – 09.02
77
Заседание клуба «Ключ и заря» Как пишутся приставки.
1
Формирование умения правильно писать слова с приставками на з- и с-.
78
Правописание приставок.
1
Общее правило написания приставок, оканчивающихся на З-/С-.
Правописание Ъ после приставок, оканчивающихся на букву согласного перед буквами Е, Ё, Ю, Я.
Личностные:
- мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные:
- формирование умения поиска информации в учебных словарях. Понимание и применение знаний, полученных на уроках по русскому языку.
Регулятивные:
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Самоконтроль процесса и результатов деятельности.
79
Правописание приставок ИЗ- – ИС-.
1
12.02 – 16.02
80
Правописание приставок.
1
81
Правописание Ъ после приставок, оканчивающихся на букву согласного перед буквами Е, Ё, Ю, Я.
1
82
Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе.
Словарный диктант.
1
Актуализация знания алгоритма по определению безударных падежных окончаний существительных.
83
Р/р. Научный текст. План для научного сообщения.
1
Составление плана научного сообщения и словарной статьи.
Регулятивные:
- учиться высказывать свои предположения.
Коммуникативные:
- учиться обосновывать свое суждение, оформлять свою мысль в устной форме.
19.02 – 23.02
84
Правописание безударных окончаний существительных 1 склонения в Р. п., Д. п., П. п. в единственном числе.
1
Актуализация знания алгоритма по определению безударных падежных окончаний существительных.
85
Проверочная работа по теме «Безударные падежные окончания существительных».
1
Безударные окончания существительных 1, 2 и 3 склонения в единственном числе.
Регулятивные:
- формирование умения использовать установленные правила в контроле способа решения и формирование умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
86
Правописание безударных окончаний существительных 2 склонения в П. п. в единственном числе.
1
Формирование умения писать безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе.
Формирование умения писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.
Личностные:
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию.
Познавательные:
- формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Формирование умения анализировать информацию. Формирование умения применять правила, обобщать.
Регулятивные:
- формирование умения ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Формирование умения использовать установленные правила в контроле способа решения.
87
Значения слов (омонимы, синонимы, антонимы)
1
26.02 - 02.03
88
Правописание безударных окончаний существительных 1 и 2 склонения.
1
89
Безударные окончания существительных. Словарный диктант.
1
90
Правописание слов удвоенной буквой согласного в середине слова.
1
91
Контрольный диктант по теме
«Склонение существительных».
1
Формирование умения грамотного письма под диктовку.
Познавательные:
- формирование умения контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные:
- формирование умения использовать установленные правила в контроле способа решения и формирование умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
05.03 – 09.03
92
Работа над ошибками. Окончания существительных 3 склонения.
1
Формирование навыка написания безударных окончаний существительных 3 склонения в единственном числе.
Личностные:
- формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях.
Познавательные:
- формирование умения поиска и выделения необходимой информации в учебных словарях, обобщение. Формирование умения применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Регулятивные:
- формирование умения использовать установленные правила в контроле способа решения.
Коммуникативные:
- формирование умения формулировать собственное мнение.
93
Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.
1
Формирование умения писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.
94
Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
1
Формирование умения писать букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
95
Р/р. Научно- популярный текст. Работа с картиной. Устное сочинение
1
Подбор и составление научно-популярного сообщения на заданную тему.
Регулятивные:
- учиться высказывать свои предположения.
Коммуникативные:
-учатся обосновывать свое суждение, оформлять свою мысль в устной форме. Инициативное сотрудничество.
12.03-16.03
96
Контрольный диктант за 3 четверть.
1
Формирование умения грамотного письма под диктовку и выполнения грамматических заданий.
Личностные:
- формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные:
- формирование умения контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные:
- формирование умения использовать установленные правила в контроле способа решения и формирование умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
97
Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Словарный диктант.
1
Формирование умения писать букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Личностные:
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию.
Познавательные:
- формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, строить рассуждения; обобщать.
Регулятивные:
- формирование умения применять установленные правила в планировании способа решения.
Коммуникативные:
- формирование умения обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
98
Заседание клуба «Жизнь корня в составе разных частей речи». Родственные слова разных частей речи. Слова с удвоенной буквой согласного.
1
Формирование знаний о родственных словах разных частей речи.
99
Окончания существительных во множественном числе И. п.
1
Формирование умения распознавать в тексте имена существительные в форме мн.числа.
19.03 – 23.03
100
Контрольное списывание.
1
Формирование грамотного списывания.
101
Окончания существительных во множественном числе в Р. п.
1
Формирование умения распознавать в тексте имена существительные в форме мн.ч в Р. п.
Личностные:
- самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, что мы знаем о формах слова, а что ещё нет.
Познавательные:
- подведение под понятие: определение окончание». Понимание и преобразование информации. Установление причинно-следственных связей: школьник должен установить связь между главным словом и зависимым с помощью вопроса.
102
Р/р. Работа с картиной. Письменное изложение.
1
Формирование умения составлять план, пересказывать текст с опорой на план.
Личностные:
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию.
Познавательные:
- формирование умения анализировать информацию. Формирование умения осуществлять смысловое чтение.
IV ЧЕТВЕРТЬ
103
Окончания существительных во множественном числе в Р. п.
1
Выделение значимых частей слова.
Личностные:
- самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, что мы знаем о формах слова. Высказывание и обоснование своей точки зрения.
Познавательные:
- понимание и преобразование информации.
02.04-06.04
104
Работа над ошибками. Написание существительных с суффиксом - ИЩ.
1
Значение суффиксов и приставок.
Регулятивные:
- определение, формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельное умение работать по предложенному плану, используя необходимые средства; умение организовывать своё рабочее место и работу.
105
Написание существительных с суффиксом - ИЩ.
1
106
Окончания существительных во множественном числе в разных падежах.
1
Изменение существительных по числам и по падежам.
Личностные:
- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. Самоконтроль процесса и результатов деятельности. Способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.
Познавательные:
- формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы, например, для выбора нужного объяснения выражения. Умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Формирование умения поиска информации в учебных словарях.
107
Окончания существительных во множественном числе в разных падежах
1
09.04 – 13.04
108
Правописание падежных окончаний существительных.
Словарный диктант.
1
109
Написание суффикса - ОК- после шипящих.
1
Выделение значимых частей слова. Значение суффиксов и приставок.
Познавательные:
- отработка умения применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
110
Р/р. Азбука вежливости. Как правильно говорить по телефону. Учимся слушать других…
1
Этикет.
Личностные:
- формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Познавательные:
- определение, формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками.
Регулятивные:
- построение сообщения в устной форме.
111
Изменение прилагательных по родам и числам.
1
Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Согласование с именем существительным.
Личностные:
- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. Проявление познавательной инициативы на основе имеющихся знаний. Умение определять уже известные знания (познавательная инициатива).
Познавательные:
- формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям. Умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Подведение под понятие на основе распознавания объектов выделения существенных признаков (подведение языкового материала под лингвистическую схему).
Регулятивные:
- понимание учебной задачи. Работа в заданном темпе. Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Самоконтроль при сравнении с образцом.
Коммуникативные:
- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения.
16.04 – 20.04
112
Изменение прилагательных по падежам
1
113
Окончания прилагательных мужского и среднего рода в И. п.
и В. п.
1
114
Окончания прилагательных мужского и среднего рода в Р. п. и В. п. Словарный диктант.
1
115
Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода.
1
Актуализация знания алгоритма по определению падежных окончаний прилагательных.
23.04 – 27.04
116
Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода.
1
117
Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки.
1
Представление о «беглых гласных» звуках Е и О.
118
Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки.
1
119
Склонение прилагательных во множественном числе.
1
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных в форме мн. числа.
30.04 – 04.05
120
Окончания прилагательных во множественном числе в И. п.
и В. п.
1
121
Окончания прилагательных во множественном числе в Р. п.,
В. п., П. п.
1
122
Окончания прилагательных во множественном числе в Д. п.,
Т. п.Словарный диктант.
1
123
Повторение изученного. Второстепенные члены предложения.
1
Синтаксическая функция имён прилагательных в предложении.
Познавательные:
- формирование умения применять правила и пользоваться инструкциями.
Регулятивные:
- формирование умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.
07.05 - 11.05
124
Контрольный диктант по теме«Имя прилагательное – как второстепенный член предложения».
1
Формирование умения грамотного письма под диктовку и выполнения грамматических заданий.
Личностные:
- формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные:
- формирование умения контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
125
Работа над ошибками.
Слова с удвоенной буквой согласного.
1
Слова с удвоенной буквой согласного.
126
Р/р. Письменное изложение.
1
Работа над основной мыслью текста, составление плана текста, использование его при письменном изложении.
Познавательные:
- формирование умения осознанно и произвольно строить сообщение в письменной форме.
Регулятивные:
- формирование умения составлять план и последовательность действий.
Коммуникативные:
- формирование умения строить монологическое высказывание.
14.05 – 18.05
127
Работа над ошибками. Начальная форма глагола. Суффикс - ть (- ти, - чь).
1
Знание вопросов и суффиксов начальной формы глаголов –ть- ,-ти-, -чь-, представление о частице –ся, умение выделять корень и суффикс в инфинитивах глаголов на – чь.
Личностные:
- уважительное отношение к иному мнению. Мотивация учебной деятельности через выполнение заданий на основе имеющихся знаний.
Познавательные:
- подведение под правило, сравнение, анализ информации.
Регулятивные:
- формулировать и удерживать учебную задачу. Создание алгоритма действия при написании слов на данную орфограмму.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
128
Написание частицы - ся
1
Знание о происхождении и значении части- цы -ся-(-сь), умение правильно употреблять в речи возвратные глаголы
129
Написание Ь перед частицей - ся
1
130
Другие суффиксы глагола: -а-, -е-, -и-, -о-, -у-, -я-.
Словарный диктант.
1
Умение определять в словах глагольные суффиксы, разбирать глаголы по составу.
21.05 – 25.05
131
Времена глагола. Прошедшее время глагола.
1
Усвоение понятия «время глагола», умение определять времена у глаголов, знание особенностей их изменений в настоящем, прошедшем и будущем временах.
132
Настоящее время глагола.
1
133
Будущее время глагола.
1
134
Итоговый контрольный диктант. Проверка изученного материала за год.
1
Формирование умения грамотного письма под диктовку и выполнения грамматических заданий.
Личностные:
- формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные:
- формирование умения контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные:
- формирование умения использовать установленные правила в контроле способа решения и формирование умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Коммуникативные:
- формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, формулировать свои затруднения.
28.05 – 31.05
135
Работа над ошибками. Написание Ь после шипящих во всех формах глагола.
1
Систематизация и обобщение знаний.
136
Р/р. Оформление писем в клуб.
1
Использование приобретенных знаний и умений в работе.
Личностные:
- формирование мотивации учебной деятельности через организацию участия детей в действиях интриги, ориентирующей на перевод непонятного языка.
Познавательные:
- формирование умения сравнивать объекты, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе собственного наблюдения.