Роль учителя при предъявлении учащимся учебных действий и операций.
Роль учителя при предъявлении учащимся учебных действий и операций.
Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления. Ее развитие будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения. Ребенок, становясь младшим школьником, несмотря на подготовку, больший или меньший опыт учебных занятий, попадает в принципиально новые условия.
И роль учителя при предъявлении учащимся учебных действий и операций заключается в том, чтобы создать платформу для успешного открытия учащимися новых знаний, формирования умений и компетенции, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умения учиться, предоставить учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Именно активность учащегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности.
Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества — совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль учителя при предъявлении учащимся учебных действий и операций.»
Роль учителя при предъявлении учащимся учебных действий и операций
В основу реализации задач ФГОС положен культурологический и деятельностный подход в педагогике
Личность человека формируется и проявляется только в деятельности. Различают внешнюю и внутреннюю деятельность. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемых при движениях рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством умственных действий, где человек оперирует с идеальными моделями, образами предметов, представлениями о предметах. Деятельность рассматривается как средство становления и развития субъектности ребёнка.
Одним из важных структурных компонентов деятельности являются действия и операции. Действие — единица любой деятельности. Действие — это такой процесс, мотив которого не совпадает с его предметом (т.е. с тем на что оно направлено), а лежит в той деятельности, в которую данное действие включено. При этом «предмет действия есть не что иное, как его сознаваемая непосредственная цель».
Согласно А.Н. Леонтьеву, операции — это способы действия, отвечающие определенным условиям, в которых дана его цель. Сознательное целенаправленное действие в обучении, многократно повторяясь, включаясь в другие более сложные действия, постепенно перестает быть объектом сознательного контроля обучающегося, становясь способом выполнения этого более сложного действия. Это так называемые сознательные операции, бывшие сознательные действия, превращенные в операции.
Учебные операции, входящие в состав действия, соответствуют конкретным условиям решения отдельных предметных задач. Такими учебными действиями являются:
действие выявления проблемы (учебной цели) из поставленной учебной задачи;
действие выявления общего способа разрешения проблемы на основе анализа общих отношений в изучаемом учебном материале, т.е. общего способа решения задач данного вида;
действие моделирования общих отношений учебного материала и общих способов разрешения учебных проблем;
действие конкретизации и обогащения частными проявлениями общих отношений и общих способов действия;
действие контроля за ходом и результатами учебной деятельности;
действие оценки соответствия хода и результата деятельности учащихся поставленной перед ними учебной задаче.
Приведем пример некоторых учебных операций в контексте темы «Состав слова».
Ученик:
Русский язык, 1 класс
Приведем пример заданий, предполагающих формирование такой учебной операции, как сравнение, они выделены специальным значком – «Сравниваем» (сравнение значения и звучания слова — с. 15, 71, произношения и написания — с. 79, сравнение разных значений многозначного слова — с. 30, количества гласных звуков и слогов в слове — с. 66 и т. п.). Задания учебника предполагают анализ слов, способных наиболее точно передать смысл в конкретной ситуации общения (с. 64), а также распределение слов по группам с определением критерия такого разделения (с. 35, 37, 39, 65, 81).
Русский язык, 2 класс
В учебнике «Русский язык. 2 класс» предусмотрены задания на сравнение: звучания гласных и согласных звуков в стихотворном произведении (ч. 1, с. 45), произношения слова и его написания (ч. 1, с. 47), слов, одинаковых по звуковому составу, но различающихся ударением (ч. 1, с. 86) и мн. др. Предлагаются задания на группирование слов по различным критериям (ч. 1, с. 102, 122, 128 и др.), задания подобрать обобщающее слово (ч. 2, с. 9).
Учебная деятельность, как уже указывалось, это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действия в сфере научных понятий.
Учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения, причем этот способ оказывается осознанным в разной мере у разных учеников, и они допускают ошибки, решая аналогичные задачи. ФГОС предполагают совместное "открытие" и формулирование детьми и учителем общего способа решения целого класса задач. В этом случае общий способ усваивается как образец и легче переносится на другие задачи данного класса, учебная работа становится более продуктивной, а ошибки встречаются не так часто и быстрее исчезают.
Примером учебной задачи может служить морфосемантический анализ на уроках русского языка. Ребенок должен установить связи между формой и значением слова. Для этого он усваивает общие способы действия со словом: нужно изменить слово; сравнить его с вновь образованным по форме и значению; выявить связь между изменениями формы и значения.
В приведенном выше примере операторным содержанием будут те конкретные действия, которые совершает ребенок, решая частные задачи - найти корень, приставку, суффикс и окончание в заданных словах. Что делает ученик, зная общий способ решения этих задач? Прежде всего, он изменяет слово так, чтобы получить его вариантные формы (скажем, "лесной" - "лесная", "лесные", "лесному"), сравнивает их значения и выделяет окончания в исходном слове. Затем, изменяя слово, получает родственные (однокоренные) слова, проводит сравнение значений, выделяет корень и другие морфемы: лес-н-ой - лесн-ая, лесн-ые лес-ник пере - лес-ок лес
В данном случае учитель может использовать различные кластеры, таблицы??
Слайды
Далее, говоря об учебных операциях, необходимо сказать о контроле.
Первоначально учебную работу контролирует учитель. Но постепенно дети начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю - важная и сложная педагогическая задача.Недостаточно контролировать работу только по конечному результату (верно или неверно выполнено задание). Ребенку необходим так называемый пооперационный контроль - за правильностью и полнотой выполнения операций, т.е. за процессом учебной деятельности. Научить ученика контролировать сам процесс своей учебной работы - значит, способствовать формированию такой психической функции, как внимание.
Последний этап контроля - оценка. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться адекватно ее оценивать. При этом также недостаточно общей оценки - насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий - освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны. Последнее особенно трудно для младших школьников. Но и первая задача тоже оказывается нелегкой в этом возрасте, поскольку дети приходят в школу, как правило, с несколько завышенной самооценкой.
Учитель, оценивая работу учеников, не ограничивается выставлением отметки. Для развития саморегуляции детей важна не отметка как таковая (довольно распространенная ошибка педагога), а содержательная оценка.
Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления. Ее развитие будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения. Ребенок, становясь младшим школьником, несмотря на подготовку, больший или меньший опыт учебных занятий, попадает в принципиально новые условия.
И роль учителя при предъявлении учащимся учебных действий и операцийзаключается в том, чтобы создать платформу для успешного открытия учащимися новых знаний, формирования умений и компетенции, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умения учиться, предоставить учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Именно активность учащегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности.
Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества — совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем.
object(ArrayObject)#886 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(254) "Научно-методическая статья на тему:"Дидактическая игра как одно из средств привития интереса к математике в начальном общем образовании." "
["seo_title"] => string(156) "nauchno-mietodichieskaia-stat-ia-na-tiemu-didaktichieskaia-ighra-kak-odno-iz-sriedstv-privitiia-intieriesa-k-matiematikie-v-nachal-nom-obshchiem-obrazovanii"
["file_id"] => string(6) "166860"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1422996831"
}
}