«Роль здоровьесберегающих технологий в повышении эффективности образовательного процесса»
«Роль здоровьесберегающих технологий в повышении эффективности образовательного процесса»
Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, и было в радость?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Роль здоровьесберегающих технологий в повышении эффективности образовательного процесса»»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Моготская средняя общеобразовательная школа»
Тындинского района Амурской области
Выступление на МО
«Роль здоровьесберегающих технологий
в повышении эффективности
образовательного процесса»
Учитель начальных классов
Миронова М.Н.
Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена.
Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.
Данные многих авторов свидетельствуют о том, что за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в 4 – 5 раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 86% учащихся 1 класса и у 93% - старшеклассников.
Особенность обучения школьников состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы не только со здоровьем (болит живот, голова) – но и появляются трудности в учении. В первую очередь это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминание учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость. Это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.
Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, и было в радость?
В рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования идет подготовка к организации здоровьесберегающего образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях.
«… под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье» (Письмо Министерства образования России «О работе экспериментальных образовательных учреждений по направлению «здоровьесберегающие технологии»).
Несмотря не имеющуюся нормативную базу, в российском образовании пока не сложилась стройная система воспитания здорового ребенка. Существует множество организованных, методических, материально-технических, кадровых и других предприятий для эффективного проведения данной работы в школе. Важнейшей из них является проблема компетенции учреждений образования в сфере охраны здоровья учащихся. Для правильного решения данной проблемы важно разграничивать понятия: «педагогические здоровьесберегающие технологии» и «здоровьесберегающие технологии в образовании». Нередко эти понятия смешиваются, что в итоге приводит к отсутствию научной организации работы по сохранению здоровья учащихся. На основании многолетнего опыта изучения данной проблемы выделяется следующая систематизация здоровьесберегающих технологий, используемых в образовании. Как видно из рисунка (рис. 1), здоровьесберегающие технологии в образовании – это многокомпонентное понятие, включающее как минимум три составляющие: санитарно-гигиенические, медико-профилактические и педагогические технологии. Таким образом, педагогическое здоровьесберегающие технологии, являющиеся сферой деятельности педагогов, составляют лишь часть данного направления работы в школе, что соответственно и определяет пределы компетенции педагогической здоровьесберегающий деятельности.
Актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Одним из необходимых условий ее эффективности является диагностика потребностей учащихся в гигиеническом воспитании и обучении. При исследовании гигиенической грамотности и образа жизни учащихся младшего школьного возраста следует обратить внимание на следующее: жалобы на здоровье, состояние осанки учащегося, состояние зрения, соблюдение режима дня, питание в семье (однообразно или разнообразно), соблюдение правил личной гигиены, знания о вреде курения.
От организации гигиенических условий обучения, личной гигиены, гигиены быта, правильности представлений о гигиенических нормах и правилах во многом зависит состояние здоровья.
Таким образом, ведущим направлением педагогической деятельности по охране здоровья учащихся должно стать гигиеническое воспитание и обучение, удовлетворяющее их реальные потребности. В условиях начальной школы особое внимание должно быть обращено на снижение «цены» адаптации ребенка к школьному обучению, формирование гигиенических навыков и развитие мотивации к здоровому образу жизни.